Владимир Даманский Дебютант

Предтечи фортепиано, или Где у пианино «канитель»? Часть 2

На рубеже ХVIII века общество, композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который по выразительности не уступал бы скрипке, а по мощи хотя бы отдалённо приближался к органу. А кроме того, обладал бы сильным, динамически разнообразным и богатым звуком. Неизбежность появления такого «универсального» клавишного инструмента к концу 17 века стала уже объективной.

Одним из первых (как считается до сих пор) эту проблему решил флорентийский мастер Бартоломео Кристофори. Примерно двести шестьдесят лет назад Кристофори работал у герцога Медичи, имевшего богатую коллекцию музыкальных инструментов. В его обязанности входило следить за порядком в коллекции и ремонтировать инструменты. А в процессе ремонта ранее созданного, как известно, частенько рождается что-то новое.

И вот, наконец, в один прекрасный день 1709 года в комнатке смотрителя коллекции родился новый необычный инструмент. На вид он мало чем отличался от клавесина (разве что был чуточку крупнее).

На самом же деле в этом инструменте замечательным было качество (унаследованное от клавикорда!): звук извлекался ударом по струнам обтянутых кожей деревянных молоточков, и его сила и окраска уже напрямую зависели от манеры звукоизвлечения и силы удара по клавишам!

Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение «клавишный инструмент, играющий нежно и громко» или «клавесин с тихим и громким звучанием». Это название вскоре было упрощено и появилось всем известное слово «фортепиано» («форте» — громко, «пиано» — тихо).

Вскоре к идее создания фортепиано, независимо от Кристофори, пришли и в других странах: во Франции — Ж. Мариус (1716 год), в Германии — Готлиб Шрётер (1717 год). Система, основанная на принципе перемещения прикреплённого к рычагу движимого клавишей молоточка, была изобретена одним из учеников Моцарта в 1731 году. В 1821 венский мастер Эрар изобрёл механику с «двойной репетицией», которая моментально возвращала молоточки в исходное «рабочее» положение. И до сих пор у крупных производителей фортепиано свои, немного различающиеся, версии механики.

Конечно, первые фортепиано были мало похожи на наши современные инструменты. Они были далеко не совершенны. Некоторое время, повторяя традицию клавикорда, рояли строили прямострунными (соответственно, почти треугольными), и пианино имело достаточно причудливые формы, один из самых оригинальных вариантов назывался «Жираф»… Но уже в ХIХ веке фортепиано стало развиваться очень интенсивно: постоянно совершенствовался механизм, расположение струн изменялось.

Фортепианные мастера довольно скоро изобрели «левую» педаль, которая сдвигает молоточки, так что они задевают лишь одну или две струны (una corda). Это значительно меняет тембр и обертоновую насыщенность звука и ослабляет его силу.

Было создано «Х"-образное натяжение струн и соответствующие по форме чугунные (реже — бронзовые) рамы. И, конечно, особое внимание «пианостроители» уделяли качествам резонансной деки, которая делалась из специально подбираемого, хорошо выстоянного и подобранного по сортам дерева. Достаточно вспомнить о том, что ведущие скрипичные мастера (включая Страдивари) предпочитали для скрипичных дек древесину, скажем, со старинных галеонов и галер…

Популярнейшая и ныне фирма «Стейнвей» (американские потомки австрийской «Гротриан Штайнвег») прославилась в своё время именно тем, что деки первых партий своих роялей она изготовляла из дерева купленного в своё время в графстве Кент и демонтированного для перевозки в США старинного замка.

В ходе поисков различных вариантов были созданы два вида фортепиано: горизонтальный, с крыловидным корпусом — рояль (по-английски royal — королевский), и вертикальный — пианино (по-итальянски pianino — маленькое пиано). Рояль — признанный концертный инструмент. Пианино же используется там, где нельзя поставить большой рояль и можно обойтись меньшей силой (и разнообразием) звука.

Конечно, свое признание фортепиано завоевало не сразу. Долгое время у него был именитый серьезный соперник — уже известный нам клавесин. Приноровившись к недостаткам клавесина, для него создавали множество прекрасных произведений. Его серебристое звучание было традиционно привычно слуху музыкантов и публики ХVIII века.

Великий Моцарт, в юности играя лишь на клавесине, спинете и клавикорде, теперь освоил фортепиано и стал сочинять музыку, которая смогла показать новый инструмент во всем блеске (хотя именно Моцарта сложнее многих исполнять на фортепиано в плане стилистики). Он стал первым из великих музыкантов, выступавших в концертах перед публикой на фортепиано. Окончательно клавесин «ушёл в тень» лишь при Бетховене: несколько монотонный и тихо звенящий, он не выдерживал напористой и мощной музыки великого мастера (к тому же постепенно терявшего слух).

Механика современного фортепиано

Звук фортепиано извлекается ударом молоточка по струнам. Струны с помощью колков натянуты на чугунную раму, за которой находится резонансная дека. Струны ниже среднего и басового регистров имеют навивку, «канитель».

Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от субконтроктавы до пятой октавы. При нажатии клавиш приводится в действие система рычагов, ремешков и молоточков, представляющая фортепианную механику. При нажатии на клавишу от струны отделяется демпфер- глушитель (для свободного звучания струн) и по ним ударяет молоточек, обитый войлоком.

Фортепиано «новых времён» (ХIХ века) имеет в наличии 2 или 3 педали. Правая педаль поднимает сразу все демпферы, продолжают звучать возбуждённые струны и, кроме того, вызывается симпатический резонанс — остальные струны также становятся источником звука, уже вторичным. Правая педаль используется в двух целях: связать последовательность звуков неразрывно (legato) там, где это невозможно сделать пальцами и, что важнее, — обогатить звук обертонами (высшими тонами, в сумме и создающими богатство звука).

Левая педаль используется для изменения тембра (на более мягкий, таинственный) и ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом всех молоточков относительно струн, а в пианино молоточки просто приближаются к струнам (ограничивая амплитуду своего хода).

Средняя педаль рояля, или педаль sostenuto, служит для поднятия демпферов над струнами, звучащими синхронно с педалью. Она позволяет провести legato одну конкретную мелодическую линию, но не обогащает звук резонансом обертонов других струн. Следует отметить, что владение педалью sostenuto требует от исполнителя большого мастерства, так как только синхронное «взятие» ноты и педали создаёт эффект протяжённого звучания. Этот приём прекрасно оправдан в произведениях французских импрессионистов (Дебюсси, Равель) и в фортепианных обработках органных произведений, когда необходимо уделить внимание, скажем, органному пункту в басах, не «запедаливая» остальную фактуру.

Средняя педаль есть у большинства роялей. У пианино же их обычно две. Однако встречаются пианино и со средней педалью, у которой несколько другая роль. Она нажимается и фиксируется, при этом перед струнами опускается ткань, она «гасит» звук молоточков и позволяет играть рано утром или поздно вечером, не мешая соседям (функция «модератора»).

Конечно, появление на рынке современных цифровых пианино решило множество проблем современного фортепиано, однако одновременно поставило перед производителями и целый ряд новых вопросов… К этому мы, надеюсь, вернёмся в продолжение темы.

Обновлено 8.02.2015
Статья размещена на сайте 13.01.2009

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: