• Мнения
  • |
  • Обсуждения
К. Ю. Старохамская Грандмастер

Что такое «романтика» и немного бурных морей на закуску

Слова с течением времени меняют свой смысл. По разным причинам — меняется реальность, меняются и слова.

Вот например: зачитать раньше означало взять книгу и не вернуть, а теперь означает огласить текст (зачитайте обращение). Уборная первоначально была только комнатой для переодевания (убора) артистов, потом превратилась сами понимаете во что (как, впрочем, и туалетная). Обязательный в 19 веке и первой половине 20-го означало — точный в исполнении обещаний: Амвросий Фокич человек обязательный, если сказал, что будет — непременно придет. Теперь обязательный — значит непременный. И так далее. Таких слов много, следить за ними бывает весьма интересно.

Но бывают и неприятные изменения. Вот такой пердюмонокль случился со словом (понятием) РОМАНТИКА. Романтика, романтизм — интуитивно это нечто противоположное мещанству, обывательству, рутине, пошлости и банальности. Романтика — это означало — путешествия, опасности, крутые горы и бушующий океан, полный пиратов, ночевки в шалаше и сплав по бушующим горным рекам. Преодолевать трудности — вот романтика! Трудная стезя изыскателей-геологов то в тундре, то в пустыне. Отсутствие быта, презрение к салфеточкам-слоникам. Строительство города в дикой тайге — это была романтика, на это купилось много молодых людей… что ж, города и в самом деле построили, хотя и грязи и рутины они там наелись по горло. Но суть не в этом — суть в том, что РОМАНТИКА была отрицанием комфорта, удобства, безопасности и зажиточности. Нестись по бушующему океану, или ночевать в горах, или покорять полюса!
Песни какие пели:

Пьем за яростных, за непокорных,
За презревших грошевой уют!
В флибустьерском дальнем синем море
Люди Флинта песенку поют.
(Бригантина, слова П. Когана)

Под крылом самолета о чем-то поет
Зеленое море тайги…
Ну и т. д.

А что говорят нам ученые?

РОМАНТИЗМ (нем. Romantik, фр. romantisme, англ. romanticism) — творческий метод в литературе и искусстве, сложившийся в конце XVIII — начале XIX в. В основе романтического метода лежат общие принципы: субъективная позиция писателя по отношению к изображаемому; стремление не столько к воссозданию, сколько к пересозданию действительности, что обуславливает использование в произведениях Р. фантастики, гротеска, символики, условности и т. п.
Романтизму свойствен не только отказ от реального мира, от обыденности, но и интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному (действие поэм Дж. Байрона и А. С. Пушкина разворачивается в южных странах и в странах Востока, баллад В. А. Жуковского — в фантастическом, вымышленном мире, часто поэты-романтики переносят действие своих произведений в прошлое). Ведущая черта Р. — трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими. Время распространения — конец XVIII — первая половина XIX в.
(Словарь литературоведческих терминов. Автор-составитель © С. П. Белокурова.)

Романтизм раскрыл необычайную сложность, противоречивость внутреннего мира человека. Для романтиков характерен интерес к сильным и ярким чувствам, человеческим страстям. Поэтому для романтизма так важна защита свободы — права человека на индивидуальные переживания и поступки.

Новым в романтизме стало и отношение к природе. Если классицизм природа интересовала как пример изначального порядка, а сентиментализм — как пример добротедетельной жизни, то для романтиков природа, во всех её хаотических и подчас жестоких проявлениях, представляла символ абсолютной свободы.

«Есть наслаждение и в дикости лесов,
Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
Дробящихся в пустынном беге.»

 — писал поэт К. Н. Батюшков. Пушкина «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю…» вы и сами вспомните. Ощущение различий между идеалом и действительностью приобретает в романтизме необычайную остроту и напряжённость, что составляет основу так называемого романтического двоемирия. При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о господстве в жизни непостижимых и загадочных сил, о необходимости подчиняться судьбе (Шатобриан, В.А. Жуковский). В творчестве других (например, Байрон, А. Мицкевич, ранний А.С. Пушкин) преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла.
(Wikipedia.)

Писатель-романтик не удовлетворен будничной, серой жизнью, окружающей каждого из нас, т. к. эта жизнь скучна, полна несправедливости, зла, безобразия… Ничего в ней нет необыкновенного, героического. Писателя-романтика могут привлекать далекие, экзотические страны и народы, со своими обычаями, образом жизни, понятиями чести и долга. Особенно притягательным для русских романтиков был Кавказ. Романтики любят горы и море — ведь они возвышенны, величественны, непокорны, и под стать им должны быть люди.
(Какой-то студент, вероятно тоже откуда-то содрал.)

Формирование европейского романтизма обычно относят к концу XVIII — первой четверти XIX века.
Романтизм в своих истоках — явление антифеодальное. Романтики протестуют против унижения в человеке человеческого, борются за возвышение, раскрепощение личности. Положительный герой в романтизме, как правило, возвышается по уровню своего сознания над окружающим его миром корысти, несовместим с ним, цель жизни он видит не в том, чтобы сделать карьеру, не в накоплении богатств, а в служении высоким идеалам человечества — гуманности, свободе, братству. Отрицательные романтические персонажи, в противоположность положительным, находятся в гармонии с обществом, их отрицательность и заключается прежде всего в том, что они живут по законам окружающей их буржуазной среды.
Русский романтизм, начавшись с Жуковского, расцвел в творчестве многих других писателей: К. Батюшкова, А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, Ф. Тютчева, В. Одоевского, В. Гаршина, А. Куприна, А. Блока, А. Грина, К. Паустовского и многих других.
(Еще какой-то литературный сайт.)

Короче говоря, вы поняли, надеюсь, суть, которую вкладывали в это понятие такие люди, как Александр Грин, Эдгар По и Джозеф Конрад.

А теперь что мы получим, набрав в поисковиках слово «романтика»? Рекламу комфортабельных отелей. Приз конкурса — романтическое путешествие вдвоем в ресторан — орут-надрываются ведущие-зазывалы во всяких там «любовь с первого взгляда», или билеты в романтический круиз на дорогом судне с бархатными занавесями, барами, бассейном и бильярдом.
Что может быть пошлее и что может быть противоположнее вышеописанному отрицанию сытости и мещанства? Сыто, безопасно, оплачено и сводится к сексу после обильного возлияния дорогими напитками и показу бриллиантов на вечеринках… Это еще лучший вариант, можно получить и ссылки на сайты «с девочками» или идиотские объявления-анкеты. Увы, слово совершенно потерялось. Первоначальное значение практически утрачено и осталось только у белых литературоведных мышей в рефератах о немецкой литературе конца 18 века.

Ну, а я вам предложу не проспект гламурненького пансионата Романтика «с номерами» и девочками, а картины испанского художника Anthony Casay
(Spanish, b. 1942)

Это уж безусловно романтика в первом, истинном значении: бушующее море, скалистый брег, первозданная и страшная красота дикой природы. Где ж и высаживаться на краткий отдых пиратам, как не на таком берегу, и где ж удобнее закапывать клады, составлять заговоры и клясться посвятить жизнь вечной борьбе за идеалы?
А кроме того, оно и просто красиво.
Холст, масло.

Статья опубликована в выпуске 25.12.2006
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: