Андрей Макаров Мастер

Кто идет? Навруз - весенний Новый год!

Праздник Весны Навруз отмечают ежегодно 21 марта мусульмане многих стран — Ирана, Азербайджана, Турции, Афганистана, Татарстана, а также Средней и Центральной Азии. Именно на весеннее равноденствие, потому что по древнему солнечному календарю этот день означает начало весны и нового года.

История праздника с исламом не связана. Навруз возник намного раньше (первое письменное упоминание о нем датируется 505 годом до н.э., а ислам зародился в начале VII ст. н. э.) и символизировал преклонение человека перед силами природы. Есть разные версии о происхождении Навруза, но чаще всего его связывают с зороастризмом — религией древних народов Ирана, Азербайджана, Средней Азии, о чем свидетельствуют атрибуты праздника.

Так, до наших дней сохранился обычай раскладывать ритуальные костры, зажигать факелы и свечи (зороастрийцы были огнепоклонниками и считали огонь жизненной силой), красить яйца (что символизировало зарождение жизни), проращивать зерна пшеницы или ячменя и ставить их на праздничный стол вместе с разнообразными сладостями. Навруз вобрал в себя и некоторые языческие традиции, в частности, гадание. И, конечно же, как и любой другой праздник, его невозможно представить без музыки, песен, танцев, народных гуляний, игр, соревнований и фейерверков.

Радостный праздник Навруз отмечают несколько дней подряд (ранее его празднование длилось 13 дней). А подготовка к нему начинается более чем за месяц. Каждая из четырех предпраздничных недель (точнее, каждая среда) посвящается одной из четырех стихий — земле, воде, огню и воздуху (ветру).

Первая среда — это День Воды. Приходится на последнюю неделю февраля. Тогда снега на склонах начинают таять, талые воды стекают в низины, спешат к рекам. Вода несет жизнь. В этот день с восходом солнца люди шли за водой к реке или источнику, умывались, окропляли друг друга. Вода, по которой скользнул солнечный луч, согласно древнему поверью, считается обновленной и священной, а желания того, кто в ней искупается, должны осуществиться. Это очень напоминает купание на Крещение.

Вторая среда — День Огня. Огонь дарит земле тепло, растапливает ледяной покров, сковавший ее. В этот вечер дома зажигают свечи. Их должно быть столько, сколько членов в семье, а на улице разжигают костер.

Третья среда посвящена Земле — Земле-матери, Земле-кормилице. Природа начинает оживать — сквозь землю пробиваются первые нежные травинки. В этот день замачивают зерна пшеницы для будущего праздничного стола, приговаривая: «Береги меня, век буду растить тебя!» Проросшая пшеница является символом благосостояния, священного хлеба.

Четвертая и последняя среда — День Ветра, Ветровей… Мягкий весенний ветерок ласкает землю, колышет кусты, пробуждает деревья от зимнего сна, раскрывает почки. Этот день считался самым важным среди всех четырех, именно ему посвящались многочисленные обряды и ритуалы, в частности разнообразные гадания. Интересным было гадание на слух, когда парни и девушки подходили к дверям соседей и подслушивали их разговоры, а из услышанного пытались угадать — сбудется ли их желание, или нет.

Кстати, в последнюю праздничную среду запрещалось ссориться или ругаться — ведь тот, кто выходил ворожить, мог услышать эти слова, и нетрудно представить, какое негативное, а иногда и фатальное содержание они могли приобрести. К счастью, и до наших дней этот обычай сохранился: любые ссоры, споры, а тем более ругательство или проклятия недопустимы в дни Навруза. Обиды следует забыть и простить.

А еще в последнюю среду вечером на улице разжигают костры — символ очищения. По поверью, каждый должен перепрыгнуть через костер (как и мы, славяне, на Ивана Купала), произнося при этом: «Все мои беды тебе, а твою радость — мне». Заливать водой огонь нельзя: лишь после того, как он погаснет, парни и девушки должны собрать пепел и высыпать его как можно дальше от дома. Это значит, что все неурядицы тех, кто перепрыгнул через костер, ушли и больше не вернутся.

В последнюю ночь перед Наврузом все члены семьи брызгают друг на друга водой, чтобы смыть неприятности старого года. Этот праздник заведено отмечать дома. Целую ночь должен гореть свет — ведь угасший огонь предвещает несчастье. На столе — праздничный поднос (хонча), посреди него — тарелочка с проросшей пшеницей, свечи — по одной на каждого члена семьи, ярко раскрашенные яйца (кстати, они очень напоминают пасхальные яйца), сладости.

По традиции, на праздничном столе должно быть семь кушаний, названия которых начинаются на букву «с», например: семелек (блюдо из побегов пшеницы), себзи (зелень петрушки), суджук (застывшая патока с ореховой начинкой). Также на стол кладут зеркальце, а на него ставят крашеное яйцо. Это символизирует окончание старого года и наступление нового: яйцо качнется — наступит новый год. Все приветствуют друг друга, желают здоровья и долголетия, уюта и семейного счастья.

Таким является Навруз Байрам — один из самых красивых и самых древних праздников.

Автор текста Ольга Максименко, журнал «Персонал Плюс».
Перевел с украинского Андрей Макаров.

Обновлено 20.03.2009
Статья размещена на сайте 4.03.2009

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ольга Максименко Читатель 23 марта 2009 в 00:46 отредактирован 22 мая 2018 в 18:23

    Спасибо, Тимур!
    В статье как раз и говорилось о том, что история этого праздника с исламом не связана. Спасибо, что Вы это заметили (признаться, меня очень опечалил первый комментарий).
    А обычай красить яйца на Новруз сохранился в Азербайджане.

    • Анна Новая Анна Новая Профессионал 23 марта 2009 в 00:55 отредактирован 23 марта 2009 в 01:00

      Мой комментарий был первым, а что Вас опечалило? Действительно, интересная статья, хороший слог, интересная тема. Но мусульманские праздники никак не могут включать в себя элементы гадания, суеверий и всяких связанных с этим обрядов. Только и всего. Извините, если мой комментарий показался Вам резким или бестактным, я просто хотела внести уточнения.
      Вы написали, что "история этого праздника с Исламом не связана", но в первом же предложении сказано о том, что "мусульмане отмечают" этот праздник. Это единственная деталь, все остальное - отлично.

  • Андрей Макаров, Да Навруз это праздник весны в Средней Азии и ниже по географии.Но это действительно мусульманский праздник.В это время собирают траву (с такими мясистыми листьями мелкими)и делают из нее самсу.Очень вкусно.Женщины в этот день готовят СУМАЛЯК.это проросщие отростки пшеницы,которые варятся всю ночь и они сменяя друг друга постоянно мешают это варево в громадном казане,что бы на утро угостить всех в округе этим варевом.Скажу вам откровенно - дает такую энергию,горы хочется свернуть.Ну конечно всякие развлечения с карнаями и сурнаями(духовые инструменты).Вобще народ в Азии гостипреимный и если дружить будет для всех здорово.

    • В статье верно утверждается о том, что Навруз - имеет доисламское происхождение (языческое, зороастрийское). Народный традиционный праздник, который арабы после завоевания Ирана и Центральной Азии стремились всячески вытеснить, но по причине его жизнестойкости стали относиться более лояльно, а позже даже адаптировать.

  • Все очень интересно изожено, но причем тут мусульмане? Гадания и всяческие подобные символические ритуалы считаются в Исламе страшным грехом.

    • Анна Новая, согласна с вами. И причем тут яйца? Живу в Узбекистане, и ни разу не видела, чтоб на Навруз кто-нибудь из коренного населения красил яйца.
      Правда, автор только переводил статью...