Валентина Пономарева Грандмастер

Кому обещает счастье Водолей?

Водолей — древнейшее созвездие земного неба, которое почиталось еще древними шумерами и египтянами, а позднее — греками, римлянами, арабами. Что любопытно: на разных языках оно обозначало одно и то же — льющего воду (Гидрохос, Акуариус, Сакиб-аль-ма).

Что об этом сохранила в своей памяти история?

В Шумерском царстве Водолей назывался великим священным созвездием, потому что олицетворял самого бога неба Ана (Ану), отца всех других богов, дающего земле живительную воду. Древнейшие изображения показывают, что реки Тигр и Евфрат вытекают как раз из сосуда Водолея.

Шумеры полагали, что это созвездие находится в центре небесного моря и является предвестником сезона дождей. Неслучайно с ним связан и одиннадцатый месяц шумерского календаря — «месяц водного проклятия», и миф о боге, который предупредил смертных о потопе.

Кстати, аналогичные по смыслу представления, пусть и с собственным национальным колоритом, имелись у древних египтян. Например, о том, что притоки Нила — Белый Нил и Голубой вытекают из божественных сосудов. На египетских рисунках Водолей изображался в виде мужского образа с кувшином в каждой руке, воду из которых он льет на рыбу.

И действительно, если проследить направление потока из того кувшина, с которым представлен Водолей в гораздо более поздних звездных атласах, то можно обнаружить: он поит Южную Рыбу.

Кроме того, наибольший уровень воды в Ниле приходится на время, связанное именно с этим созвездием. Считалось, что в звездном облике Водолея бог воды Кнему опрокидывает в Нил огромный ковш.

Так что библейский сюжет о Ное и его спутниках в ковчеге, спасшихся от потопа, существовал и в более ранние времена. Между прочим, и у древних греков тоже: там в качестве главного персонажа выступает Девкалион, сын Прометея (вместе со своей супругой Пиррой), и на этом основании некоторые исследователи полагают, что именно он является прототипом звездного Водолея.

Впрочем, существуют альтернативные точки зрения. В частности, на честь быть представленным в космической выси претендует Ганимед. Этот юноша непревзойденной красоты приглянулся сначала богине Эос, а затем и самому Зевсу, который, приняв облик орла, перенес его на Олимп и определил виночерпием. По этой трактовке Водолей льет коктейль из нектара и дождя.

По другой версии, Водолей воплощает Кекропа, одного из первых афинских правителей, считавшегося сыном Геи и прославившегося своим благочестием. Он приносил жертвенные возлияния богам, используя для этого обычную воду.

Как описывает созвездие астрономическая наука?

Водолей — большое, хоть не слишком яркое созвездие. Оно занимает площадь около 980 квадратных градусов. Самый известный объект в нем — астеризм Кувшин, состоящий из пяти звезд, одна из которых является двойной. А в прошлом году ученые открыли BD -22 5866 — кратную звезду с четырьмя компонентами.

Среди других достопримечательностей Водолея — шаровое скопление М2, красный карлик Gliese 876 с тремя обнаруженными экзопланетами, две туманности — Сатурн и Улитка. Последняя является самой большой планетарной туманностью во всем небе.

Примечательно и то, что целый ряд звезд в нем имеет отношение к счастью: Счастье государства/государя; Счастье счастий (Удача удач, Счастливейшая из счастливых); Счастливая звезда скрытых вещей; Счастливая звезда купца.

Что ж, пожелаем счастья всем, кто рожден Водолеем!

Статья опубликована в выпуске 16.02.2009