Геннадий Безруков Профессионал

Возможно ли писательство как вторая профессия?

Что бы мы ни говорили в похвалу бедности, не следует думать, что морение себя голодом — лучшее средство для развития таланта. Нужда, как правило, губит, и в ее безжалостных объятиях погибли тысячи светлых умов, погибли при этом в унижении, унынии и отчаянии.

В чем же причины таких падений? История писательства знает разные причины. Среди них и болезнь автора, а, возможно, и увечье, какое-либо губительное пристрастие (наркотики, алкоголь), простая слабость. Далеко не последнее место среди этих причин занимает возникающее время от времени у некоторых из писательской братии отвращение к работе ради заработка, вызываемое, порой, гордостью мастера, который не желает в силу своего характера идти ни на какие возможные компромиссы с обществом. То есть автор-творец не хотел зарабатывать себе на хлеб насущный ничем иным, кроме своего искусства.

Вопрос о писательстве как о второй или даже третьей профессии относится к числу не самых простых и далеко не однозначным будет ответ на данный вопрос. Кому из нас, пишущих, в молодости не приходила в голову мысль сделать писательство единственным своим ремеслом? Для этого и пытались самые смелые и талантливые из нас попытать счастья в своей попытке поступить в литературный институт, однако не секрет, что на этом пути часто стояли препоны не только и не столько литературного характера.

Вместе с тем, большинство из счастливчиков, поступивших туда, уже никогда не ставили перед собой вопрос, допустимо ли заниматься еще чем-либо, кроме писательства. Безусловно, никто, без особой на то необходимости, не захочет отрываться от любимой работы, чтобы посвятить драгоценные часы безразличным для него занятиям. А как быть тем из пишущей братии, кто в силу тех или иных обстоятельств избрал для себя иное, нежели писательское, ремесло?

Безусловно, для таких лиц всегда актуальной становится тема выбора между основной работой, приносящей основной заработок, и творческой работой для души. Им приходится лавировать, чтобы обрести душевное равновесие в этом лавировании, но при этом всегда будет присутствовать горечь сожаления о безвозвратно утраченных и невозместимых моментах, когда приходилось откладывать перо и тушить разгоревшуюся фантазию.

По нашему разумению, нет абсолютно никакого смысла пытаться делить профессии, которые может подарить писателю судьба, на хорошие и не очень с точки зрения возможностей, что будут предоставлены ему для занятий любимым делом. Безусловно одно, какой бы ни была основная профессия, «кормящая» его, ей он вынужден будет посвящать большую часть своего времени. А не менее любимому своему творческому намерению он вынужден будет уделять, как правило, в лучшем случае лишь выходные дни или даже часы выходных дней и урывками, редко в свободные часы вечеров после трудовых дней.

Конечно же, если он попытается однажды проанализировать время, которое он смог посвятить занятиям любимому делу, он сможет почти физически ощутить тысячи часов, похищенные у самого себя, у своего творческого «я». В результате у автора, возможно, появится ощущение жертвы обстоятельств, вынуждающих его заниматься не всегда любимым, но «кормящим» его делом. А общество, возможно, не сможет получить от него того, что он бы был способен ему дать, если бы отдался писательству целиком.

К сожалению, существующие, пусть и небольшие, потребности писателя оплачиваются очень дешево. Вместе с тем не секрет, что иногда свалившееся на голову богатство может привести к тому, что творчество мастера придет в упадок. Каков же он средний уровень писательских потребностей? Кто возьмет на себя труд определить этот средний уровень?

Возможно, не слишком далеким от реальности будет уровень среднестатистического гражданина, которому для нормальной жизни вполне достаточно приличного, опять же по средним меркам, жилья с обычным для обычного потребителя набором удобств, будь это квартира в городе или дом в том же городе или в деревне. Но, конечно же, не дворец современного феодала с прудом и с анфиладами комнат и огромным хозяйством, что, без сомнения, будет требовать от своего хозяина массы забот.

Денег же писателю нужно не больше, чем тому же среднестатистическому гражданину, чтобы качественно питаться, одеваться без особых излишеств и иногда пополнять свою любимую библиотеку, пусть сейчас все чаще — на электронных носителях. Думается, что этот скромный идеал устроит по большей части всех писателей.

Вместе с тем, писатель-профессионал в общепринятом в нашем обществе понимании — это труженик литературного труда, живущий плодами своего писательского творчества. При этом данное определение можно отнести к писателям, для которых единственной целью было литературное творчество.

Примером такого писателя может служить Флобер. При этом он не слишком много зарабатывал на своих произведениях, а иногда ему приходилось даже самому доплачивать за их издание, как, например, за «Мадам Бовари», которая значительные доходы принесла лишь издателю. Никогда и ничем, кроме литературного творчества, Флобер фактически не занимался, считая все остальные занятия недостойными того, чтобы им уделять внимание.

Безусловно, такого категорически строгого подхода в настоящее время, за редким исключением, не встретишь. А потому большинство пишущей братии далеко не так категорично в своем отношении к своему выбору какого-либо занятия, могущего принести заработок и моральное удовлетворение. В настоящее время есть возможность работы и получения дополнительного заработка на биржах по покупке и продаже текстов, таких как Text Sale, Content Market, Text Seller, Advego и других.

Одним из самых перспективных, на наш взгляд, способов продвижения для начинающих авторов и для авторов с определенным опытом представляется работа в интернет-журнале «ШколаЖизни.ру» — журнале вопросов и ответов. Любой, владеющий авторским искусством, может попробовать остроту своего пера в этом замечательном журнале, где он может предложить свои статьи для публикации, комментирования читателями, а также принять участие в обсуждении статей своих коллег по перу. Это очень хороший сервис, который может быть рекомендован всем, желающим попробовать выразить себя с помощью художественного слова, получить отклики и советы, собрать портфолио, да еще и немного при этом заработать.

Сделать писательство своим единственным ремеслом или выбрать возможность совмещать занятия литературным трудом с другими специальностями — зависит от вашего выбора, на который каждый имеет право. Успехов вам на выбранном пути!

Статья размещена на сайте 14.12.2008

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Геннадий Безруков, текст Ваш зацепил многих, поскольку здесь люди собрались в основном пишущие, думающие, и втайне мечтающие "Сделать писательство своим единственным ремеслом".
    Увы, сегодня (как, полагаю, и во время иное) это почти невозможно И дело не в таланте или оттачивании способностей, лит. навыков.
    По своему печальному опыту скажу, что более-менее заслуживающее внимание читателя СОВЕРШЕННО не интересует издателей, они хватаются за "ходовые" темы, превращая книжное дело в т.н. "книжный бизнес". Из пяти моих книг, изданных с 1992-го (и двух или трёх дюжин сборников), лишь одна по-настоящему дорога мне - сборник новелл.

  • Татьяна Ластовка Читатель 29 октября 2009 в 05:38 отредактирован 23 мая 2018 в 08:26
    Возможно ли писательство как вторая профессия?

    Прочитав заголовок этой статьи я желала увидеть профессию писателя именно как вторую профессию, т.е. возможно ли подработать писательством? если да то как лучше это сделать.

    А в общем и в целом просто познавательная статья о том о сем, ответа на поставленный вопрос нет, просто общие рассуждения.

  • "Кому из нас, пишущих, в молодости не приходила в голову мысль сделать писательство единственным своим ремеслом?"

    Истинно. Бывали такие мысли

    Оценка статьи: 5