«Красная Шапочка» — хороший пример той путаницы, которая может возникнуть вокруг разных версий народных сказок. Часто под обложкой детских изданий «Сказки Ш. Перро» можно встретить оптимистичный вариант, где Шапочку с бабушкой извлекают из брюха волка бравые дровосеки, хотя подобная развязка присутствует не у Перро, а у братьев Гримм. У Перро же на самом деле — все умерли, а волк торжествует, вот и берегут издатели детскую психику вопреки авторским правам.
Впрочем, если уж касаться детской психики (и авторских прав), то в оригинальной счастливой развязке братьев Гримм добро победило прямо-таки с недетской жестокостью. Распоротым брюхом злоключения волка не заканчиваются. «Добрая девочка» посоветовала набить волку живот камнями и зашить (даже сама натаскала для этого материал). Детские пересказы об этом, конечно, снова умолчали.
Насчет истоков самого сюжета доверимся чете цюрихских букинистов Вальдманов, много лет собирающей всевозможные экспонаты, имеющие отношение к «Красной Шапочке». Так вот, Вальдманы утверждают, что самый древний вариант сказки относится к XV веку. Судя по всему, он еще мрачнее, чем версии Перро и Гримм. Там волк съедает не только бабушку, но еще и полдеревни, а героиня, посыпав голову пеплом, объявляет серому разбойнику настоящую вендетту. В итоге она заманивает убийцу в яму с кипящей смолой.
Вскоре сюжет изменился, и в ловушку стал заманивать уже волк, красноречиво играющий роль коварного мужчины-соблазнителя. А жертва, соответственно, обзаводится кокетливой красной шапочкой.
Многие из тех, кто пытается попрактиковаться на разборе сказок, часто недоумевают — почему волк не съел Шапочку еще в лесу? Да потому, что, учитывая заложенную в сказке аллегорию, это было бы убийством «на людях» (Перро так и пишет: «…в лесу были дровосеки»), а не коварством. Цель волка — обмануть, приблизиться к жертве, выдав себя за близкого человека. Развязка наступает, лишь когда «потерявшая бдительность» героиня внезапно нащупывает у «милой бабушки» зубки, и преступник оказывается полностью раскрыт.
На второй вопрос — почему это Шапочка лезет к бабушке в постель? — ответить тоже можно. Во-первых, в те времена семьи простолюдинов нередко спали все в одной постели, а во-вторых — учитывая роль волка-соблазнителя, постель выглядит в сказке вполне органично.
Это окончательно подтверждает и мораль самого Перро:
«Детишкам маленьким
не без причин
(А уж особенно девицам,
красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, —
Иначе волк их может скушать.
Сказал я: волк! Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты, настолько продувные,
Что, сладко источая лесть,
Девичью охраняют честь,
Сопутствуют до дома их прогулкам,
Проводят их бай-бай по темным закоулкам…
Но волк, увы, чем кажется скромней,
Тем он всегда лукавей и страшней!».
Кстати, на ранних рисунках Красная Шапочка — вполне оформившаяся девица, а отнюдь не та пухлощекая малышка, которую нарисовал Г. Доре в пуританском XIX веке. Сексуальный подтекст сказки приобрел особую популярность во времена фрейдистских толкований. А уже цитируемый нами Э. Берн усмотрел в сюжете даже… женский заговор против волка. Это, конечно, имеет смысл только в версии братьев Гримм.
«Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом — интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек. Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному. При этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день?».
(Э. Берн «Люди, которые играют в игры»)
Всё ли мы знаем о сказках Ш. Перро? Часть 4: «Золушка» >>>.
К сожалению, запамятовал детали. Как я помню, история «Красной шапочки» такая. Якобы, существуют документальные записи. В одной французской провинции завелся волк-людоед. Местные охотники никак не могли выследить этого умного волка. Число жертв росло, что вынудило правительство направить войска на отлов волка. Когда волка все-таки застрелили и вспороли брюхо, там нашли кусочек красной материи, что и вдохновило на создание сказки.
0 Ответить
Кстати, о мульт-аналогиях. Мысль об уязвимости волка прекрасно подтверждена в "пластилиновом" мультфильме советских времен "Про красную шапочку".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
...Распороли храбрые охотники волку брюхо и оттуда выскочили Красная шапочка и её бабушка. Ну, не совсем выскочили. Шапка вообще выпала. Без одной ноги и уха – волк успел куснуть пару раз, когда её глотал. А бабуля много времени в желудке провела, пока волк с Шапкой беседы беседовали, да шарады разгадывали про уши и про зубы, так что немного перевариться успела. Да еще и в чем-то измазалась. Вылитая зомби. Охотники, конечно, храбрые были. Только один заикаться стал (он потом в "секс по телефону" устроился, денег, говорят, зашибал…), а вот остальные сразу померли от страха. Шапке пенсию по инвалидности дали, а бабуля в фильмах-ужасах без грима стала сниматься. Короче, хорошо всё закончилось.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Меня всегда забавляют фрейдистские толкования. Можно прямо личность фрейдистов по этим толкованиям истолковать
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Фрейдисты - это такая странная секта. Сами чего-то напридумали, и теперь весь мир под этот болезненный бред подгоняют. Хорошо сказал художник Магритт: "Лучший объект для психоанализа - сам психоаналитик".
0 Ответить
Я согласуюсь со своими детскими впечатлениями: страшные сказки-страшилки. Не курица, мама ее, ряба, не старик со старухой... Там что-то видать с психикой фрейдистского толка было. Возьмите Синюю Бороду. В США бы Перро давно судили за подковерную педофилию. Больша работа проделана на анализе сказок. Нельзя не оценить высшим балом. Спасибо. Мне интересно было. И личное авторское узрела. Мой человек!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
страшные сказки-страшилки
Жизнь страшнее...
В США бы Перро давно судили за подковерную педофилию.
Вроде пересмотрел бегло сказку, нет там никакой педофелии, все половозрелые.
Спасибо
Рад, что понравилось.
0 Ответить