• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Лилит Мазикина Профессионал

Быть цыганом - что это значит?

Учёные говорят, что цыгане — это этнос, или, говоря бытовым языком, национальность. Народное же мнение частенько утверждает, что «цыган — не этничность, а образ жизни» или даже «цыган — это профессия».

Как ни странно, цыгане… соглашаются со всеми тремя мнениями!

Цыгане как этнос

Многие отмечают, что цыгане как народ похожи на евреев: раскиданы по свету и состоят из большого числа этнических групп (грубо говоря, народностей), отличающихся друг от друга обычаями, диалектами, культурой и даже внешностью порой настолько сильно, что иногда совершенно не понимают и не признают друг друга, а стороннему наблюдателю могли бы показаться вовсе разными народами.

Однако, если внимательно присмотреться, общего у разных цыган обнаруживаешь больше, чем отличий. Прежде всего, конечно, происхождение. Все «классические», «европейские» цыгане (называемые ныне «романэ мануша»), а также проживающие в арабских и кавказских странах (неизвестные россиянам цыгане «дом» и «лом») произошли от одной довольно маленькой группы выходцев из Индии, расселившейся по миру через… Персию. Так утверждают лингвисты и генетики.

Это значит, что, вопреки прежним предположениям, предки цыган не были в какой-то момент изгнаны и не бежали, куда глаза глядят, во все стороны. Группа неких индийцев целенаправленно дошла до Персии, и только оттуда уже побежала в эти все стороны. Самая популярная сейчас гипотеза относительно причин этого переселения в Персию — намеренный перевоз этой группы индийцев власть предержащими. Возможно, это действительно был подарок от индийского правителя персидскому, как утверждает «Шахнаме», а может быть, это были купленные или захваченные рабы-музыканты. Во всяком случае, на побег резкое целенаправленное перемещение обычно неспешно движущихся по кругу кочевников не очень похоже.

Со среднеазиатскими цыганами (известными как «люли») не так всё ясно. Они, несомненно, имеют индийское происхождение, но слишком мало изучены, чтобы было понятно — от той же группы они произошли или нет. «Романэ мануша» от потенциальных родственничков открещиваются, «дом» воздерживаются от комментариев, «лом» вообще о них никогда не слышали. Индийцы-цыганологи на всякий случай считают цыганами и их, и «дом», и «лом», и «романэ мануша», и самих себя — совершенно загадочные люди.

От общего происхождения у цыган ещё один объединяющий фактор — язык. Точнее, целых три языка: романи, домари и ломаврен. Все три между собой в родстве, так что водички попить попросить получится. Первые два распадаются на диалекты, так что не стоит удивляться, что цыган из России не понимает песен цыган из Франции, а цыган из Египта — песен палестинских собратьев.

Наконец, все цыгане («люли» не исключение!) имеют целый ряд идентичных для всех народностей правил, которые исполняются наряду с собственными, уникальными для каждой группы. Этот ряд общих правил у «европейских» цыган называется

Цыганский закон

Долгое время европейские авторы вкладывали в уста своих героев-цыган заявление, что цыгане не признают правил и законов. Теперь же «Цыганский Закон» — притча во языцех, его частенько упоминают журналисты, объясняя тот или иной цыганский поступок или обычай. Однако то, что они рассказывают о Цыганском Законе, часто может повергнуть в шок цыган и этнографов, настолько это далеко от реальности.

Цыганский Закон — это набор правил, регулирующих отношения внутри цыганской общины, будь она компактна (табор) или дисперсна (раскиданные по городу/области цыгане, не имеющие частых контактов), а также поведение цыгана или цыганки в быту и устанавливающих главные для цыган ценности: уважение интересов общины и семьи как главенствующих над личными, уважение к старшим и тому подобное.

Как правило, другие цыгане считают тебя цыганом, только если ты соблюдаешь Цыганский Закон. То есть, быть цыганом — это не только родиться (или быть усыновлённым) цыганской семьёй, но и ежедневно соблюдать определённые правила, довольно сильно, на взгляд современного европейца, тебя ограничивающие: коленок не показывай, юбку на спинку стула не вешай, вперёд старших за стол не садись, в туалет пробирайся почти тайком и так далее.

Вот и получается, цыган — это ещё и образ жизни.

Профессия: цыган

Отголоски ли это кастового сознания или просто исторически сложилось, но, по цыганскому пониманию жизни, не все профессии одинаково хороши для цыган. Мало того, что есть профессии, мало подходящие для всех цыган (вы удивитесь, но, помимо работы дворником, ассенизатором, проституткой, киллером, официантом и т. д., туда входят большинство медицинских профессий, потому что цыганский закон не рекомендует физический контакт с больным или, простите, мёртвым телом), так ещё каждый цыган стремится выбрать профессию, традиционную для его конкретной народности и даже для семьи. Зная этническую группу цыгана, часто легко угадать его род занятий.

Ловарь? Или в шоу-бизнесе, или торгует антиквариатом.
Котляр? Занимается металлоломом, работой по жести или перевозками грузов.
Латиноамериканский кэлдэрар? Владелец маленького, но очень гордого автосалона.
Британский цыган? Музыкант или дорожный рабочий.
И так далее. Конечно, есть исключения: например, я знала двух котляров-журналистов.

Кроме того, более многочисленные цыганские народности, такие как русские или венгерские цыгане, давно уже не ограничиваются традиционными профессиями и освоили их множество. Но и их предки какие-то сто-двести лет назад придерживались узкого круга профессий. Так, русские цыгане были преимущественно либо лошадниками, либо артистами, либо военнослужащими.

А если ещё вспомнить, что в старину практически все цыганки были гадалками, в шутке «цыган — это профессия» мы увидим изрядную долю правды!

Быть праздником

Быть цыганом — значит не только быть цыганом, исполняющим цыганский закон и занимающимся цыганской работой. Другие цыгане ждут от тебя ещё и наличия определённых душевных качеств. Настоящий цыган, хоть ты тресни, должен быть гостеприимен, энергичен, сообразителен, красноречив, эмоционален, чадолюбив, профессионально успешен и просто не имеет права предаваться унынию, и другие цыгане никогда не упустят случая об этом напомнить.

А ещё — цыган должен уметь веселиться. Вечером в будни — расслабиться, скинуть с себя груз прожитого дня и войти в новый день свежим, свободным. А в праздник — петь, забывая себя, танцевать, не жалея ног, пить до веселия, а не допьяна, и полностью веселию отдаваться.

Знаете, как цыгане интерпретируют цыганский флаг? Синяя полоса — небо, зелёная полоса — поле (поле гораздо лучше дороги потому, что поехать можно в любом направлении, а можно и не ехать, просто встать на месте), колесо — цыганская душа, а красное оно — потому, что это цвет праздника, ведь цыгане — это народ-праздник, и не только 8 апреля!

Статья опубликована в выпуске 8.04.2009
Обновлено 25.08.2020

Комментарии (80):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Владимир Челядин Читатель 16 апреля 2009 в 18:12 отредактирован 16 апреля 2009 в 19:04 Сообщить модератору

    [Комментарий удален модератором. Выяснять отношения в базарном стиле, хамить непозволительно. Владимир, в блоге этой статьи вам не следует появляться. Л. Мельник.]

  • Лилит, спасибо, что не послали, а только во лжи обвинили.

    Однако, где тут указаны основные профессии нынешних "наших цыган"?:

    Цитата из статьи:

    "Ловарь? Или в шоу-бизнесе, или торгует антиквариатом.
    Котляр? Занимается металлоломом, работой по жести или перевозками грузов.
    ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ кэлдэрар? Владелец маленького, но очень гордого автосалона.
    БРИТАНСКИЙ цыган? Музыкант или дорожный рабочий.
    И так далее. Конечно, есть исключения: например, я знала двух котляров-журналистов.

    Кроме того, более многочисленные цыганские народности, такие как русские или венгерские цыгане, давно уже не ограничиваются традиционными профессиями и освоили их множество (НАЗОВИТЕ!!!) . Но и их предки какие-то сто-двести лет назад придерживались узкого круга профессий. Так, русские цыгане БЫЛИ преимущественно либо лошадниками, либо артистами, либо военнослужащими."

    Что, в поселках цыганских так много ловарей? 1-2 на поселок, да и то вряд ли.
    Или все котляры? В том-то и дело, что основная профессия именно та, упоминание которой вызвало у Вас такое озлобление. Ну и еще разводка лохов на рынках и в местах скопления. Но про это я уже писал.

    • Владимир Челядин, БОЛЬШАЯ часть цыган России - русские цыгане. Кроме того, самая большая диаспора цыган - в Москве. Большая часть московских цыган имеет легальные источники дохода, связанные как с мелким бизнесом, так и с банальной работой. Цыганские посёлки содержат не более одной цыганской народности. В основном таборы населены или котлярами, или русскими цыганами, или... изгоями, изгнанными из цыганского общества, как правило, за наркоторговлю (разных народностей). Большая часть цыган России живёт НЕкомпактно, ибо русские цыгане не любят сейчас жить посёлками, а они в подавляющем большинстве.

      Что касается профессий русских цыган, то их слишком много. Русские цыгане бывают шофёрами, железнодорожными рабочими, инженерами, ресторанными артистами, разного рода офисными работниками вплоть до бухгалтеров, лётчиками, продавцами бананов или одежды и даже обладателями откровенно "нецыганских" профессий типа хирурга, уборщицы и проч. Ещё раз - об этом трудно написать подробно, потому что в отношении профессий русские цыгане сильно ассимилированы (они вообще самые ассимилированные в России цыгане).

      А вам советую не пытаться читать чужих мыслей, выглядит нелепо. Даже если к вам прилагается диплом телепата Всероссийской Эзотерической Академии им. Елены Блаватской.

  • Лилит Мазикина, К.Ю. СтароХамская

    Представляю, как Вы сейчас снова будете ругаться. (Сам не буду опускаться до Вашего уровня)

    Такая жесткая реакция всего лишь на констатацию фактов!
    И ни одного аргумента по существу! Видимо, Лилит нечего сказать, так как сама, будучи цыганкой, знает, что это правда, и в бессилии, за неимением аргументов против, ругается, а вот почему К.Ю. так на меня накинулась, только Богу известно, так как никакой логики в ее высказываниях нет, никаких оскорблений цыган в моем комменте тоже нет. Расистских, фашистских призывов тем более. Только факты.

    Прочитайте внимательно раздел статьи (Вашей Лилит) "Профессия - цыган": Там нет ни одного слова, какими профессиями владеют "наши цыгане" в наше время. Вот я и попытался "дополнить" этот раздел. (Ну и "получил по полной" )Могу к профессиям цыган, кроме наркоторговцев добавить еще и такую сомнительную "профессию", как разводка лохов на рынках и местах скопления народа. Другое дело, что по понятиям цыган эти профессии - нормальные. Ну и некоторые цыгане-мужчины работают по металлолому. Пожалуйста, дополните список профессий нынешних цыган.

    И не надо посылать меня, все-равно не пойду.

  • Лилит Мазикина,
    В 2003-ем году на конференции в Кембридже Реймонд Бакленд делал сообщение о воззрении цыган на здоровье и их методах лечения. Возможно, это касается цыган Англии и Западной Европы. Но освещенные им методики были весьма разнообразны (даже изощренны). Бакленд утверждал, что лишь в редких случаях (когда цыганская терапия оказывается безуспешной) цыгане прибегают к официальной медицине - главном образом, при травмах, половых свищах и островоспалительных полостных заболеваниях, требующих оперативного лечения.
    Он же указывал на то, что Гитлера сегодняшние цыгане знают так же, как абстрактного мистера Смидта или Дюбуа.
    В Великобритании Р.Бакленд уважаем и считается знатоком истории и обычае цыган.
    Однако, где Британия а где Рассея?

    • Василий Россихин, Бакленд ещё пишет, что цыгане носят вещи, испачканные менструальной кровью, на шее. Не могу сказать, что он всегда ерунду говорит, но бывает.
      Кстати же, как вы сами вспомнили, он британец. Цыгане Британии не пострадали от геноцида, к чему им какой-то Гитлер? Я допускаю также, что они, как цыгане румынской, венгерской и турецкой глубинки, любят шариться по лесу в поисках трав и прикладывать ключи к спине, но большинство цыган Европы охотно использует вполне стандартные покупные средства (в России и Украине, в частности, популярны аспирин, стрептоцид и анальгин), а в сложных случаях вроде пневмонии или болезни сердца стараются пойти к врачу, не дожидясь половых свищей. Даже махровые таборные котляры и живущие в осыпающихся бараках влахи.

  • Лилит Мазикина,
    "Волкодав всегда прав, людоед - нет!".
    О вкусах не спорят. Как говорил Паратов:"Одному арбуз мил, другому - свиной хрящик". В ШЗ собрались взрослые дяди и тети, уговаривать которых в чем-то не стоит, каждый станется при своем мнении.
    Вот мне достаточно интересны: "кухня цыган", "цыганское лечение недомоганий и болезней", "роль шувани", "есть ли у цыган книга памяти - такая как у евреев", помнят ли сегодня в своих поминальниках цыгане кто такой был А.Гитлер ?

    • 1. Кухня цыган разная у разных цыган Надо писать большой том, чтобы всё охватить!
      2. Цыгане стараются лечить недомогание у профессионалов, потому что свято верят в Госпожу Профессию.
      3. Значимость човани преувеличена. Старые женщины авторитетны независимо от своих магических способностей.
      4. Книгу памяти пытались писать цыганские историки. К сожалению, общее неверие цыган в то, что цыган может создать что-то серьёзное, распространилось и на их семьи, и после смерти этих людей почти все их записи погибли. Спасённое хочет свести в единой книге памяти Бессонов. Также, рекомендую почитать Кенрика и Паксона, исследовавших вопрос Кали Траш.
      5. У цыган смерть - нечистое явление, о ней стараются много не говорить, поэтому умерших от Кали Траш поминают пару раз в год, а Гитлера не принято упоминать, он "нечист". Хотя кто такой, большинство цыган знает.

  • Лилит Мазикина,
    Браво!

  • Лилит Мазикина,
    Флаг очень любопытный.
    Лаконичный.
    Люблю цыганские песниииииии!!!!!!!

    Оценка статьи: 5

  • Интересно будет прочесть подборку на 20 апреля. Насколько она будет с духе с сегодняшней политеврокорректностью.

  • Более сухой исторический экскурс - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D1%8B%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B5 . Возможно после этого некоторые моменты станут понятнее.

    Оценка статьи: 5

    • Ю. Лях, сухие исторические экскурсы в Вики, кстати, тоже пишу я. На 95%. Естественно, включая только ту информацию, которую могу подтвердить ссылкой на цыганологов и разные интервью, потому что другое попросту не примут, так что если я туда не всё, что можно, напихала, то не моя в том вина.

    • Ю. Лях, вот вы точно в романтическом мире живёте... Не допускаете, что тут вообще-то читали не только это?
      Вам человек написал не сухой экскурс, не из Вики, о своей истории и культуре. Это - настоящая ценность! А вы - про ущерб нецыганам... Зайдите там по ссылочке на цыганский закон - может тоже некоторые моменты станут понятны.

      Оценка статьи: 5

      • Модератору: я уже несколько раз предлагал, чтоб не было статей на религиозные, национально-этнические и политические темы, поскольку на них люди перестают быть людьми.
        По ходу - прочитал прошлогоднюю статью Лауры Ли и обсуждения (https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/15253/#comments) - тоже сошлись на "дурак-сам дурак". И полностью согласен с Сергеем Воробьевым:
        "К проблемам цыган отношусь попросту - считаю, что их нет.
        Любителям менять общие правила в угоду этническим или любым иным обычаям мое фи - кому не нравятся например правила больнички, в основном призванные обеспечить санитарные условия - велкам лечиться под ближайший забор, ибо не в свой монастырь с домашним уставом ходить не стоит.".
        Все, точка.

        Оценка статьи: 5

        • читать дальше →

        • Ю. Лях, тема не была скандальной, пока не пришёл один человек, и не высказался оскорбительно.
          А вот тем, кто его горячо поддержал, может не ходить и не читать, от греха подальше, статьи про другие народы, другие страны, традиции и культуру? Ну, что бы людьми оставаться....

          Оценка статьи: 5

          • Давайте тезисно по пунктам:
            1. негативный коммент в праздник. Лично я про праздник узнал позже ( ну извините), как и автор того коммента, думаю. Вышла статья - появился коммент. Или ждать неделю? Или под какую-нибудь рубрику разместили бы, как "на правах рекламы" - чтоб без онных.
            2. Источники наших знаний: М.Горькиий, фильмы "Табор уходит в небо" и по Будулая - одна сторона и, как правило, негативные встречи с представительницами на улице, на вокзалах, в метро - с другой. У цыган своеобразное представление - что свое, что чужое, о зонах комфорта человека они тоже, наверно, не слышали и их нарушают. К сожалению, ни в школе, институте, на разных заводах, в НИИ лично я представителей этой народности не встречал. Ну артисты, певцы, ансамбли - это третья сторона.
            3. Вышла статья в стиле фильмов. Кто-то высказался из жизни. Пошла бодяга и обвинения: К. Ю. Старохамская в расизме начала обвинять (может, не знает смысла этого слова?). Кстати - в прошлом году К. Ю. Старохамской по поводу употребления "геноцид" тоже давали разъяснения.
            Вот такая печальная динамика.
            К моему стыду, я так подробно о своем народе рассказать не могу (наверно, слишком много политических пластов). А Лилит - мой респект. Но слишком горячая .

            PS о иерархии в обществе, цыганских баронах тоже интересно было бы. Лично у меня ошибочное мнение, что они - как воры в законе - уважаемые в своей среде, вершащие (само)суд, не работающие в нашем понимании и имеющие % от всех коммерческих мероприятий.

            Оценка статьи: 5

            • Ю. Лях,
              1. Статья приурочена к празднику, и в конце её о Дне Цыган напрямую написано.
              2. Поэтому надо игнорировать информацию из третьих источников, сиречь этнографических статей? Мне это непонятно
              3. В фильмах с вами никто не будет обсуждать прозаический бизнес котляров и положение юбки на стуле. Что значит - в стиле фильмов? Позитивная - да. Романтическая - очень условно.
              4. Темперамент. Когда не праздную - сдерживаю. Спасибо.
              5. О цыганских баронах неоднократно писал Бессонов, я могу только слегка дополнить его. Но писать об этом буду только после лекций, а то слушателям будет неинтересно, если они всё заранее прочитают

  • Нда, начиналось все действительно хорошо... Интересно было узнать что-то новое.
    Допускаю что в праздничной статье позволительно говорить только о хорошем.
    Но вот ответ на неприятный комментарий (безотносительно к месту он был, или нет), испортил впечатление.
    И пусть эта манера на самом в самом деле перенята от русских, но она ведь никого не украшает! А уж утверждение, что так бы ответил ЛЮБОЙ цыган - сами понимаете какие выводы позволит сделать читателю.
    Предлагаю каждому помнить о своем достоинстве при написании последующих комментариев.
    А то ведь и до пожара недолго...

    Оценка статьи: 5

  • Лилит Мазикина, то, о чём Вы пишете, - это лишь внешняя сторона цыганского этноса. А о внутренней стороне у Вас нет ни слова, и мне понятно, почему. Думаю, понятно и Вам.

    Удачи Вам!

    Оценка статьи: 4

    • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 9 апреля 2009 в 16:52 отредактирован 9 апреля 2009 в 16:53 Сообщить модератору

      Богдан С. Петров, неужели любой автор, который пишет на тему национальных обычаев (танцев, песен, кухни и т.д.) ОБЯЗАН приписывать такое?

