Марина Опарина Грандмастер

Лучшие мелодрамы Голливуда? Конечно, «Красотка»!

Фильм Гарри Маршалла с Джулией Робертс в главной роли — это один из тех фильмов… Нет, пожалуй, по отношению к фильму «Красотка» нельзя использовать оборот «один из тех фильмов». Потому что этот фильм единственный в своем роде и сравнивать его с другими не стоит. А еще потому, что каждый раз, проходя мимо телевизора и замечая на экране знакомые кадры, я обязательно задержусь, чтобы посмотреть пару минут, даже если видела этот фильм уже добрую сотню раз.

Историй по мотивам сказки о Золушке снято и написано уже очень много, но фильм «Красотка» — приятное исключение в этом ряду. Режиссер сумел увидеть в истории Шарля Перро три кита успеха, увековечивших имя французского сказочника: любовь, самоиронию и проблему социального неравенства — и мастерски использовал эти слагаемые настоящего шедевра в своем фильме.

Казалось бы, каков может быть сюжет фильма о любви девицы с голливудской панели и миллионера? Он мог быть чересчур слащавым, чересчур трагичным или просто смешным. У Гарри Маршалла получилось все это объединить в гармоничное целое, не утрируя и без особых недомолвок, поэтому и получился такой замечательный фильм.

Надо сказать, что русский перевод названия «Pretty Woman» «Красотка» никогда не казался мне удачным, просто он перешел уже в привычку, а потому перестал смущать. Думаю, слово это как-то мелковато, чтобы быть названием для этой истории. Джулия Робертс, положа руку на сердце, никакая не красотка, но ее героиня по ходу фильма проявляет себя как настоящая глубокая Женщина, Хорошенькая Женщина.

Ричард Гир, которого в самом начале фильма Гарри Маршалл попросил не «тянуть одеяло на себя», немного отступает в тень, позволяя раскрыться своей партнерше по фильму. «Нет, нет, нет. Ричард. В этом фильме действует один из вас. А другой из вас нет. Угадай, кто из них ты?» — сказал ему тогда режиссер, предопределяя тем самым судьбу актрисы в киноиндустрии, а ее героини — в кинопрокате.

Да и сам фильм наполнен довольно понятной, но в то же время слегка завуалированной символикой. Естественно, это не глубокое авторское кино, но то, что над ним есть о чем подумать — безусловно. А символика в фильме потрясающе осторожная и светлая — это и опера La Traviata, которая рассказывает Вивьен будто бы о ней же самой, это и выгоревшие буквы на вывеске отеля, которые складываются в сочетание «HO», что созвучно слову «whore» (шлюха).

Очень символичен и тот факт, что фильм в результате сняли совсем не по первоначальному сценарию. Гарри Маршалл отказался от варианта, в котором героиня, сидящая на кокаине, соглашается отказаться от пагубного пристрастия на неделю, чтобы заработать деньги на Диснейленд. Та, первая история, заканчивается вовсе не так романтично: богатый мужчина выпроваживает проститутку, а в последних кадрах она с подругой уезжает на автобусе в Диснейленд. Согласитесь, если бы сценарий фильма не был изменен, мы получили бы хорошую, но довольно рядовую картину. А так — получили фильм, достойный занять двадцать первое место в сотне самых лучших фильмов о любви.

Об этом фильме говорят и пишут много и до сих пор, хотя со дня его премьеры 23 марта 1990 года прошло уже почти двадцать лет. С того времени Джулия Робертс стала успешной актрисой, одной из самых выскооплачиваемых в Голливуде. Кто кому помог прославиться — она фильму или фильм ей — решит время. Но бесспорно одно: если бы на главную роль в фильме «Красотка» Гарри Маршалл взял, как планировалось, Мэгг Райан или Дэрил Хану, которая, кстати, отказалась от роли, поскольку посчитала, что играть в кино проститутку — это неприемлемо для ее репутации, то фильм получился бы не таким, каким мы его знаем.

Конечно, история, показанная в фильме, это сказка. Но в том-то все и дело, что каждый из нас в глубине души в эту сказку верит, только не показывает виду. А замечательная мелодрама Гарри Маршалла еще раз убеждает нас в том, что верить в сказку надо, кем бы ты ни был — проституткой с голливудской мостовой или миллионером с последнего этажа небоскреба.

Я тут подумала, что понятие «высоты» в жизни для каждого из нас свое, особенное. Девушка с голливудского «дна» высоты не боялась, потому что не знала, что это такое. А герой Ричарда Гира боялся высоты именно потому, что очень хорошо знал, что это такое и как больно может быть оттуда упасть.

Так и в жизни, высота у каждого своя — кто-то «берет» ее шаг за шагом, как альпинист, неся за спиной огромный тяжелый груз, который постоянно тянет вниз. А кто-то оказывается на самой вершине по прихоти счастливого случая — легкий вихрь забросит его туда или осторожно вознесет на своих крыльях птица Счастья. Но, так или иначе, все мы мечтаем о высоте. И бояться ее не нужно, оттуда гораздо лучше видна вся наша жизнь.

Обновлено 21.03.2009
Статья размещена на сайте 10.03.2009

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: