• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Какова история Гром-камня? Часть 3

Гром-камень, с ледниковой поры стоявший в восьми верстах от берега Финского залива, по предложению С.Г.Вишнякова решено было использовать в качестве пьедестала знаменитого Медного всадника. По пути в столицу его уже начали обрабатывать каменотесы, и осколки разной величины, вплоть до солидных по размерам, сопровождали путь каменной глыбы, будто отмечая вехами ее маршрут.

В частности, они остались и возле той самой сосны, которую местные жители почитали памятником Петру I за спасение утопающих, совершенном 1−2 ноября 1724 г. Самый крупный получил даже соответствующее собственное наименование — Большой камень. Позднее рядышком была построена церковь во имя Святого Апостола Петра.

…Сосна упала в 1924 г., часовня снесена в 1930-е, церковь закрыта, а затем превращена в кинотеатр… И до 1991 г., когда она вновь начала действовать, лишь Большой камень оставался меткой памяти былым событиям.

А на Сенатской площади, где проводилась основная работа по сооружению постамента, тоже имелось множество разновеликих обломков. Петербужцы, проявляя наисильнейший интерес к строительству памятника Петру I, были весьма охочи до сувениров из этих осколков — на память, так сказать. Куда они разошлись — доподлинно неизвестно.

Существует легенда, согласно которой среди них нашлись изобретательные прагматики, додумавшиеся использовать камешки для личных нужд: кто заказывал из них вставки к запонкам, кто — набалдашник для трости, кто — перстень.

Но ни в одном антикварном магазине такие вещицы пока не встречались, что дает основание историкам отрицать реальность подобного обращения с осколками Гром-камня. Впрочем, может, еще отыщутся? Вот было б интересно взглянуть!

Но вернемся к тем временам, о которых рассказ. У Этьена Мориса Фальконе, автора памятника Петру I на Сенатской площади, портились отношения с властью. Виной тому был все более усугублявшийся конфликт с И. И. Бецким, Президентом Академии Художеств.

Причиной его стало расхождение в творческих взглядах, которое перешло в нараставшую и неприкрытую личную вражду. Обе ссорящиеся стороны жаловались императрице друг на друга, пока наконец французский скульптор не был обвинен И. И. Бецким в растрате казенных денег.

В итоге Фальконе, не закончив сооружение памятника, покинул Россию, и не преминул прихватить с собой ставшие модными обломки Гром-камня. Впрочем, по отношению к нему мода, как вы понимаете, не могла быть первостепенной причиной.

Продолжение упомянутой легенды гласит, что по возвращении в Париж (с длительной остановкой в Голландии) он начал дарить эти осколки друзьям и знакомым, и якобы здесь им тоже вскоре нашлось применение: камешки стали оправлять драгоценными металлами, и модницы щеголяли друг перед другом, демонстрируя новые украшения.

То, что скульптор взял с собой на память частицы Гром-камня, представляется весьма правдоподобным. Ведь памятник, который впоследствие благодаря А. С. Пушкину стал именоваться Медным всадником, был делом его жизни, которое ему не довелось завершить. И даже на открытие его Фальконе не был приглашен. Мастеру прислали лишь две медали, которые точно не были сделаны из Гром-камня. И он заплакал…

Величественна скала, на которой вздыбился конь Петра I, а осколки ее, возможно, разошлись по разным частям света — ведь сколько народу покинуло Россию после революции 1917 г., и сколько парижан разъехалось по миру!

Есть камни, которые двигаются сами по себе, порой даже прячась от людского глаза, но есть и такие, которые перемещаются по воле человека. Но ведь и сам человек — то отправляется, куда захочет, а то бывает гоним или вынуждаем к переезду…

Статья опубликована в выпуске 10.10.2008

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: