• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Как пали боги Древнего Рима?

Началось крушение, казалось бы, с противоположного: с того, что благодаря развитию культа фамилий и «воссозданию» божественной истории Рима предки народа стали соотноситься с мифическими героями и богами, а государственные деятели постепенно стали претендовать на божественное происхождение.

Впрочем, не только в этом государстве происходило подобное. В Египте, например, фараоны обожествлялись задолго до того, как римские властители завели такую же традицию. А Александр Македонский утверждал, что имеет кровное родство с громовержцем Зевсом. Таким образом, аналогичный процесс был характерен для разных народов. В общем, было с кого брать пример.

Первоначально древнеримские правители обожествлялись после смерти, а затем они решили не дожидаться кончины. Это был культ, превозносивший власть в её чистом виде, но не нуждавшийся в повествовательной мифологии или в теологии. Первым из заявивших о своем божественном происхождении и вытекающим из него праве на личную власть стал Сципион Публий Корнелий Африканский Старший, победитель Ганнибала.

На особое покровительство божества претендовал диктатор Луций Корнелий Сулла, писавший в «Воспоминаниях», что ни на что не стоит полагаться с уверенностью, как на то, что укажет ему ночью божество. Гай Юлий Цезарь, выводя свой род от Энея, уповал на родственное отношение к своей персоне со стороны Венеры. Его сподвижник Антоний по той же причине божественных предков рассчитывал на личную поддержку Геркулеса и Диониса. При этом названные исторические личности были убеждены, что после смерти станут богами, т. е. Ларами, и займут особое место в звездных сферах или на полях блаженных.

Постепенно распространявшийся в римских провинциях культ полководцев тоже способствовал укреплению восприятия императорской власти как «согласованной» с волей небожителей. Так сложился императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем их преемников. Но коль скоро императоры стали отождествлять себя с богами, то жены их также не могли считаться простыми смертными, а потому их генеалогия стала увязываться с представительницами Олимпа.

С установлением империи «римский миф», предполагавший обожествление самого государства и его граждан, пришел в упадок. Лишенный небесного происхождения, народ был отстранен от участия в государственных делах, Рим перестал быть гражданской общиной и утратил статус вселенского образца.

Население Римской империи продолжало сохранять верность богам, но не официальному культу, во все возрастающей степени связанному с личностью императора, а небесным персонажам, которые сохранились в памяти с древнейших времен или в восприятии были наиболее значимы для решения задач жизнеобеспечения: богам земли, защиты прав, ремесла. Среди них выделялись, в первую очередь:

Сильван — бог лесов и дикой природы, не имевший официального культа в период Римской республики, а в имперский — самый популярный бог плебеев и рабов;
Бона Деа — богиня плодородия и покровительница женщин, празднества в честь которой превратились во всеобщие оргии, хотя изначально не позволяли участия в них мужчин;
Ферония — богиня весны и цветов, и др.

Вот так откликнулись низы на идею богоизбранности верховной власти.

Римская знать и интеллигенция, потеряв основной римский миф, стала обращаться к различным религиозно-философским течениям, по-своему толковавшим старые мифы и природу богов, к астрологии, демонологии, восточным культам.

Мистериальные культы в эту пору получили широкое распространение, прежде всего те из них, что обещали личное спасение души и те, что привлекали экзотичностью, например, поклонение малоазийской Кибеле, египетской Исиде (Изиде), персидскому Митре. Отголосок этого увлечения можно встретить в «Метаморфозах» Апулея, когда герой за спасением обращается к великой богине Изиде.

Исключительно устойчивым оказалось увлечение астрологией, в которой древние боги отождествлялись со светилами, а в изменчивых, но предсказуемых конфигурациях звезд и планет усматривалась система, влияющая на ход человеческой жизни. Представлениям об этой системе безличных влияний соответствовала вера в безличную магию, а на более высоком уровне — философские рассуждения неоплатоников.

В условиях все более жесткой регламентации реальной жизни и в то же время — нарастающей ее непредсказуемости повысилась, став насущной, потребность веры в посмертное существование души и её загробную судьбу, соответствующую поведению личности при жизни.

С утратой общинных устоев возросла тяга к единому всемогущему богу, стоящему выше земных владык, но, тем не менее, близкого чаяниям «маленького человека», который давал бы надежду лично ему, сострадал и был готов принести себя в жертву ради блага людей. Именно таким и явился Иисус Христос.

Статья опубликована в выпуске 18.11.2008

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Точно подмечено, что во все времена власть хотела, чтобы её считали «согласованной» с волей небожителей. 5

  • Жаль.. хорошие были боги.

    Совсем как люди.

    Оценка статьи: 5

  • Прочла с большим интересом. 5!

    Оценка статьи: 5

  • Была легенда о происхождении Александра от Гелиоса, которая поддерживалась его матерью и в которую искренне верил он сам.
    А император Японии только в конце 40-х годов официально выступил по телевидению и признал, что он никакого не божественного происхождения, а как все люди. Но тогда у всего японского народа происходила ломка сознания.
    А я тоже происхождения определённо не простого и далеко не обыденного - как минимум с гораздо более развитой во всех отношениях планеты, все жители которой давно усвоили основные гуманитарные ценности и истины. Как может быть иначе? А также я наследник древних цивилизаций Земли и по идее мне должно принадлежать всё лучшее.

  • Человек как известно существо слабое и несовершенное и часто в своих слабостях нам не хватает поддержки более сильного и могущественного. Но... помимо прочих слабостей в каждом из людей находится так называемый "комплекс значимости" и у Римских деятелей он явно был гипертрофирован, это во-первых, а во-вторых, конечно управлять запуганным и непросвещенным народом, который почитает тебя за бога гораздо легче.

    Оценка статьи: 5

  • Дорогие коллеги, спасибо за отзывы

  • Вобщем то христианство, было взято на вооружение те ми же императорами, и преследовало те же цели поддерживать власть и держать народ в покорности. Кто хочет возразить вспомните королей и царей Европы, вплоть до 20-го века, они тоже считались поставленными богом и искали поддержку у церкви.
    А изначально христианство имело немного другой смысл и содержание.

  • Николай Евлошевский Читатель 26 августа 2009 в 19:37 отредактирован 26 августа 2009 в 22:48 Сообщить модератору
    Александр бог)

    Валентина Пономарева, вот нашел интересную статью не пожалеете)
    "Жрицы и персидские аристократы, объявили Александра Македонского богом. Он звание принял, обвинения в мании величия отверг категорически. Новоявленный бог, а ранее Александр Македонский, назначил город Вавилон своей столицей. Приказал снести все что осталось от Вавилонской башни, которой к тому времени было около 250 лет. На её месте приказал построить более высокое сооружение, так сказать VIP-жильё, для божественного Александра. Это в Греции боги живут всей кучей на горе Олимп, как в коммуналке, а вот Македонский уехал в Малую Азию, и смотрите, как поднялся. Завидуй Зевс Громовержец."