• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Когда на экраны страны вышел первый русский фильм, и о чем он был?

15 октября 1908 года, ровно 100 лет назад, российскому обществу было представлена первая отечественная кинокартина «Понизовая вольница». Это был первый игровой фильм, так как начиная с 1896 года любители «синематографа» имели честь наблюдать документальное кино, в основном, посвященное жизни царской семьи. Да, зарубежные картины время от времени демонстрировали публике, но своего, родного кино до тех пор не было…

Если что-то делать, то быть первым

Автор сценария В. Гончаров и режиссер В. Ромашков были наняты предприимчивым продюссером, и выбрали для съемок такую «неудобную» для российских властей тему, как жизнь вольного казака Степана Разина. Естественно, еще до того, как картина появилась на экране, она прошла жесточайшую «чистку», цензоры подчистили слишком «вольные фразы». Но успех картины все равно был потрясающий: зрители штурмом брали немногочисленные тогда залы для просмотра.

А начиналось все с фотографа-энтузиаста Александра Дранкова. Он в своем родном Севастополе слыл хотя и чудаком, но непревзойденным мастером. Чудаком потому, что не удовлетворялся тем, что можно найти на блошиных рынках, а поставил дело фотографии на широкую ногу. Во-первых, съездил в Лондон и купил самую новейшую осветительную аппаратуру, зеркальную камеру, которая позволяла делать невиданные до того времени в России моментальные снимки. Более того, молодой человек не замыкался со своими снимками только лишь в родном отечестве. Его фотографии начали печататься в английских и французских журналах, что позволило Дранкову занять место «придворного» фотографа, который увековечивал для истории значимые и не очень события из жизни царского двора.

Пожар во флигеле или фигурное катание конькобежца Панина

Он же первым осваивал кинематограф: каждую неделю в течение года выпускал на экраны новые киносюжеты: «Свидание монархов в Ревеле», «Прибытие шведского короля в Россию», «Свадьба у князя Трубецкого», «Пожар в Петербурге», «Крушение на ст. Померань Николаевской ж. д.», «Фигурное катание на коньках в Санкт-Петербурге известного конькобежца Панина», «День 80-летия графа Л. Н. Толстого» и другие.

Но Дранков понимал: чтобы привлечь людей в кинотеатры, нужен свой фильм, как сейчас бы выразились, блокбастер. А потому он и взялся за Стеньку Разина, зная, как любят в народе песню Садовникова, в которой есть слова: «И за борт ее бросает в набежавшую волну». Правда, специально к фильму он заказал молодому композитору Ипполитову-Иванову написать увертюру. А после того, как задание было выполнено, Дранков распорядился к каждой копии фильма изготовить грампластинку. Когда начинался сеанс, пластинку ставили на граммофон, и получался практически озвученный фильм.

В «батальных» сценах были заняты порядка 100 артистов санкт-петербургских театров. Каждый из них старался показать себя, но как можно это сделать, если фильм снят без звука? Оставалась только отчаянно гримасничать и жестикулировать…

Вначале Запад все «слизывал» у нас…

Но Дранков пошел еще дальше. Перед каждым началом сеанса он показывал фрагменты своих будущих фильмов. Именно от него пошла традиция «крутить» киножурнал, анонсируя фильмы. После Санкт-Петербурга эта традиция потихоньку перекочевала во все европейские и американские кинотеатры…

Съемки проходили в ставшем чуть позже историческом месте Разлив, где в 1917 году прятался от ищеек Временного правительства вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Сценарий к фильму написал инженер-железнодорожник Василий Михайлович Гончаров. За основу он взял народную песню «Из-за острова на стрежень», придумав шесть сценок-постановок, в том числе и несуществующего принца Гасана, к которому ревнует княжну Стенька Разин…

Каждая сцена длится очень недолго, примерно минуту. Общая продолжительность сеанса составляла всего-то 6 минут. Вот почему во время трансляции зрители дружно начинали подпевать песню, а после просмотра требовали повторить сеанс…

Остается добавить, что Александр Дранков оказался основоположником не только первого игрового фильма. Он также первым в России снял детективный сериал «Сонька — Золотая Ручка» (1914−1915), который пользовался бешеным успехом у массовой публики. А в 1920 году Дранков в Крыму снимал и первый порнографический фильм. В том же году он эмигрировал в Константинополь, где устраивал тараканьи бега на потребу публике. Из Турции перебрался в США, попытался устроиться в Голливуд, но неудачно. Свою жизнь окончил после второй мировой войны, на чужбине…

Статья опубликована в выпуске 15.10.2008

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: