• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Лаура Ли Грандмастер

О чем пела скрипка? Главное - где! Как зависит перцепция от презентации

Случилась печальная история в метро, которое в США красотой не блещет. Убранство чисто функциональное — длинная платформа с голыми колоннами и рельсовые пути по краям платформы. Ну, скамеек с десяток. Правда, чисто и поезда исправно бегают. Уныло, убого, но зато не скучно: как и в Европе, в нашей подземке постоянно живут музы. Ни дня не проходит, чтобы музыканты, певцы, танцоры, поэты, декламаторы, умельцы художественного свиста, в общем, все те, кто не чужд искусству, не демонстрировали бы свои таланты пассажирам метрополитена. Иногда хоть уши затыкай (а акустика там замечательная!) и глаза закрывай. А порой так заслушаешься или залюбуешься, что и поезд пропустишь. И, понятное дело, перед исполнителем обязательная тара стоит для сбора денежек. И некоторые кидают доллар-пару.

Представьте себе станцию метро в ранние утренние часы, когда жители делового Вашингтона ошалело торопятся на работу. Одна из центральных станций города — L’Enfant Plaza. 12 января 2007 года выдался холодным и ветреным. Закутанный теплым шарфом человек в длиннополом черном пальто играет на скрипке на переполненной платформе. У ног привычная коробка. Сцена, которую мы наблюдаем изо дня в день.

Мимо проходят равнодушные пассажиры, пролетают поезда. Некоторые люди прислушиваются к звукам скрипки, но когда поезд приходит, резко бегут к дверям. Некоторые явно раздражены громкой музыкой. Некоторые испытывают привычную горожанам злость к побирушкам. Но вот появился старик и специально остановился послушать. На его лице гамма удовольствия. Вот и за долларом полез в кошелек. Согнулся, кряхтя, и опустил банкноту в коробочку. Кивком головы поблагодарил скрипача и, шаркая больными ногами, удалился.

Молодые студенты расположились неподалеку от скрипача, и весело и громко обсуждают свои дела. Им приходится перекрикивать музыку, и они спешно удаляются в дальний конец платформы. Вот мамаша тащит сына за ручку в толпе. И мальчик замедляет движение около музыканта. Мамаша продолжает тащить ребенка за собой. А мальчик все продолжает оглядываться назад, на дядю со скрипкой. Равнодушные потоки людей снуют по платформе, озадаченные только своими проблемами. А скрипач играет и играет…

И так играл он все 45 минут. Заработав 32 бакса 17 центов и бережно пересчитав каждую смятую бумажку, сложил свою скрипку в футляр и поднялся на эскалаторе в мороз и ветер зимнего Вашингтона.

Имя этого скрипача Джошуа Белл. Признанный сейчас лучшим в мире виртуозом-исполнителем. Джошуа Белл, покоривший мировые столицы своим исполнительским талантом, сложнейшей техникой игры, гениальным прочтением музыкальных произведений. Джошуа Белл, лауреат премии Эвери Фишера за выдающиеся успехи в исполнительском мастерстве. Джошуа Белл, дающий более двухсот сольных концертов в год на лучших сценах мира… Это он играл инкогнито в метро для равнодушной публики. Увы.

А скрипица, на которой он играл в метро — ручной работы уникальный Страдивари 1713 года рождения (за которую музыкант заплатил 3,5 миллиона долларов). Опусы, исполненные им в метро, — 6 сложнейших и редко исполняемых произведений Баха.

За три дня до проведения этого эксперимента, задуманного и четко проведенного газетой «Washington Post», виртуоз давал сольный концерт в Бостонской симфонической филармонии, билетов на который (даже и по цене выше ста долларов) было просто невозможно достать. За 45 минут игры в метро эти $ 32.17 были пожертвованы всего 27 пассажирами. Всего 7 человек остановились послушать. Из 1097 человек. И только один из пассажиров узнал великого мастера в лицо.

Печальная история, правда? 7 из 1097.

Историю эту облек в газетную статью журналист Джин Вайнгартен. Именно за эту статью «Washington Post» удостоилась высокой премии Пулитцера в 2007 году.

Современные маркетологи, социологи, психологи часто проводят исследования в области маркетинговой конкурентоспособности в зависимости от презентации того или иного вида товара или услуг. Ими установлено, что представление о качестве товара или услуги напрямую зависит от их презентации: из двух абсолютно идентичных товаров наиболее качественным людям свойственно воспринимать и считать тот, который лучше упакован или представлен более привлекательным.

Можно ли применять такую концепцию к вещам, которые лежат вне сферы потребления, таким как искусство? Способны ли люди отличить музыканта-виртуоза с мировым именем от уличного исполнителя, если единственное различие между ними — обстановка, антураж, обертка от конфетки?

Джин Вайнгартен задумал сам лично алгебру гармонией поверить и провести этот эксперимент по восприятию (перцепции, пользуясь термином Джина), презентации и приоритетам, а также простому человеческому вкусу. Чем он закончился, мы уже знаем. 7 из 1097. И это — послание всем нам, без исключения. Давайте испугаемся все вместе — дело не шуточное: это наша картина маслом, как говорил Гоцман.

Спросите себя, часто ли вы остановитесь послушать уличного музыканта, часто ли бросите в шапку пару жалких монет, если вам понравилось его исполнение? Или даже не понравилось, а так, из вежливости. А если оно действительно прекрасно и зачаровывает вас, забудете ли про электричку и работу? Предадитесь ли наслаждению истинной красотой или равнодушно, а то и с раздражением отойдете в сторону?

Когда мы уйдем, с нашей кончиной уйдет для нас и музыка, и живопись, и красота природы, и запах свежескошенной травы, и пенье птиц, и плеск волн. Все это останется для других, временно пока живых. А для нас, ушедших, уже не будет ничего. Давайте же будем спешить пользоваться божественной красотой сейчас, сегодня. Никто не знает, будет ли для нас завтра. И будет ли оно вообще прекрасно.

Давно мечтала я полежать на стоге сена и посмотреть на бегущие по небу облака-барашки. Просто лежать и смотреть на небо. А мимо скольких таких стогов на бешеной скорости пролетала: «Ах, некогда сейчас — в другой раз, не до лежания в стожке сейчас!». И только недавно я поняла, что стожков-то больше у меня не случится. Поезд ушел. Не опоздайте и вы на свой, ради бога.

Мы должны говорить об этом. Это страшно, потому что не болит, а ржа смертельной болезни бессимптомно точит. Мы должны помнить эти цифры: 7 из 1097. Ведь это наш цифровой коллективный портрет. Если моя статья разбудит в вас хорошую и светлую грусть, я буду рада.

Статья опубликована в выпуске 8.02.2009
Обновлено 21.02.2009

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Лаура, статья супер! спасибо! Я даже мужу побежала рассказать, он тоже в шоке.

    Оценка статьи: 5

  • Лаура Ли, потрясно!

    Оценка статьи: 5

  • Лаура Ли, Вот если бы играл Поганини со своей скрипкой тогда бы и метро остановилось, а так ну и чтож?.Пресытились люди и не действует на них все это.Но вот раскрыть тему Погании - кто сможет,ведь звуки его скрипки не просто звуки.Я читал что новое акустическое оружие для разгона демонстрантов создавалось с использованием методов приминения звука и Погании был как бы первоисточником этого.Именно его звуки скрипки создавали у людей тот настрой, который он хотел.

    • Виталюшка, дорогой, а он вообще-то Паганини, Николушка Еще почитайте, что коровы лучше доятся и репа быстрее растет под определенную музыку. Все верно, доброе слово и кошке того...Пусть там Коля Паганини тихо спит в гробу и не дергается от того, что сейчас про него плетут. Музыка и придумана на воздействие на те струны, которые нас из обезьян подняли на две точки опоры. Когда мурашечки от прекрасного по коже гуляют. Тогда, видимо, с нас шерсть и полезла. Вот уж o tempora o mores: я талдычу о душевной глухоте к прекрасному, а мой партнер по планете о разгоне демонстраций Тогда я вам скажу, что на счет 2\4 и 4\4 можно синхронизировать работу клапанов желудочков и марш-марш дранг нах Остен. Что и использовали, чтобы марш сапогом отбивать на айн-цвай-драй. Но причем тут МУЗЫКА? Люди, комментатор мой уважаемый, не пресытились, они мызыки или не знали или пугачевой-пахмутовой отравлены и ЭТО считают музыкой и пением. Они слаще морковки давно уже ничего не ели. А раритеты, у кого еще от гармонии мурашки - лошины смешные. Их было всего семеро. Но цифра хорошая Может, так и надо Господу отбор творить?

      Оценка статьи: 5

  • Заставили задуматься о природе человеческой...

    Оценка статьи: 5

  • Да уж... А близ лондонской подземки проводился другой эксперимент. Мужик стоял с шапкой у входа, собирая милостыню. На груди у него висела табличка с надписью, точный текст которой не помню, а смысл был таков: дураки вы все. Я богаче вас. А народ кидал монеты-купюры в шапку, не читая вывеску

    Оценка статьи: 5

  • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 8 февраля 2009 в 10:40 отредактирован 8 февраля 2009 в 10:45 Сообщить модератору

    Не знаю... Для меня творчество, как таковое, несколько отстоит от способа его презентации.
    Я иногда специально езжу в центр Берлина, чтобы послушать в метро дуэт скрипача и бандуристки из Украины. Около них всегда туча народа, имен своих они не называют... Виртуозы, профессионалы. И зарабатывают, наверное, вполне прилично.

    С удовольствием пойду на поэтический слэм, где молодые будут читать свои потрясающие стихи - а слэм этот будет в подвальчике студенческого района Пренцлауэрберг.

    И меня, например, не слишком привлечет красиво "упакованный" концерт Андре Рье - просто потому, что я не считаю его таким уж великим скрипачом.
    Так что перцепция от презентации зависит, на мой взгляд, опосредованно. А статья отличная, как и всегда. Лаурочка. умница.

    Оценка статьи: 5

  • Мой знакомый академик ещё в советское время отдал всю наличность одной девочке на улице, чтобы она сыграла на скрипке "Чардаш" Монти. А я всегда даю сколько могу денег, если кто-то в метро играет что-то не приевшееся. Раз две девушки на "Чкаловской" такую классику выводили, к сожалению, у меня всего-то двухрблёвая монетка нашлась им бросить...

  • Уважаемая Лаура! Я не в курсе Ваших жизненных обстоятельств, поэтому прошу прощения если скажу невпопад. Думаю что пока нас не закопали или не сожгли, насладиться природой в любых ее проявлениях может каждый, с большим или меньшим трудом. Вокруг моего города природа очень сильно пострадала, но там где закончилось воздействие человека, быстро начинается процесс восстановления, вплоть до появления лебедей и даже пеликанов. Я пользуюсь любой возможностью, чтобы вырваться из города, на автомобиле, велосипеде, пешком наконец и просто созерцать. Очень надеюсь, что Вы рано списали себя и Ваши стожки сена ждут Вас. А насчет выступления звезды в метро, так другого результата трудно было ожидать, даже человек, который хоть что-то понимает в классике, вряд ли в обстановке суматохи сможет оценить уровень исполнения. Для восприятия серьезной музыки, на мой взгляд, нужен соответствующий настрой, да и если объявить толпе, что вот перед вами выдающийся скрипач, то скорее всего это будет воспринято как шутка. Желаю Вам всех благ!

    Оценка статьи: 5

  • 5!

    Лаурочка, статья великолепна! Я очень уважаю уличных музыкантов, среди которых бывают очень талантливые, и не их вина, что в России таланту без протекции бывает очень трудно пробиться на большую сцену. Мне много приходится ездить в электричках, когда живу в Петербурге. Там иногда такие гитаристы и певцы бывают, до слез трогают, и конечно, уж многие им денежки дают. Однажды в Москве, у выхода из метро на Манежную площадь ( по моему станция называется "Охотный ряд") мы с приятельницей целый скрипичный оркестр слушали минут двадцать, так замечательно играли! Толпа собралась большая. Но, часто приходится в метро видеть и совсем маленьких детей, только освоивших азы музыки - вот это уж проблема!

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Гера. Где-то я уже упоминала, что моя соседка-скрипачка учила маленького черного Амадея. Мальчик - гений. Из черного Харлема. Нот не знает. Со скрипкой в ручках родился. Его возили с 4-х лет по все ТВ. Черный папаша наркоман делал на нем деньги. А по выходным выводил его на Мичиган авеню, на барахолки с корбочкой. Мальчик для великой музыки уже умер - папе с кепкой на сегодняшнюю дозу выгодней стоять на улице, чем продолжать образование ребенка. Моя приятельница била во все колокола - талант пропадает! Финита, Герочка. (Хошь ссылочку дам на Чикаго Трибьюн?). Мальчишку я видала в январе снова на Мичиган авеню, фальшивил и скороторопился - пальчики мерзли. А росточком подойдет, в кепку папе уже никто не кинет. И сколько таких!

      Оценка статьи: 5

  • Владимир Жилин Читатель 24 декабря 2009 в 00:40 отредактирован 23 мая 2018 в 10:59 Сообщить модератору

    Лаура Ли, огромное ВАМ СПАСИБОЧКИ!!! За прекрасную статью. Она меня очередной раз убедила в том, что не только в России народ ведёт себя как стадо, но и в США. Да горько осзновать что только 7 из 1097 оказались людьми, а не биороботами с каменными частями тела. (главным образом лицами). Я тоже зарабатываю музыкой. В электричках, на днях рожденьях и свадьбах. И каждый день убеждаюсь в том как мало люди думают головой (в основном едят). Часто слышишь "восхищённых" моим пением людей с вопросом: - А что же вы с таким красивым голосом здесь делаете? Вам надо на сцену.
    Вот тут и чувствуешь людскую непроходимую глупость. Я считаю нет разницы где делать добро. И дарить людям свет. Но людям обязательно нужно куда-то тебя поставить, отставить, запихнуть в ящик который стал мерилом человеческих ценностей. (телевизор имеется ввиду). А когда просто так не интересно, нестандартно. От всего этого печально и одиноко жить в таком обществе которое и обществом сложно назвать. Из 1097 7 человек. А остальные кто? Не хочеться омрачать никому настроение но ответ по моему пришёл сам собой. Оставим каждому право выбора на ответ. Спасибо вам что мы с одной поанеты. Нас мало, но главное что мы есть!!!

  • Любовь Дубинкина Любовь Дубинкина Мастер 24 декабря 2009 в 10:11 отредактирован 24 декабря 2009 в 10:12 Сообщить модератору

    Лаура Ли, ставлю 5 за вашу способность замечать даже крохотные необычности и подталкивать нас к внимательному рассмотрению мира. Действительно, вы разбудили светлую грусть. Всю жизнь мы только и делаем, что пробегаем мимо, не замечаем, не вдумываемся, пока вот так, как вы, кто-то не упрет нас лбом в столб. И только стукнувшись, понимаешь, сколько уходит не просто мимо твоего внимания, а мимо твоей жизни...

    Оценка статьи: 5