• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Чем мы дышим? Предки наши о воздухе глаголили так...

Воздух — один из основных элементов славянской мифологической традиции. Напрямую он вроде бы и не присутствует в качестве персонажа либо обстоятельства, сопровождающего событие: то, иное, еще какое… Тем не менее, само понятие духа и души у славян связано с ним, с воздухом. Произнесите и почувствуйте: воз-дух…

Он связывает небо и землю, без него и жизни нету. С обозначением воздуха у славян непосредственно связано понятие ветра, что неслучайно: он, воздух, не стоит на месте, а движется. Исстари так повелось, и у нас автоматически воспринимается, а раньше-то было свято.

Вот сколько специалистов, например, читало-перечитывало «Слово о полку Игореве»… И порешили, наконец, что согласно трактовке древнего автора, ветры являются стрибожьими внуками. Стало быть, Стрибог славянский — бог ветра. И воздуха тоже, да? Или нет…

На самом деле, ни в одной мифологической системе никогда и никакой дед не наделялся правами управления потомками в пост-постколене. Детям своим мог судить да повелевать, а внукам… Это было бы не по чести славянской. Внуков только любили да лелеяли деды.

Так и не могли они появиться у предков без наличия непосредственных родителей, — откуда ж иначе? Кто ж они были? Про маму история темная, поговорим отдельно и позже. А вот откуда эти стрибожьи внуки взяли имя ветряное? Оно по отцу передавалось на Руси.

А вспомним-ка мы Перуна-громовержца, который был одновременно дарителем дождя, плодородия, да и самой жизни, наконец! Вполне логично предположить, что движения воздусии не могли без него обходиться.

А как он это совершал? Полистаем русские народные сказки: в ряде сюжетов Перун повелевает ветрами. Но как?! А заметьте, что у всех индоевропейских богов-громовников атрибутом силы является… орел. По многим славянским поверьям, гигантский орел взмахом крыл своих создает движенье воздуха, т. е. ветер. По Старшей Эдде (Скандинавия) исполинский орел на мировом дереве Игграсиль тоже создает ветер, крылами машучи.

А Пушкина Александра Сергеевича помните? Королевич Елисей искал-искал невесту, к кому-только не обращался, но только ветер (движенье воздуха) дал ответ. Почему? Потому что без этого воздушного движения и жизни нет. Вдох — выдох, принял — отдал.

И двуглавый орел, ныне и присно — показывает нам, что может взмахнуть или задержаться, а нам в результате жить или… Куда без воздуха, который не просто висит, а обязательно движется! И когда мы что-нибудь делаем, то тоже создаем движение, как минимум, в воздухе, т. е. помогаем если не творению, то, по крайней мере, сохранению и продолжению жизни.

Статья опубликована в выпуске 14.10.2008

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: