Дмитрий Шомин Мастер

Как умудряются импровизировать джазмены, которые первый раз видят друг друга?

Встречаются совершенно незнакомые друг с другом люди, садятся в кружок и начинают играть импровизации, перекинувшись лишь парой слов. Такая картина является нормой для так называемых джем-сешнов (jam session), или по-простому джемов.

С детства я ломал голову над этим. А ведь учился в музыкальной школе. И про аккорды знал и всякие мудреные слова. А вот не понимал. Пришлось изучить предмет поглубже. Ответ оказался прост до боли.

Джем — это и есть импровизация. При чем тут варенье — непонятно. Да и откуда взялось это загадочное слово джаз — науке тоже не известно. Но явление появилось в начале двадцатого века. Считается, что родили его афроамериканцы, как принято их теперь называть. И были это простые духовые оркестры, игравшие на свадьбах и похоронах. Традиция, на самом деле, цыганская. Но почему-то негры стоят у самых истоков. Так считается.

Играли они популярные мелодии, играли, как могли, не зная ни нот, ни законов гармонии. Но, народу нравилось. Слушали и одобряли. И все это развилось в так называемый Нью-Орлеанский джаз. Когда белые переняли эту традицию, получился диксиленд.

Играли каждый как мог и как понимал, по-цыгански. Каждый тянул свою партию. Но поскольку играли все-таки не негритянскую, а европейскую музыку, то и тянулись к соответствующим гармониям. Сначала осваивали три аккорда.

На тот момент уже в каком-то виде существовал блюз (совсем, вроде как, отдельная штука). И его стали распевать (чисто по-негритянски, с оттягом) на эти самые три аккорда. А аккорды расположили в 12 тактов в определенном порядке. Но поскольку в блюзе есть звуки совсем не помещающиеся на нотную бумагу (или по-ученому на нотный стан, теряются они где-то между линеек), то и получилась «грязная» музыка. Они так сами ее называют. Это по-нашему диссонансы. Их там довольно много.

Вот так вот и заложилась основа современного джаза: «грязь» (диссонирующее звучание), строгая последовательность аккордов (гармоническая схема) и свободное музицирование по этой самой схеме. Вскорости появился еще и свинг (этакая небольшая драйвовая раскачка). Но этот самый свинг то пропадал, то вновь появлялся, а вот импровизация и «грязь» остается и до сего дня основой джаза.

А стилей джаза за время его существования расплодилось огромное количество. Это и свинг, и би-боп, и даже джаз-рок. И еще много всяких разных. Например, симфо-джаз. Вспомним Гершвина с его крупными джазовыми произведениями. И звучание современных эстрадных оркестров рождено джазом. Но это уже немного в стороне. Это уже не джаз. Хотя звучит иногда очень и очень похоже.

За время существования джаза появлялось много композиторов. Уже достаточно грамотных и профессиональных. Они усложняли гармонию, наращивали по мощи аккорды. Добавляли «грязи». И рождали популярные мелодии. Которые народ передавал «из уст в уста» (играли в основном духовики, трубы, тромбоны, кларнеты). И вот эти самые мелодии становились общепринятыми на джемах. Их стали называть джазовыми стандартами. Иногда называя вечнозелеными (по-нашему выходит вечно молодыми). И насчитывается их около четырех сотен. Профессионалы знают хотя бы половину.

Так вот эти самые стандарты состоят из мелодий (чаще недлинных) и аккордов (гармонии). И все джазмены знают эти мелодии и аккорды наизусть. Когда они встречаются первый раз, они выбирают известные всем участникам джема мелодии, договариваются о выборе тональности и — вперед и с песней. Ведь джаз — это часто песня.

В начале, когда в группе было немного музыкантов, импровизация происходила одновременно. Каждый тянул свою линию, как в русской народной песне (по-настоящему народной, а не писанной неизвестным городским автором в 19 веке). Каждый обыгрывал, как говорят, аккорд по общепринятой для данной мелодии схеме. Потом стали импровизировать по очереди. Сначала звучала тема, а потом каждый выдавал свою импровизацию, друг за другом. А весь состав аккомпанировал ему, каждый на свое усмотрение в рамках известных аккордов.

