Алексей Норкин Грандмастер

Чем пополнить казну? Российские налоги

Государство и правители всех масштабов ревностно следят, чтобы подданные исправно платили все налоги и еще вдобавок роптали в меру. Если не ропщут — значит, налоги малы, надо увеличивать.

Примерно так рассудил в 945 году князь Игорь, собрав дань с древлян. Повторная попытка оказалась роковой. Возмущенные древляне перебили княжескую дружину во главе с ненасытным князем.

Чтобы верноподданные не роптали, налог должен быть понятен и одобрен. Например «полоняничные деньги». Цель была провозглашена благороднейшая — освободить земляков из полона. Ну, кто на это денег пожалеет? Вот и пускали власти «шапку по миру», начиная с 1551 года. Тридцать лет — от случая к случаю.

А потом все привыкли. Власти — собирать деньги, прикрываясь благородным поводом, население — платить. И платило еще сто лет, до 1679 года фиксированную сумму с каждой сохи. Неплохо платило. Тысяч по 150 полновесных рублей ежегодно.

В российской истории немало примеров странных налогов. Но если присмотреться повнимательнее, далеко не все странности окажутся таковыми на самом деле.

Например, «налог на дым». Не путайте с обсуждаемыми ныне размерами табачных акцизов. Это не тот дым, а поднимающийся из печных труб.

На первый взгляд — чистое ретроградство: если изба «курная», то есть топится по-черному — налог платить не надо, а если поддерживает хозяин передовые «ноу-хау» и выстроил себе печь с трубой — изволь раскошелиться.

А идея создателей налога, скорее всего в том, чтобы заставить платить того, у кого есть чем поделиться с «любимым» государством. Беднота, голь перекатная никогда не соберется себе настоящую печку возводить, нечего их и теребить без толку. А вот если нашел человек средства, чтобы «улучшить свои жизненные условия», пусть и о радетелях своих не забывает.

Кстати, в том или ином виде похожие сборы существовали и в других странах, например, в Венгрии и Румынии.

Бывало и так, что налоги вводили не только с целью сбора средств, но и для того, чтобы искоренить устоявшиеся привычки. Всем известен петровский налог на бороду. Существует мнение, что монарх просто из кожи лез вон, чтобы придумать новые подати, потому как на нововведения денег не хватало катастрофически.

Так оно и было. Но борода — не просто повод для того, чтобы положить в казну лишнюю копейку. Борода — символ старой России, всего того, от чего Петр стремился избавиться. А если ты с бородой, значит против реформ. Плати!

И платили. Дворяне по 60 рублей, купцы по 100, холопы по 30. Крестьяне — что с них, темных, взять, носили бороды даром. Но только у себя в деревне. На въезде в город и на выезде приходилось и им раскошеливаться на копеечку. Тоже немало для трудового люда.

И никаких полумер. Если за реформы — сбривай бороду! Желаешь носить новые модные наряды — сбривай бороду! К бороде полагалось только старое платье, сочетать с ней можно было «зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем».

Ослушавшихся царского указа модников ждало наказание, с них повторно взыскивали годовую плату за бороду. Ну, а чтобы «земля горела под ногами» бородачей, осмелившихся рискнуть, половина сбора отдавалась доносчику, сообщившему властям о нарушителе.

Денег Петру действительно не хватало. Чем-либо другим объяснить указ 1704 года трудно. По указу вводился в действие «налог на чистоту». Каждый владелец домашней бани отныне был обязан за нее платить казне. Купцы по трешке, дворяне по рублю, а крестьяне по пятиалтынному.

Лучше всех царя должны были понимать его сподвижники — «госслужащие». Всем государевым чиновникам дополнительно вменялось в обязанности появляться на рабочем месте только чистыми и опрятными. А если кто не совсем правильно воспринимал «политику партии и правительства», тому полагался штраф пять рублей.

За долгие годы существования государства российского примеров «творческого» применения налогообложения верноподданных накопилось множество. В статье упомянута лишь малая их толика. Да разве обо всех напишешь?

Обновлено 3.11.2008
Статья размещена на сайте 3.11.2008

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Кста, я читал у некоторых фантастов о налогах на всякое ретро, например камины с настоящим огнём или пищу без примеси синтетики...

    • Это налоги на экологию. Правильные налоги, хоть понятно на какие цели идут. А как вам нравится снижение налогов на прибыль? Особенно это актуально для развивающихся малых предприятий, у которых затратная часть увеличивается, цены на ТМЦ, услуги увеличиваются, платежеспособность ведущая к снижению оборотов уменьшается и налог на прибыль(как очень гибкий к его минимизации) становится вовсе не "кабальным". Если бы было желание у государства помочь предприятиям, надо было снижать НДС. А вот налог на прибыль считаю эйфоричным и думаю, что так считают все финансисты. Кажется, что это крупинка сахара, перед тем,как на нас вылью ведро помоев.Демократическая заманиха!

      Оценка статьи: 5

  • У нас тоже... есть налог на дождь... Его платят все Юридические лица, за то что дождь смывает с их крыш пыль и уносит в грунтовые воды масло и бензин накапавшиеся с машин.

    Оценка статьи: 5

  • ))

    ну до ндс-а то слабо было дотумкаться, а класть под него отмытые 13-ю %ми трудовые грошики и подавно.. это надо призвание особое иметь.

    Оценка статьи: 4

  • ... Отправил государь-батюшка" бояр , чтоб дань с народа собирать. Долго ходили поборники, много с народу в казну положили. Ан,нет государь вторично гонит по народу, собрать еще велит, что добровольно не отдали. Опять пополнилась казна государя-батюшки. А ему опять неймется. В треть раз гонит бояр по дворам идти, да силою дань брать, да все спрашивает: плачут бабы-то? А мужики-уж злым вороном смотрят? Бояры, вторят: Ой плачут и бабы и детки, а мужики сгуртовались и вороном смотрят. Новый приказ государь издает: Идти в четвертый раз по дворам, да собрать все тайные закрома. Уж боярам страшно в раз стало, но волю государя, нарушить не могут. И опять государь спрашивает: Плачут? Ой, воем уж рыдают - бояре отвечают. Надоть идти и в пятый раз-вторит государь. Понурые возвратились бояре, ничего не принесли ныне государю. Спрашивает государь: Что ныне народ делает?
    А бояре то и отвечают: Да, словно с ума посходили-поют и пляшут, на нас и глазом не повели.
    Закручинился государь- раз пляшут и поют, нече брать значит у народа! Думу думать тепереча надобно, как дать им заработать, чтоб было чем казну пополнять!"

    Оценка статьи: 5

  • ст. 57 Конституция РФ " Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют."

    Оценка статьи: 5