• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Как медведь был связан с богами? Символика образа

К медведю на Руси с самых древних времен отношение особое: и на гербах да на знаменах он красовался, и хозяином леса считался, батюшкой да дедушкой величался… Соотечественников наших давно уже за границей окрестили «русскими медведями». Да и ныне мишку то олимпийским символом выбирают, то официальным изображением политической партии.

Обратившись к истории, можем заметить, что дело тут не только в том, что косолапый считается типичным представителем российской фауны. Этот образ издревле воспринимался не просто зверем, впрочем, не только у нас.

Связь с высшими божествами

В древних культурах медведь фигурировал в качестве атрибута богов Верхнего мира. У бога викингов Тора их была даже пара: медведица Альта — мать всех существ женского пола — и медведь Альти — породитель мужского. Кельты признавали его священным животным весьма почитаемой богини Артио, которая и сама иногда изображалась в виде медведицы. А Меркурия этот народ называл «медвежьим».

И в античной Греции была богиня, принимавшая образ медведицы: Артемида, охотница и воительница. А спутница ее, нимфа Каллисто, была обращена в медведицу и отправлена Зевсом в космические дали в виде созвездия Большой Медведицы.

При храме Артемиды положено было содержать прирученного медведя. Дикого же полагалось приносить ей в жертву. По весне в честь этой богини проводился праздник Комоедицы, приуроченный к окончанию медвежьей зимней спячки (аналогичный имелся и у славян). В Аттике ее жрицы во время праздника облачались в медвежьи шкуры и исполняли культовую пляску, являя собой медвежат.

«Медвежьи пляски» для связи с богами были традиционными и у сибирских народностей, и у североамериканских индейцев. В ряде случаев участниками этих ритуальных действ могли быть лишь члены особых «медвежьих» обществ. И в традиции славян было широко распространено ряжение под медведя, в частности, на Коляду.

Медвежьи черты часто усматриваются в облике высших богов, творцов вселенной у народов Севера: Торнгарсоака у лабрабодских эскимосов; Нум у ненцев и т. д. Высший бог Нуми-торум обских угров отправил на землю в медвежьем обличье своего сына для покровительства людям. Согласно поволжским преданиям, Бог мог принимать образ медведя, если хотел показаться людям.

Представление о том, что медведь когда-то был небожителем, бытует и у бурят. Часть их племен считает, что на земле его цель — карать грешников, другая — что он сам был наказан за попытку испугать Бога. Ханты также думают, что медведь ослушался Бога, потому и оказался низвергнутым с небес.

В ряде традиций медведь участвует в Творении мира. Илимские эвенки полагают, что он помогал Ворону создавать вселенную, затем провинился и в наказание был поставлен присматривать за людьми. Коми-пермяты считают медведя Оша создателем земного рельефа: плоскую и ровную почву он расцарапал когтями, и в результате образовались горы и болота.

Подобные мифы сохранились у селькупов и коми-зырян, но там за компанию трудился мамонт. И здесь тоже фигурирует сюжет о провинности медведя, который, будучи сыном верховного божества Ена, глянул с небес на землю, заинтересовался половинкой горошины, оброненной женщиной, слез и полакомился ею, за что был лишен родителем права вернуться домой.

Связь с загробным миром

На Руси в стародавние времена с медведем соотносился бог Нижнего мира Велес, который был хозяином Подземного царства. Отголоски этих представлений сохранились, например, в сказке о медведе, которому охотник отрубил заднюю лапу и отдал старухе варить, а зверь, соорудив себе протез из липы, пришел и стал требовать вернуть ее:

Скрипи нога, скрипи, липовая. И вода-то спит. И земля-то спит. И по селам спят. Одна бабка не спит. На моей коже сидит. Мою шерстку прядет. Мое мясо варит. Мою кожу сушит.

В позднейших вариантах эта история заканчивается благополучно, а вот в более ранних финал трагичен: медведь убивает семейную пару и утаскивает с собой. В другой сказке — «Ивашка Медвежье ушко» — медведь отвозит героя в тридевятое царство, т. е. в иной мир.

Древнерусские названия Плеяд — «Власожелищи», «Волосыни» — также связаны с богом Волосом-Велесом и медведем. В русских поминальных плачах в качестве метафоры смерти упоминаются окна, занавешенные медвежьей шкурой.

У древних германцев медведь связывался с Одином, у которого было воинство из погибших героев, перенесенных валькириями в Вальхаллу. Они назывались эйнхериями и облачались в медвежьи и волчьи шкуры, оборачиваясь этими зверями, обретая их силу.

В Пермской культуре медведь представлен как сторож мира мертвых. В сохранившихся изображениях он или находится в самом низу композиции (над ним или на нем — человеческий череп), или же идет против хода солнца и несет на спине фигуру человека со свертывающейся спиралью на груди.

Связь медведя с загробным миром прослеживается в верованиях относительно того, что его кости символизируют смерть и могут негативно воздействовать на судьбу человека. В частности, подбрасывание их под остов строящегося дома сулило несчастья хозяину на всю его жизнь.

В общем, с разными богами знались мишки…

Кем медведь приходился древним людям? Символика образа

Статья опубликована в выпуске 19.10.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: