Карина Бахтадзе Грандмастер

Для какого художника Левитан стал кумиром? Николай Крымов

Ученик Серова, близкий друг Коровина, Николай Петрович Крымов пронес через долгую творческую жизнь традиции русского реалистического искусства, любовь к родной земле и высокое мастерство. Небольшие по размеру, лишенные внешних эффектов пейзажи художника привлекают тонкой задушевностью и глубокой поэтичностью в передаче красоты русской природы, необычайно светлым, радостным восприятием мира, ощущением полноты человеческого бытия.

Что бы ни писал Крымов — будь то заброшенная старая мельница, деревенская улица, прихотливо петляющая среди полей речка, далекие просторы заливных лугов, заснеженные крыши московских домов или утопающие в сугробах уютные дворики провинциальных городков, — все это не случайные мотивы, а прочувствованный образ природы. Это подлинная правда жизни, в передаче которой он видел смысл творчества, художественная правда, которой учил он многочисленных учеников и последователей. Крымов развил в своем творчестве многие находки и достижения Сурикова, Репина, Серова, Левитана, Коровина, Куинджи.

Родился Крымов в 1884 г. в интеллигентной московской семье. Его отец, Петр Алексеевич, преподавал рисование в гимназии. Преподавателем рисования стал и старший брат, Василий. В доме всегда бывало много художников, говорили, спорили об искусстве. Неудивительно, что мальчик с ранних лет тянулся к нему. Это увлечение поддерживалось в семье. Отец охотно занимался с сыном, готовя его к поступлению в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое он сам окончил.

Одаренный от природы, получив от отца хорошую профессиональную подготовку, Николай Крымов в 1904 г. блестяще выдержал конкурс (15 человек на место) в училище. Признание пришло к нему рано. Уже в 1906 г. написанный с натуры этюд «Крыши со снегом» был приобретен на ученической выставке А. Васнецовым, а год спустя эта работа попала в Третьяковскую галерею. Задолго до окончания училища работы Крымова получают высокую оценку. О нем пишут, его произведения репродуцируют.

Крыши со снегом, 1906Творческий путь художника не был простым и ясным. Первые самостоятельные годы — время напряженных поисков своего видения мира, изобразительного языка. Он попадает под влияние различных художественных течений: создает нарочито утонченные пейзажи, решенные в условной цветовой гамме; подражает народному лубку, населяя правдивые пейзажи примитивными персонажами.

Пейзаж с женской фигурой в красном. Пер. пол. 1910-х Биография Крымова небогата внешними событиями: упорный, напряженный ежедневный труд, педагогическая деятельность, работа для театра. Его не манила романтика дальних дорог, не интересовали поездки за рубеж. Для творчества вполне доставало того, что было рядом, что он постоянно видел, что с детства любил. Родное Подмосковье, Звенигород, некогда пленивший и Левитана. Таруса с ее живописными окрестностями, любимая многими русскими художниками, и сама Москва — вот и вся несложная география крымовских пейзажей. Но как пристально, любовно изучил он каждый уголок этих родных для него мест и передал свою радость от встречи с пленительной красотой природы среднерусской полосы.

Огромное влияние на художника оказал Левитан. Крымов считал его своим кумиром: «Начиная с первых годов моей самостоятельной творческой жизни, меня поражало в Левитане его необычайно тонкое зрение, умение передавать момент дня и характер русской природы; я долго не мог понять, каким образом Левитан широким мазком свободно и убедительно умел изображать траву, избы, деревья, небо».

Летний день, 1915С тонким мастерством и проникновенной поэтичностью передает Крымов различные состояния природы в разное время дня и года. Ясный ласковый солнечный день, напоенные зноем кусты и деревья, дремлющие в жаркой истоме тихие улочки провинциальных городков. Серый день с мелким моросящим дождем и низко нависшим хмурым небом с мягко тающими очертаниями предметов. Зимние сумерки или раннее утро с холодными, голубыми тенями. Лучи заходящего солнца, золотящие верхушки деревьев и вспыхивающие на стенах домов.

Розовая зима, 1912 Как часто мы торопимся по делам, не замечая, что действительно, «у природы нет плохой погоды». И картины художников, перед которыми мы останавливаемся на какое-то мгновение, вдруг дают нам чувство сопричастности красоте окружающей нас действительности.

В течение последних 30 лет Крымов с ранней весны до поздней осени живет в Тарусе, на берегу Оки. В многочисленных пейзажах запечатлен на редкость живописный приветливый городок и его окрестности. Работы художника — гимн красоте жизни, красоте земли, и в этом их глубоко гуманистический, патриотический характер.

Уборка сенаБольшое место в творчестве Крымова занимают работы для театра. Выполненные им декорации и костюмы к «Горячему сердцу» А. Н. Островского для МХАТа К. С. Станиславский считал классическими: «В них так верно передан быт купечества, так много смелой выдумки, острого гротеска, тонкого юмора».

Николай Петрович Крымов, по отзывам своих современников, был обаятельным, душевно щедрым, разностороннее одаренным человеком. Он был и музыкантом, прекрасно пел, знал и любил литературу, театр, был остроумным рассказчиком, веселым собеседником, неизменно внимательным и благожелательным к людям, непримиримым ко всякой фальши и лицемерию. И эту правду он передавал в своих произведениях.

Внимательно рассматривая его пейзажи, мы поймем и поверим: «Каждая погода благодать», только надо настроиться на нужную волну восприятия…

Иллюстрации взяты с сайта krimov.ru.

Обновлено 10.04.2009
Статья размещена на сайте 7.03.2009

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: