Можно было сделать интарсию. Что это такое? В основе, например, деревянной столешницы вырезали место, куда затем вкладывали подходящие кусочки различной по цвету и узору древесины, чтобы составить определенный рисунок. Но с течением времени эту технику упростили. Трудоемкую интарсию заменили техникой маркетри. В разы уменьшились затраты, хотя для изготовления такой мозаики тоже требовались терпение, аккуратность и, конечно, художественный вкус.
Материал для маркетри — натуральный шпон, то есть однослойная облицовочная фанера из древесины различных пород. В наше время его найти очень сложно, но если постараться и поискать, результат окупится сторицей. Понимаю, что никто не будет этим заниматься для массового производства, но для своего дома можно потрудиться.
Шпон имеет толщину от 0,5 до 1,2 мм и различные цветовые оттенки в зависимости от вида древесины. В советское время мебель, даже изготовленную из древесно-стружечной плиты (ДСП), покрывали именно таким натуральным шпоном, придавая ей вид натурального дуба, ореха или вишни. Украшали ее только внешней фурнитурой. Никто уже в массовом производстве не занимался интарсией или хотя бы маркетри. Дорого: ручная работа.
Маркетри — это упрощенная техника интарсии. Можно, например, ту же столешницу покрыть поверху целиком мозаикой из кусочков шпона. А можно в ней сделать углубление и в нем уже уложить свой орнамент.
Набор из шпона для мозаики можно вырезать по картонному шаблону резаком v-образного вида, у которого передняя кромка перпендикулярна горизонтальной оси, а задняя имеет угол 45 градусов. Именно она остро заточена. Когда-то сам резал, правда, не таким, а покупным резаком. Тупой просто сминает дерево (а шпон очень хрупкий), поэтому резак приходится постоянно подтачивать.
Если предполагается составлять орнаментальную мозаику, то пакет шпона можно зажать в тиски и вырезать лобзиком одинаковые элементы. Вырезать надо не точно по размеру, а с неким запасом, чтобы потом подшлифовать и подогнать плотно в наборе.
В маркетри используют не только природные цвета дерева, для получения необычной окраски шпона применяют всяческие химические методы: вымачивание в растворах, протравливание и самый простой — различное по времени воздействия на дерево прокрашивание морилкой.
Кусочки мозаики смазывают столярным клеем и наклеивают на бумажный чертеж-шаблон, плотно подгоняя их друг к другу. Когда весь набор собран, его переворачивают и наклеивают с помощью того же столярного клея на необходимую деревянную основу. Затем покрывают бумагой и кладут под пресс на несколько часов.
Шлифовать полуготовое изделие можно через двое суток. После этого его можно покрыть нитролаком в 4 слоя с промежуточной сушкой в 1−3 часа и с промежуточной шлифовкой. А затем через сутки отполировать полировочной пастой и суконкой.
Можно вместо лакирования покрыть изделие специальной мастикой из скипидара и воска. Рецепт ее очень простой. Две части скипидара медленно влить в одну часть расплавленного воска, помешивая. Мозаику вощить тряпичным тампоном или щетинной кистью. После просушивания в течение 2−3 часов набор натереть до блеска суконкой, фетром или в конце концов драпом.
Есть еще один вид маркетри среди современных искусников — его делают даже из соломки, для украшения шкатулок.
Как бы ни сложно было это ремесло, но, думаю, им вполне можно овладеть.
Ярослав, 5! Какая чудесная техника.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья безусловно познавательная.
Однако мне кажется в ней одной не возможно раскрыть тему. Тут затронут вопрос с древности, но нет середины и современности. Я тут порылся в инете и обнаружил, что оказывается, прорыв в маркетри совершили Буль, Ренген, Галле и затем этот вид искусства пришел в упадок. То что сейчас мы видим в инете это жалкое подобие, детский лепет, в лучшем случае боле-менее приемлемое столярное изделие, но никак не предмет искусства. Однако! К моему удивлению, я обнаружил ребят, что приятно радует, наших, русских мастеров, пусть и зарубежом, которые подобно мастерам прошлого совершили прорыв в этом виде искусства, мало того они создали свой неповторимый, изысканный стиль! их сайт - http://www.shursha.com. Знаете очень приятно сознавать, что и здесь мы все таки впереди всех! Молодцы, браво! Нашим местным мастерам, прежде чем гнуть пальцы об эксклюзивности не мешало бы поучиться у этих ребят скромности. А ведь безусловно они уже вошли в мировую историю искусств наравне с Булем, Ренгеном, Гале.
В любом случае автору огромное спасибо.
Однако хочется сделать некоторые поправки. Есть столярное маркетри - при изготовлении мебели, опять таки разной - художественной, полухудожественной и т.д. Раньше допускалось прокрашивание и протравливание даже в художественной мебели. С совершенствованием этого вида искусства этот прием отпал, сейчас применяется в утилитарной мебели. А есть художественное маркетри - произведения искусства. Так вот в художественном маркетри работают единицы, и использование подкрашивания или каких-либо других искуственных приемов считается дурным тоном.
Просьба к автору - раскройте тему, очень ведь интересно.
0 Ответить
Статья безусловно познавательная я сам давно интересуюсь этим вопросом часто сижу в Журнале о маркетри [Ссылка удалена модератором - реклама в блогах запрещена] мне кажется что нужно больше развить эту тему .Ведь не хлебом едины
Ведь в маркетри существуют два вида по шпону и по дереву
присоединяюсь к Антону о раскрытие темы
0 Ответить
Статья такая хвалебная получилась, прям как мед. Даже захотелось взглянуть на эти чудо-работы в технике маркетри. К сожалению на сайте нашел только упоминание об аукционах на которых продаются чудо работы и фото в небольшом разрешении с одним натюрмортом, выполненным в графике из элементов деревянной мозаики. То, о чем пишет автор статьи можно увидеть здесь на странице с авторскими работами мастеров Мебельной фабрики РАдеРА
Там у ребят и панно в технике художественного маркетри, и мебель и многое другое. Но лучше один раз увидеть...
0 Ответить