Дарья Пирожкова Мастер

Советские китобои. Герои поневоле?

Каждый день, на протяжении уже 50-ти лет, исторические одесские часы играют мелодию полуофициального военного гимна. И каждый коренной одессит знает, что этой песней «Одесса — мой город родной» начиналась последняя оперетта советского композитора Исаака Дунаевского — «Белая акация». Оперетта о жизни одесских китобоев, о жизни людей, предшествовавших космонавтам по популярности в Советском Союзе, оперетта про авангард истребителей неприкосновенного запаса жизни на планете Земля.

Первыми на китов в открытом океане начали охотиться древние баски, произошло это где-то в начале новой эры. Менялись века и цивилизации, но все продолжался заядлый бой между двумя самыми умными существами на планете — людьми и китами. Начался Х Х век, и теперь стало ясно, что «китовый» вопрос решен практически окончательно — не в пользу китов.

Асами массового китоубийства считались норвежцы и американцы. Они, собственно говоря, и изобрели всю технологию охоты, усовершенствовав её до китобойных баз-фабрик по переработке кита в консервы. В Российской империи этим занимались поморы на Шпицбергене, они брали столько, сколько хватало их семьям на год. Ведь и людей тогда не было так много. Били кита и на советском Дальнем Востоке. Оттуда-то и отозвало Министерство рыбной промышленности в 1946 году известнейшего капитана китобойной флотилии Алексея Соляника.

Сразу после войны Сталин легко, как сейчас говорят, повелся на простую идею: накормить весь голодный послевоенный Советский Союз дешевым океанским мясом. Новые союзники с легкостью отказались от немецкого заказа — китобойной флотилии, которая так и не была передана заказчику из стратегических соображений. Именно эта флотилия, транспортированная Соляником и экспертами-норвежцами в Одессу, немедленно получила скромное название «Слава».

Ядро кадров первой и самой знаменитой китобойной флотилии Одессы составили приближенные Соляника. За гарпунными пушками заняли места асы китоубийства, по привычке намазывавшие кирзовые сапоги жиром китов Охотского моря. Остальных надуло на палубу «Славы» всеми ветрами смутного послевоенного времени.

Первого кита на «Славе» добыл норвежец Ольсен 28 января 1947 года. И началось. Буксировщики швартовались к базе, они тянули цепями оплетенные канатами китовые туши. Разрешалось бить только самцов, но в азарте охоты об этом мало кто беспокоился. Месяцами люди жили в тошнотворном запахе крови и китового жира. Все это делалось ради мгновения возвращения, ради дня, когда ты становился знаменитым в родном городе. Обычно «Слава» и её последовательница «Советская Украина» возвращались в Одессу в начале третьей декады мая. И начинался несколькодневный общеодесский праздник. Именно это спонтанное событие по поводу прибытия флотилии как раз и было первоосновой будущего Дня города, Юморины и всех прочих возможных одесских праздников. Так было во все века, когда китобои сходили на берег живыми и невредимыми. Счастливое возвращение было большой лотереей, многое зависело от врачей. В свое время стал легендой врач «Советской Украины» Николай Калиниченко, который прооперировал сам себе перед зеркалом паховую грыжу, пришил пальцы гарпунеру и вернул с того света целую уйму безнадежных. Но ни один врач не мог отменить ни пятибалльные штормы, ни сороковые южные широты, которые ревели, кидали в стороны и намекали на бессмысленность общего дела.

На китобойные флотилии в последующие годы её работы нанимались матросы, работавшие в шахтах и имевшие по 10−15 лет активного трудового стажа. После первых месяцев пребывания на корабле в качестве передового персонала, матросов, даже многие из них не выдерживали, подавали рапорт о прекращении договора и требовали, чтобы их немедленно чартерным рейсом вернули на сушу. Но люди все равно продолжали ехать не только за длинным рублем, но и за романтикой северных морей.

На смену флотилиям «Слава» и «Советская Украина» пришла рыбоперерабатывающая база «Восток», за ней — скоростной флот «Объединение Антарктики». Однако от собственно Антарктики советские суда отодвигались все дальше, страшное слово «рентабельность» нависло над судьбами и проектами как проклятье.

В 1987 году советские китобои сделали последний выстрел из гарпунной пушки по киту…

Обновлено 3.07.2018
Статья размещена на сайте 7.11.2008

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Еще одно фото -все были сняты с борта транспортного рифрижератора (Т.Р)Берингов пролив

    • Юля Иващенко Читатель 15 марта 2011 в 01:19 отредактирован 25 мая 2018 в 08:31
      редкие фотографии

      Игорь Петров,
      у вас очень хорошие фотографии, большинство китобойных фото черно-белые, так что цветные варианты смотрятся по другому, у вас еще есть из этой серии?
      А про статью я соглашуть что много неточностей и очень поверхностно объяснено, это была огромная отрасль ( размах в Советском Союзе всегда присутсвовал), да и обсуждение вопроса правомерности этого промысла так быстро не рассмотришь ( на Международной Китобойной комиссии до сих пор споры идут, что можно, а что нельзя) много было плохого, но вопрос как это рассматривать...

  • Игорь Петров Читатель 8 декабря 2010 в 20:12 отредактирован 25 мая 2018 в 05:42

    киты переданы на базу

  • Игорь Петров Читатель 8 декабря 2010 в 20:03 отредактирован 8 декабря 2010 в 20:07

    за качество извиняюсь-но суть вы поймете-ранее нигде я это не выкладывал..просто неудачно ...но на слайде ОК..и ещё ...обратите внимание какого цвета вода возле китобойца подходящего к базе в кристально чистой Антарктиде

  • суть такова ...при выловы рыбы часть улова попадает на переработку на рыбомучной установке(вылов рыбы часто превышал возможности морозильных камер и разделочных линий-не за борт её обратно выкидывать или надеяться что не испортится на жаре...) находящейся на судне В процессе переработки одним из продуктов и получается рыбий жир область -технический-На приемо-транспортных судах (Т.Р) имелись специальные емкости для перевозки данного продукта и при прибытии в порт сливались в цистерны-что с ним было далее -это Вам точнее ответят специалисты работавшие в отделах сбыта -добавлю фото про китов на палубе

    • Игорь Петров,
      У нас на "Капитане Орликове" тоже делали и рыбную муку, и рыбий жир. Перемалывали в мукомолке всё, что оставалось - некондиционную, непромысловую, битую рыбу, кидали мелких акул, кальмаров и т.д.. Потом отжимали жидкую часть, фильтровали, вот и получали рыбий жир. В сухую часть что-то добавляли, чтобы не портилась, измельчали - и в мешки. А рыбий жир заливали в опустевшие бочки от оливкового масла, которое нам для консервного цеха присылали, и затем их перегружали на ТР-ы. Ничто не пропадало.

      • Ильгиз Ибрагимов, -интересно-а как сегодня поступают?...надо эти мука и жир кому? ведь практически всё сдают иностранцам что-бы не иметь головной боли дома -рыба практически вся за исключением может красной 50*50 в Минске где я живу -не Россия ....Норвегия Китай Вьетнам Новая Зелланндия и.т.д

        • Игорь Петров,
          Что у вас, что у нас в России сейчас происходит - примерно одинаково. И не сравнить с теми советскими годами, когда мы работали на флоте.
          И те же рыбная мука с рыбьим жиром были нужны. Мука, например, отправлялась в сельское хозяйство как деликатесный корм крупному рогатому скоту, РПЗ шло на зверофермы. А теперь за отсутствием животноводства и звероводства и сырьё это не нужно. Сама рыба для людей тоже становится не нужна. В Москве давно уже исчезли рыбные магазины сети "Океан".
          Так что всё о чём мы здесь пишем - это воспоминания об ушедших временах.

  • Игорь Петров Читатель 7 декабря 2010 в 21:44 отредактирован 7 декабря 2010 в 21:47

    цитата из статьи..Существует целое поколение людей, которое выросло на рыбьем жире, который добывали китобои Антарктики, знаменитой флотилии «Слава», а потом и «Востока». ...во как-да из кита рыбьего жира добудешь как из кота или собаки...автор явно начиталсась сказок про чудо-юдо рыбу кит...рыбий жир как Вам известно получается при переработки РЫБЫ на рыбную муку....а что стало с китобойцами-или в спасатели перепрофилировать или на слом...впрочем от флота почти ничего не осталось судьбу можете проследить здесь -впечатлениями поделитесь-...искренне Ваш....наберите в поиске- Флот страны советов и что мы потеряли и попадете на сайт так как запрещено оставлять комментарии с сылками

  • А уже в 1988 г. вот эти самые китобои, что на фотографии, из ЧПОРП "Антарктика" решили отправить на металлолом, и почему-то в Пакистан. Хотели меня на этот перегон послать, но я дождался вот этого своего РТМКС.

  • еще фото

  • Мне показалась статья некомпетентной и предвзятой-автор явно с темой мало знаком и китобойный промысел закончился не в 1986 а в 1987 году-я в то время работал в Мортрансфлоте-Калининград и мы забирали у базы Советская Украина груз

  • В книжке Велтистова "Рэсси - неуловимый друг" рассказывается о дружбе Рэсси с дельфинами и могучим синим китом Нектоном - легендой Мирового Океана. И дельфин Белобочка рассказывал Рэсси, почему ни один представитель китообразных не бросит сородича - когда-то киты жили на суше, но злые мохнатые обезьяны палками прогнали их в море, и они не смогли забыть этого. А в книжке Лиханова "Лабиринт" Тёмка влюблён в китов, он с восхищением рассказывал о ките, которого загарпунили, а он бросился в атаку на китобойное судно и головой пробил двойной борт.

    Оценка статьи: 5

  • Действительно, очень инетересно.
    А ведь в Одессе была ещё одна Атлантическая Китобойная Флотилия (АКФ) "Совесткая Украина". Вернее, порт её приписки был в г. Ильичёвск Одесской области. Затем, когда китов бить ООН запретила, её переименовали в ЧПОРП "Антарктика". Стали они рыбу ловить. Имел честь работать там когда-то.
    Может автор и про неё знает, а то в Интернете почти совсем нет сведений об этих предприятиях?

  • Интересная статья многого не знала.

    Оценка статьи: 5