На самом-то деле, примерно так же происходило в течение нескольких сотен лет (а может и больше, никто не знает) на просторах нашей великой Родины, России. Заезжие иностранцы отмечали потрясающую, сложную и многоголосную импровизационную манеру пения в деревнях. Каждый «гнул свою линию» в рамках общеизвестной песни. И «грязь» та же появлялась, и лад был отдаленно похож на блюзовый. Да и грусть рабочих негритянских песен, легших в основу блюза, прослеживается в наших родных напевах.

Так что народ — он и есть народ, независимо от цвета кожи и места рождения. И можно сказать, что джаз с «замесом» на блюзе — это от души, по-настоящему. По-нашему, по-русски. Хоть и с афроамериканским акцентом.

Обновлено 20.10.2008
Статья размещена на сайте 11.10.2008

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Заезжие иностранцы отмечали потрясающую, сложную и многоголосную импровизационную манеру пения в деревнях

    ))
    Моя старенькая матушка, выключая телевизор, ворчливо вздыхает - "ОднОгОлОсие какое то.."

    Оценка статьи: 5

    • Этточна! Коммерческаяс музыка называется. В Америке недавно построили мировой центра джаза. Зал на 150 мест. Или что-то около этого. Некоммерческая музыка.

      • ))

        полагаю, стоимость НЕкоммерческой музыки
        настолько заоблачна, что мало кто ее слышал.

        Оценка статьи: 5

        • НОрмальные люди не знают кто такой Чарли Паркер. Зато знают кто такой Синатра или Бернес. Или на новый лад Мадонна с Киркоровым. ВОт она где разница. И не для слушателя эта разница, а в гонораре. А слушает каждый свое. Кто-то бешеную Ванессу, а кто-то Спивакова. Вивальди, Вивальди... слышал я этого вашего Вивальди...

          • не для слушателя эта разница, а в гонораре

            Имхо, именно для слушателя.
            И для маэстро очень важно, кто слушатель, хотя принято считать что гений творит в никуда - потому как не может не творить. Есть и иное мнение - гений вполне способен сотворить себе слушателя сам.

            А что гонорар.. серия гастролей, и начесать можно сколько нужно, ибо публика в основном непритязательна и готова платить за что дают.

            Вивальди... слышал я этого вашего Вивальди...

            ))
            Бойтесь! вам вполне могут привести в качве доказательства рингтон в вытащенной из штанов мобиле.

            Оценка статьи: 5

            • Все-таки позволю себе не согласиться. Все дело в гонораре. Джаз, например, в первую очередь - импровизация. ОДин джазист старый советский пишет, что каждый день писал (ПИСАЛ, а потом уже играл) новое соло. А потом хочется отдачи от зала. Зал должен понять и среагировать. Нету у нас (ди и у них тоже) стока зрителей подготовленных к джазу. И не может на соло, таким образом реагировать толпа на стадионе. Отдачи не будет. Следовательно не будет денег. Или музыкант скатится к попсе. Попса есть и в джазе и в роке и... в попсе.

              Попса - это простая понятная мелодия в моцартовском (или вивальдьевском) стиле, простой аккомпанемент, доступный текст. И три минуты. ВОт критерий. Отсюда - бабки. То бишь гонорары.

              Все тот же Вивальди писал попсу, не побоюсь этого сравнения. Типичный концерт - 10-15 минут. Состоит из трех-четырех частей контрастного характера (чтоб народ не уставал) по 3-5 минут. Для знатоков и ценителей писались кончерты гросси. Минут на двадцать. То же самое относится и к писателям опер 19 века, танцев (типа Штрауса). Это все попса. Только проверенная временем. Коммерческая музыка.

              Да, кстати, джаз когда-то и был такой комерческой музыкой. Если б не би-боп. Те кто его придумал специально настолько усложняли музыку, чтоб с ними никакая шушера с улицы не могла джемить. Тогда это еще было популярно. Приходили в клуб и играли. Так вот с тех пор играть могут тока профи высокого полета. Би-боп убил джаз как популярную(коммерческую) музыку.

  • бИ-боп?!

    Оценка статьи: 5