Валентина Пономарева Грандмастер

Как связаны с древними богами... кошки?

Загадочные, независимые, невероятно грациозные существа — кошки. Им приписывают немало таинственного… Как относились к ним в древности, до наступления средневековья, когда весь кошачий род был обвинен в том, что является олицетворением хитрости, обмана, тьмы, злобы, смерти?

Особое отношение к кошачьей породе испытывали древние египтяне. Самого солнечного бога Ра часто называли Великим Котом и изображали в соответствующем образе. Согласно «Книге мертвых», именно в этом облике он победил гигантского пестрого Змея Ими-Ухенеф под священной сикоморой в Гелиополе.

Ра в облике Кота. Виньетка из "Книги мертвых". Британский музей Древнеегипетская богиня Бастет, почитаемая как покровительница любви, защитница дома, семьи, женщин и детей, изображалась в виде женской фигуры с головой кошки, вокруг которой резвятся котята. Народ свято верил в связи с этим, что любые изображения кис, включая статуэтки и амулеты, приносят успех в любви, оберегают от зла и темных сил.

Святилище Бастет активно посещалось паломниками, которые покупали в храме мумии кошек и передавали жрецам для погребения. Ритуал означал передачу просьбы богине. На востоке Саккары, в месте расположения храма Бастет археологи обнаружили в конце ХХ в. кошачий некрополь, в котором захоронено несколько десятков тысяч мумий и скелетов как дикого камышового кота, так и одомашненной степной кошки.

Богиня Бастет Причем большинство из них закончили жизнь в возрасте до шести месяцев, более двух третей приняли насильственную смерть. Принести кошку в жертву дозволялось только жрецам — прочим, посягнувшим на священное животное, грозила смертная казнь. Да и кому же могло придти такое в голову — ведь хозяева, у которых умирала кошка, в знак траура сбривали брови и обрезали волосы.

В мифологической истории Древней Греции охотницу Артемиду, ведающую также плодородием, женским целомудрием и т. д., сопровождает громадный ученый белый кот Верос, который, кроме того, что умен, еще и бессмертен. Аналогично этому римляне сделали кота спутником Дианы. Да она и сама, как утверждает миф, принимала образ кошки, чтобы ускользнуть от страшного чудовища Тифона.

Но и у ног богини свободы Либертас располагается хвостатый мурлыка. В Древнем Риме он стал символом свободы и в то же время — духом-охранителем домашнего очага. Нетрудно заметить отголоски египетских верований, особенно, если учесть, что Диана занималась, ко всему прочему, родовспоможением.

Скандинавская Фрейя, богиня красоты, любви и плодородия, тоже была весьма неравнодушна к кошкам. Они к ней, видимо, тоже, а иначе разве заставить бы этих крайне независимых созданий впрягаться в колесницу бесподобно прекрасной небожительницы!

Богиня Фрейя Выпадает из этого лучезарного ряда литовская традиция, согласно которой в облике кота предстает противник бога-громовника Перкунаса. Впрочем, кельты тоже считали его хтонической силой, и на этом основании часто приносили в жертву.

А что же русичи? Видели ли они «мурок» в качестве приближенных какого-либо божества? А как же! И, что самое замечательное, это тоже богиня, и тоже с материнскими функциями в пантеоне. Речь идет о Макоши, которую принято считать покровительницей земли, посевов, плодородия, защитницей женщин, попечительницей деторождения и рукоделий, например, прядения.

Представляется, что полномочия ее на самом деле шире. Например, «курирование» прядильного занятия наводит на мысли о Мойрах, что плели нити судьбы. К тому же и академик Б. А. Рыбаков указывал на значение корня «кош», «кощ» как на понятие жребия, судьбы («ма» — несомненно, означает мать).

А двенадцать праздников в году, посвященных Макоши, т. е. ежемесячное прославление, говорят о связи ее с годовым циклом и мировым перемещением. Об этом же заставляют думать и различия в изображениях богини в разное время года: весной — с поднятыми руками (призыв ниспослать солнце и дождь на поля), летом — с раскинутыми (охрана, сбережение посевов), ближе к осени — с опущенными (помощь в сборе урожая и принятии землей семян озимых).

В связи с разговором о кошке хочется обратить особое внимание на совпадение корневой основы в их родовом названии с одной из составляющих имени Великой Богини. Буквенно-фонетическое образование «кош» входит в состав целого ряда слов: кошель, кошара, кошевой (атаман), кош (стан), кошма, кошт (содержание, получение — отдавание), кокошник.

Если разобраться, все они имеют отношение к движению и хранению, защите: кош — походный стан или имущество; кошма — походная подстилка; кошевой — походный атаман; кокошник — головной убор, укрывающий голову (в древнейшем изображении бог Велес держит на голове утку-Макошь как знак судьбы), который снимают и надевают; кошель носят с собой, деньги в него приходят и уходят; а получить прибыль — «взять, ухватить кошт».

Но причем же здесь кошка? Кошек ведь тоже связывали с судьбой, не зря же наблюдали и наматывали на ус приметы, связанные с их поведением…

Обновлено 11.02.2009
Статья размещена на сайте 7.02.2009

Комментарии (37):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Их надо просто любить при их жизни!

    То, что было когда то в былые времена, меня особенно и не интересовало. Я просто живу всю сознательную жизнь со своими любимцами и даже не представляю, как без них быть?
    Глядя на своих спутников по жизни, сам мурлычу от удовольствия и любви к ним и вижу такую же бескорыстную благодарность и любовь ко мне. А больше ничего и не надо, все остальное- только лишние слова.
    С огромным уважением ко всем любителям животных.
    Виталий Кондратьев.

  • А я про Томасину в детстве любил читать. Чеширский Кот - он тоже мистический.
    А про кота Ваську, который жил у волшебника Алёши, знаете?

  • Не зря кошку считают одним из самых таинственных животных.
    5

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за интересную, довольно-таки познавательную статью. Говорят, они болезни предсказывают, а порой и лечат от них.

    Оценка статьи: 5

  • Бмрманцы готовят множество блюд из кошек (никогда не трогают беременных кошек, а если такая оказия случается, то тушка обязательно сжигается). Жир кошачий используется с успехом от кист, а пояса - при радикулите, воспалении почек, придатков. Хвосты жгут для отпугивания змей??? (эффекта не видел). Из яиц котов (из специально подготавливают у забою) делают настойку местной водки , утверждая, что это неплохой афродизиак. Чего только в мире нет?

    • звери какие то....

      Оценка статьи: 5

      • ... нет, не звери. Нелюди!
        Звери такого не сделают...

        Оценка статьи: 5

        • Да нет, Вячеслав. Вы не правы. Мы же едим кур и свиней, корейцы едят собак, африканцы любят всяких червяков (даже едят их живьём). Главное, чтобы не было при приготовлении еды истязания животного (а это предусмотрено некоторыми кухнями, к сожалению).
          Конечно, я не могу себе представить, как из наших любимых домашних кисок можно сделать жаркое.
          Так что лучше поговорить о кошковрачевании, например. Куда приятнее и полезнее.

          • Александр Залтик, на выставке высокохудожественного хрусталя человек с молотком в руках будет выглядеть несколько... некстати. Любая реплика в его адрес лишь потому, что он сам не догадался...

            Оценка статьи: 5

            • Вячеслав, как ни прискорбно, оторвавшись от бирамнских кулинарных обычаев, можно уткнуться в шапки, воротники и меховые накидки из кошек. Даже если не прибегать к эпизодам из классики отечественного кинематографа. Так что люди и недочеловеки живут в разных странах.

              На выставке высокохудожественного хрусталя человек появится в смокинге, например. Придет зима - и за кефиром побежит в шапке из кошки, чтобы не трепать попусту ондатровую... Хоть уже и той ондатры, и той мурки нету на земле

  • Лина Томчи Читатель 10 февраля 2009 в 17:28 отредактирован 10 февраля 2009 в 22:27
    Как связаны с древними богами кошки

    Статья очень интересная и познавательная.А это просто к теме
    КАТЬКА – СОЛНЫШКО МОЁ.

    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Лина, блог статьи предназначен для комментариев к статье. Притягивать "к теме" свои произведения не надо - вы можете их размещать в своем блоге.

      Оценка статьи: 5

      • Люба Мельник,
        Я вроде давала его в Блог. Я не знаю, как переместить. Но здесь же кошка в роли пьяненькой. Разве это не применимо к сценке жизни?

