• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Как относились наши предки к стихии огня?

Батюшка ты, царь-огонь, — обращались к нему славяне, и добавляли, — всеми ты царями царь. Почитали огненную силу наши предки и просили у нее милости и кротости. Еще бы! Уж что-что, а пожары столько жизней унесли, не говоря уж о каких бы то ни было материальных ценностях…

Вряд ли случайность, что имя жаркой стихии так созвучно древнейшему ведическому божеству Агни, который был братом-близнецом царя богов Индры и покровительствовал огню. А уж огненных змиев в фольклоре — не перечесть.

С другой стороны, без огня никак не обойтись и в повседневности: горящий очаг дает тепло, свет, пищу. Он является одной из несущих основ мирозданья. Может разрушить — уничтожить все на своем пути, а может очистить, согреть и возжечь пламя творчества. Как разделить эти ипостаси?

Предки наши считали, что врагом огонь становится лишь тогда, когда нет надлежащего ухода за ним в доме. Пока любят и почитают, он бережет семью, а ежели перестали — не пощадит, превратившись из хранителя жизни в неуправляемую силу. То есть являлся он своеобразным камертоном упорядоченности: пока энтропия в малых величинах, — игнорирует либо нивелирует, но если возрастает запредельно — уничтожает то, что ее породило.

Итак, огонь предпочитает порядок, расправляясь, если нужно, с хаосом. Именно так, а не наоборот. На пожарище либо возводят новую постройку по определенным правилам, либо уходят с него навсегда. Забавно: даже по нынешним юридическим нормам считается: если печная труба цела, значит, выгорел дом не дотла, стало быть, не такие уж погорельцы те, кто лишился крыши над головой.

Важно и то, что огню искони отдавали право на судейство. Жертв его приговора могли и пожалеть, но не винили пламя за то, что оно содеяло. Почему? В первую чередь, это связано с восприятием его в качестве движущей силы. Для мировоззрения славян вообще характерно установление более высокого ранга важности для тех сил, что способны вершить — действовать.

Это прослеживается во всех их отношениях со стихиями. Причем строились такие отношения не на почве сковывающего волю страха, а напротив, исходя из возможности договориться. Считая все окружающее живым, мудрые наши предки не просто жертвовали тому же огню «от живота своего», а признавали за ним право на свой способ общения, который стремились понять.

…Вы когда-нибудь смотрели на пламя свечи? Никакой метафоры в том, что существует огненный цветок, нет. В этом можно убедиться, только глянув повнимательнее на пестрый огонек, вами же и зажженный. Причем туда можно отправить любой негатив, что накопился за день или за более долгий период времени.

Пламя от этого не потеряет яркости. Оно даже обрадуется тому, что вы свой внутренний мир приводите в порядок. А сами вы, поглядев минут пять на этот огонек, почувствуете покой в себе. И узнаете, что вас есть новый союзник: древний, проверенный веками и тясячелетиями, почитаемый предками, прозванный батюшкой-царем-огнем.

Статья опубликована в выпуске 15.10.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: