Валентина Кобзарь Профессионал

Что за диво - «ямская гармония»?

Дороги в России длинные, трудные. Как управлять мчащейся тройкой, если в одной руке надо держать рожок и сигналить в него, как это делается в Европе? Сибирский тракт — не Венский лес, не до церемоний. Потому русские ямщики свистели да кричали, чтобы освободить дорогу, пока какая-то светлая голова не придумала привязывать к середине дуги небольшой колокольчик. Случилось это примерно во второй половине XVIII века. Назвали колокольчик ямщицким или поддужным.

Ямщицкий колокольчик — всего лишь сигнальный инструмент: слышимый за две версты, он предупреждал всех о приближении возка или экипажа. Но как исключительно национальное явление, он в короткий срок и на долгие годы стал частью русской жизни, одним из ее символов, легендарным и поэтизированным.

Самые известные ямщицкие колокольчики делали на Валдае. Город Валдай, получивший свой статус в 1772 году, стоял (и стоит) на середине самого оживленного и самого благоустроенного тракта Российской империи — между Москвой и Санкт-Петербургом. Городу суждено было стать одним из центров изготовления гужевого транспорта, конной амуниции, в том числе и ямщицких колокольчиков.

К середине XIX века в городе Валдае работало около сотни кузниц и три колокольных завода. Завод купцов Усачевых, который закрылся только в конце 20-х годов ХХ века, в лучшие годы выпускал продукции на 40 тысяч рублей.

Именно валдайские мастера, начиная с 1802 года, стали делать по нижнему краю колокольчиков, который называется «юбкой», надписи, фиксируя год, место отливки, имя мастера или заказчика.

В XIX веке в Российской империи поддужные колокольчики отливали в городах и селах Вятской, Рязанской, Нижегородской, Тобольской губерний — в основном вблизи дороги, которая вела из Москвы через Урал, Сибирь (на Восток). И, конечно, каждый мастер, каждая мастерская или колокольный завод вносили что-то свое. В частных и музейных коллекциях хранятся ямщицкие колокольчики — поддужные, подшейные, валдайские, сибирские, шадринские, гречушные, гладкие, граненые, с решеткой, с валиком, резные, с орнаментом или надписью.

Надписи на колокольчиках делали шутливыми, напутственными, назидательными: «Кого люблю, того дарю», «Купи — не скупись, езди — веселись», «Дар Валдая», «Звени, утешай — ехать поспешай», «Звону много — веселей дорога», «Нет барыша, зато слава хороша» и др.

Технология производства ямщицких колокольчиков отличалась от литья колоколов большего размера: и плавильные печи использовали другие, и уголь. И квас в рецептуре присутствовал — его добавляли в формовочную землю, в квасной гуще осветляли колокольчики из низкосортной меди. Но главным делом было правильно составить сплав. Мастера-литейщики руководствовались собственным опытом и рецептами, секретами, которые передавали им наставники.

Может быть, поэтому их зарубежным коллегам и не удавалось отливать такие же звонкие колокольцы. Они копировали изделия русских мастеров вплоть до надписей на русском языке и продавали их как оригиналы — выгодное было дело…

Ямщицкие колокольчики очень быстро завоевали популярность, и стало их так много, что в 1836 году вышло постановление Сената, которое запрещало употребление колокольчиков на частных или вольнонаемных экипажах. Колокольчики могли иметь только почтовая гоньба и чиновники земской полиции при исполнении служебных обязанностей.

И тогда народ вспомнил о бубенцах. Маленькие шарообразные колокольчики с одной или несколькими дробинками внутри с незапамятных времен использовались как обереги, украшения, пуговицы. После запрета на колокольчики в частных поездках вместо них стали подвешивать — на дуге, на оглоблях, на ремнях уздечки — гроздья бубенцов.

Бубенцы делали из меди, железа, бронзы, серебра, и были они штампованные, кованые, литые. Для бубенцов, которые вешались на шею лошади, изготавливали специальную кожаную «оправу» — аркан. К нему крепилось до трех десятков бубенцов. Иногда в аркан добавлялся один или несколько негромких колокольчиков.

Звон у бубенцов тихий, воркующий, за что их называли воркунами. А еще — позвонцами, балабончиками, гормотунчиками…

В конце XIX века частный гужевой транспорт разных видов и мастей (запреты действовали плохо) «озвучивали» иногда по два-три десятка воркующих бубенцов и несколько звонких колокольчиков. Все это тщательно подбиралось в лад: солировал самый крупный колокольчик на дуге, вторили ему висевшие по бокам колокольчики-«подпевалы», аккомпанировали бубенчики.

Называлось это звонкоголосие ямской гармонией и звучало неповторимо..

Обновлено 18.03.2009
Статья размещена на сайте 15.12.2008

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо, Валентина. Изумительная статья. Столько нового и интересного в одном флаконе...
    И про собственно ямщицкую гармонию, и про квас, и про запреты...
    Только... Валдай. Нет. Так-то он по тексту и нужен. Но... Какой под Валдаем участок трассы М10 Питер-Москва... Мрак просто. Я как-то там в феврале, как замело, чуть не сутки стоял в колонне. И это дорога между, можно сказать, двумя столицами!!

    Оценка статьи: 5

    • Константин, мне самой было очень интересно собирать информацию о ямщиках, колокольчиках, бубенцах.
      Сама в тех краях я не бывала. Далеко лчень.

      • Да я тоже в самом Валдае не был. Как-то все некогда и некогда. Никак время не найти, чтобы с федеоальной трассы свернуть. Там ведь, если сворачивать, так надолго застрять можно. Великий Новгород, Торжок, Осташков, Селигер. Вот - Валдай... Ну, и пилишь себе на Москву, только на информационные знаки поглядываешь - "Ага. Валдайский национальный парк. Ага. Отворотка на сам Валдай". Вот он, совсем рядышком, руку протяни. А всё дела какие-то. Дела... Так пока ни разу и не притормозил, чтобы посмотреть, где это лили знаменитые колокольчики...

        Оценка статьи: 5

  • Валентина , очень хорошая статья.
    А по поводу Сибирского тракта - огромен он был. Знаю, что в Казани целая огромная улица так и называется - Сибирский тракт....

    Оценка статьи: 5

    • Галя Константинова, спасибо за отклик. Довольно долго я жила на дальнем конце дороги, которая идет с Запада на Восток - во Владивостоке. Никогда не покидало ощущение огромного пространства, которое отделяло меня от Европейской России.

      • так ведь и огромное. Тем и сильны. Тем и слабы.
        Почему-то никак не удавалось сделать из этой мощной пространственной роскоши нечто такое, чтобы никто не чувствовал себя на отшибе.Но, может, когда-нибудь...

        Оценка статьи: 5

  • Вот и тогда уже вводили ограничения на спецсигналы!
    А нам бубенчики-воркуны показывали в краеведческом музее. У мня тоже были медные бубенчики со сбруи. Я ещё на шее ношу ошейник с бубенцом.

    • Денис Леонтьев, неужели бубенец у вас на шее? И он все время воркует? Фото, пожалуйста, покажите.
      Про спецсигналы я тоже сразу вспомнила, когда текст писала. Вековая традиция борьбы с ограничениями.

  • Валентина, какая хорошая статья. Но не хватает картинок. 5! Удачи!

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересно написано! И раньше всё регулировалось!... и успешно нарушалось...

    Оценка статьи: 5

  • Марина, спасибо за отзыв. Я и не заметила, что вырисовывается командировочная серия, хотя в планах тексты о дальних поездках. Сама люблю дороги, движение, смену часовых поясов и климатических зон.

  • Валентина Кобзарь, спасибо за очередную очень интересную статью. Особенно из Ваших старых статей понравилась рол пельмени. И вот - продолжение "командировочной" темы.

    Оценка статьи: 5

  • Птица-тройка

  • Много колокольчиков

  • колокольчик

  • Большая коллекция колокольчиков в музее Ярославля. Сделан даже макет конской сбруи со всеми полагающимися колокольчиками и бубенцами. Главное, его позволяют раскачивать, чтобы они все звонили, как при скачке.

    Оценка статьи: 5

  • Квас в производстве колокольчиков!
    Ну надо же!

    Оценка статьи: 5