        Оценка статьи: 5

  • замечательно интересно! Так много "кошачьего начала" в нашем языке, оказывается! Люблю я кисок.

    Оценка статьи: 5

  • Сказкотерапевту - ура!... и Пушкину тоже.

    Оценка статьи: 5

  • Валентина Пономарева, статья замечательная! Обожаю кошек и все, что связано с мифологией.
    У вас в статье упоминается богиня Бастет, однако, в книге Пола Геллико "Томасина" ее имя пишется немного по-другому: "Имя мое Баст. Я богиня, царившая в Бубасте..."

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо Марианне. Вероника, Бастет - наиболее употребимый перевод имени египетской богини. Моя дочка в дошколятско-начальном школьном возрасте "болела" Египтом. Во всей детской справочной литературе и в экскурсиях по Музею им.Пушкина она тоже так именовалась. Не стала приводить другие имена, потому что там есть некая сумятица, но рассуждения об этой сумятице - целый трактат. Но версия Баст - присутствует, Вы правы.

      • Валентина Пономарева и Марианна Власова, спасибо большое за разъяснение Всегда приятно узнать что-то новое. Просто книгу "Томасина" я прочитала и фильм посмотрела очень давно, поэтому с детства знаю Баст

        Оценка статьи: 5

  • Валюша, я конечно догадывался, что кошек любят больше, чем Пушкина, но не настолько же!

    Оценка статьи: 5

    • Да ниччо, потом повыровняется, Юр. Может, здесь ни Пушкин, ни кошки - не причем. А просто кого-то беспокоит твое первое место. Так что не бери в голову, тем более - в сердце. Шутку оценила

  • Валентина, молодец. 5!!!

    Оценка статьи: 5

  • Неисчерпаемая тема

    Кошки и человек, кошки и религия, кошки и всемирная история...
    Тема о кошках просто неисчерпаема.
    Если в 13 веке Церковь причисляла кошку к сатане, то позже она стала относить её к чистым животным.
    Вот хотя бы одна из выдержек на эту тему:

    Уважительное отношение к муркам наблюдается практически у всех народов мира. И идет это с древнейших времен. Фрейя, скандинавская богиня любви, разъезжала в чудесной кошачьей упряжке. Мусульмане считали, что кот родился в Ноевом ковчеге от львиного чиха и однажды спас пророка Мухаммеда от змеи. В ряде стран, включая Англию, верят, что черная кошка, перебежавшая дорогу, принесет удачу.
    Но самое убедительное свидетельство кошачьей заслуги перед человеком приводит последний оптинский старец Нектарий, скончавшийся в ссылке в 1928 году. По его словам, кот спас Ноев ковчег (а значит, и все человечество), поймав мышь, одержимую дьяволом, которая пыталась прогрызть дно. За эту заслугу все кошки после смерти отправляются в рай.
    В Суздале, Владимире и в других русских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для кошек. Содержание кошек при православных храмах приветствуется — и не только за кошачьи способности в ловле мышей, но и за ту особую атмосферу и теплоту, которую создают эти загадочные зверьки одним своим присутствием.


    В Интернете существует бесконечное количество сайтов на кошачью тему. Очень много любителей кошек среди людей. (В том числе и я - постоянный посетитель некоторых кошачьих сайтов и фотолюбитель, который пишет о своих увлечениях: люблю фотографировать кошек, детей и женщин)
    Спасибо, Валентина, за хороший почин.
    В общем, тема неисчерпаема и, может быть, следует рассмотреть отдельные оттенки взамоотношений человека и кошки (как это и предлагает, например, Виталий Данилов).

  • Возможно это я натолкнул Вас на тему кошки и Египет, а теперь попробуйте раскрутить тему кошки и подсознание человека,ведь то же интересно.Издавна считалось,что кошка обладает свойсвом воздействовать на сознание человека,точнее над подсознание и причем в очень тонких материях.И не только в Египте.Хорошо освещена тема оценка 5.

    • Виталий, пока ничего не обещаю. У меня темы возникают сами по себе, предугадать невозможно. Столько всяких заготовок, черновиков и проч. - Вдруг что-то из них (или не из них) просится, а что-то начатое - отходит "на потом". Подумать обещаю, что выйдет - не знаю