Ярослав Задорожный Профессионал

Какой телевизор был у наших предков? Вспомнить все

Телевизор сейчас — не роскошь, а необходимая в доме вещь, без которой жизнь неинтересна. У многих дома по 2−3 телевизора, да еще один на кухне (вместо газеты, которую просматривали раньше за едой). Никто не уделяет особого внимания этому прибору — неприхотлив, несложен в управлении, работает при нажатии одной кнопки, не требует какого-то особого ухода. В общем, просто «ящик».

До чего техника дошла! А ведь еще полвека назад телевизор был невиданным чудом и роскошью. Долго копили деньги на его покупку, самостоятельно сооружали подходящую для приема сигнала антенну. И каждый владелец этого необычного прибора должен был знать, что такое диполь (то есть горизонтально расположенная часть антенны), что такое фидер (снижение коаксиального кабеля от антенны к приемнику), что такое широкополосная антенна и как крепится кабель к ее плечам.

В 1963 году мои родители в деревне купили черно-белый телевизор львовского завода под названием «Верховина». Размер экрана был где-то 38 на 28 сантиметров. Почти полсела принимало участие в изготовлении антенны. На мачту высотой около 15 метров поднимали антенну из медных трубок диаметром 15−20 мм. Размах ее «крыльев» составлял, насколько помню, 2 на 4−5 метров. Длина трубок зависела от длины волны нужного для приема канала. В то время еще не использовалась половинная или четвертная длина волны. Притом расстояние до передающего центра составляло всего 35 км. Укрепляли это высотное чудо-сооружение проволочными растяжками, чтобы ветер не сорвал.

В те времена для передачи телевизионного сигнала использовалось 12 каналов. Выпускаемые советской промышленностью телевизоры имели настройки на один, три, пять или двенадцать. Но это не означало, что телепрограммы транслировались по всем этим каналам. Например, телевизор с настройкой на первый, второй и третий каналы можно было использовать только в Ленинграде, Москве и Киеве. Для использования такого телевизора в другом регионе нужно было отдать его в мастерскую для перестройки на шестой канал, на котором работали приборы в ближайших от ретрансляторов провинциях.

Настройка телевизора после установки антенны и подсоединения фидера представляла собой чуть ли не шаманское камлание. Все зависело от зоны уверенного приема, которая тогда составляла, например, для Москвы, 80−120 км. Дальше наблюдалось затухание сигнала, меньшая четкость изображения и помехи. Влияние на прием оказывало даже то, откуда ветер дует, фигурально выражаясь. То есть качество изображения зависело от погоды, времени дня и сезона, географического профиля местности и материалов, используемых для изготовления антенн.

Но и когда только появились телевизоры, люди уже хотели большего и лучшего. Мало кто, даже из стариков, помнит сейчас о том, как раньше поверх экрана черно-белых телевизоров наклеивали трехцветную красно-сине-зеленую пленку, чтобы казалось, что изображение цветное.

А кто помнит телевизоры 50-х годов КВН-49 и «Ленинград» Т-2? Это вообще древность. Размер их экрана составлял 10,5 на 14 сантиметров. Считается, что наиболее подходящее расстояние, с которого надо при нормальном зрении смотреть телевизор, равно примерно семикратной высоте экрана, это чтобы не утомлялось зрение. Таким образом, телевизор КВН нужно было смотреть с расстояния 70 см, а остальные — 125−170 см.

Чтобы увеличить изображение, промышленность дополнительно выпускала увеличительные линзы, которые устанавливались перед экраном.

Линза состояла из двух выпуклых стекол, соединенных вместе, внутрь которых заливали дистиллированную воду. Наливали ее методом сифона, то есть с помощью шланга втягивали ртом жидкость из банки и выпускали ее в линзу. Вода должна была стекать в нее по стенке, чтобы предупредить образование воздушных пузырьков. Пузырьки появлялись, когда температура воды была ниже комнатной. Поэтому воду надо было выдержать около суток в заполненном доверху сосуде.

Со временем в этой воде появлялся осадок. Очищали линзу с помощью резиновой груши, которую надевали на резиновую трубку. Ее опускали в линзу, и энергичными нажатиями на грушу взбивали муть и высасывали ее. Эту операцию повторяли многократно. Мутный налет на стенках линзы, если его не удалось смыть напором воды из груши, снимали куском резиновой губки, укрепленной на длинной мягкой проволоке с изоляцией. Чистить надо было так, чтобы проволока не прикасалась к линзе.

При помутнении воды ее выливали, линзу хорошо промывали дистиллированной водой, нагретой до 30 °C, и затем вновь заливали свежую дистиллированную воду. Применять для чистки линзы какие-либо химические вещества не следовало.

Кроме того, были еще заморочки с источниками и приборами электропитания типа автотрансформаторов, и пользователь должен был вручную контролировать показания вольтметра и подкручивать его, если напряжение изменялось. Позже появились стабилизаторы напряжения, которые должны были автоматически следить за соблюдением режима.

Кроме того, надо было периодически давать отдых телевизору, потому что радиолампы в нем перегревались и сгорали от перегрева.

В общем, цените, что современный телевизор не доставляет практически никаких проблем и легко управляется с помощью «ленивца» ДУ!

Обновлено 27.04.2009
Статья размещена на сайте 17.02.2009

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Как интересно. Наверное, есть музеи, где такие телевизоры можно увидеть Радиолампы старинные я видела у бабушки в деревне, такие смешные.

    Оценка статьи: 5

  • Когда-то в далеком детстве смотрел на маленький экранчик сквозь стеклянную линзу с водой. Видно было плохо, но жутко интересно. Спасибо, напомнили. 5

    Оценка статьи: 5

  • У моих предков был "Изумруд". Очень неприхотливая машинка. И долговечная. Отработал с заменой пары-тройки ламп с 1969 до середины 80-х, когда на смену ему был куплен цветной. Минский "Горизонт". А так был ещё в нормальном рабочем состоянии. Просто уже морально устарел.
    Качество приёма действительно зависело от многих параметров. В т. ч. и от места положения зрителей.
    О линзах слышал, но даже не представлял, что с ними было столько мороки... А вот стабилизаторы напряжения застал.

    Оценка статьи: 5

  • всё правильно

    Я начал пользоваться телевизором с 1961 года. Приём осуществлялся на первом канале на растоянии более 100 км от старого телецентра в Ленинграде. Первое время существовала абонементная плата за пользование телевизором в размере 12 рублей в год. Качество приёма сильно зависело от состояния погоды. После постройки местного ретранслятора вопрос с качеством был снят. Количество каналов было доведено до 3.
    Хочу напомнить о практически похороненой услуге телевидения - ТЕЛЕТЕКСТЕ. Захватившие телевидение рекламные компании похоронили его, чтобы портить жизнь телезрителям своей разнузданой рекламой. Вот тут то и нужен пульт дистанционного управления, для своевременного выключения звука или поиска канала без рекламы или выключения телевизора, если реклама очень достала. Телетекст позволяет разместить на канале порядка 900 страниц ПОЛЕЗНОЙ информации. Чем информация отличается от рекламы? Информацию человек ищет сам по своим запросам. Реклама - это хуже назойливого комара от которого каждый пытается отбиться. Кто распоряжается Вашим телевизором? примерно на 20% рекламщики плюс 20% расхода электроэнергии тоже оплачиваете Вы. 20% времени просмотра телевизора Вы тратите впустую - это время украденное у Вас рекламными компаниями. Перенос части рекламы на телетекст снизило бы пустые траты времени и реурсов. Из 44 телеканалов ТРИКОЛОР ни на одном канале нет телетекста, хотя в приёмном оборудовании такая возможность есть.

    Оценка статьи: 5

    • Реклама - это то, за что платят рекламодатели. А вот решение о том, смотреть телевизор или нет, то есть потреблять эту рекламу или нет - это уже дело потребителя.

      • Люба Мельник, насчёт рекламы Вы правы. Это одна из форм финансирования телевидения. Другие формы - финансирование из госбюджета, абонементная плата, налог на продажу телевизоров. Но вот такой вопрос возникает. Я смотрю TV по кабельному телевидению, за что исправно плачу фирме поставщику услуги. И тем не менее реклама мозолит глаза столько же как и эфирному телезрителю. Выходит я дважды оплачиваю труд телевизионщиков?