      - конечно, украинский борщ вкусен, но украинцы жадные салоеды
      - Конечно, русские песни хороши, но среди русских встречаются пьяницы и лентяи
      - конечно, немецкий фарфор прекрасен, но вообще-то немцы войну затеяли...

      и так далее?

      У всех народов есть свои недостатки. С какого перепугу ЛЮБОЙ автор в ЛЮБОЙ статье ОБЯЗАН перечислять все недостатки своего народа?
      Я что-то не видела таких претензий к другим авторам. За что цыганам такое предпочтение? Мазикина будет писать про цыганские песни - и тогда она должна оправдываться за ураденных коней?

      По-моему, это отвратительно, и мне жаль, что на ШЖ завелись такие люди, которые считают себя ВПРАВЕ вот так вот охаивать целый НАРОД, да еще в праздничной статье. Свинство. И все, кто тут подвякивает типа "да, я тоже слышал что они воруют" - вы становитесь на сторону расизма.
      Увы, в России вообще с этим неблагополучно.

    • Богдан, простите, пожалуйста, но почему бы не перестать обобщать? Ведь вот внутренняя сторона некоторых представителей русского этноса тоже часто не радует, даже других представителей русского этноса.

      Оценка статьи: 5

      • Татьяна Павликова, ну автор же ясно написала, что живут они по своим внутренним законам, в котором что-то запрещается, а что-то поощряется. На мой вопрос об этих законах автор отослала к блогу. К сожалению там я этих законов не нашел, но пришла мысль, что она сама живет в романтическом мире (каламбур). Очень здорово, что по законам цыган не может употреблять, к примеру, наркотики, но в данном случае мы находимся ЗА этими законами. Воровство коня - для цыгана доблесть, для нас - криминал. Цыганская смекалка при объегоривании клиента - доблесть, для нас - мошенничество. Причем здесь обобщения? Или цыган и живешь по цыганскому закону, или нет. Этим законом они, может, охраняют себя но в ущерб нецыганам.

        PS Жить без законов - хуже (это беспредел).

        Оценка статьи: 5

  • согласен с Челядиным.
    Восхищение - это прекрасно, но "по делам узнают.."
    Ежедневно , общаясь с коллегами и ментами, отмечаю выдачу в морге родственникам тел молодых наркоманов. В нашем немаленьком городе этот бизнес контролируется ромами. Все - от наркош до ментов, - знают, где в цыганской слободе марафет достать, но что-то борьба с наркодельцами какая-то имитационная... В метро одни и те же цыганки милостят, в горпарке на аллеях по весне появились ватаги гадалок с прошлогодними лицами.
    А веселиться ромы умеют, и поют славно, и дружить умеют. Хорошо, кончено, жить в дружбе , но на отдалении.
    А вот уровень дискуссии типа : "Владимир Челядин, идите на ПЭНИС" - просто находка для ШЖ.

    • А у меня праздник. Никому не дам его портить. А рецепт защиты праздника мной стырен у русских. По-моему, замечательный.

      Так что в сад, все в сад, я гуляю!

      • А как всё начиналось хорошо!

        Лилит Мазикина, понравилась Ваша статья, но после прочтения Ваших ответов, всё впечатление сошло на нет. Я думала, будут ответы достойнее.
        Присоединяюсь к Россохину и Челядину. К сожалению, имеет место быть среди цыган наркоторговля.

        • ребята, не в пику...Я вообще поняла, что человек я малотолерантный в некоторых местах. НО: А ну как в ваш праздник вам напишут о том, что проституцией в Европе занимаются большей частью украинские женщины? Что правда.
          Что ж после этого стереть всё прекрасное, что Украина дала? Песни, вареники с вишней, всё - псу под хвост?
          Ну ещё всех без разбору называют русскими и рассказывают жуткие истории про русскую мафию (которая, кстати, имела(ет?) место быть) - стираем Пушкина, калинку, память о вашей добрейшей бабушке и о том, как замечательно было ваше детство?...
          Мне посчастливилось жить среди мифов о нас, о ВАС... С ума сойдёшь доказывать что ты не верблюд и люди просто - разные!

          Оценка статьи: 5

          • Татьяна Павликова,
            Все, расслабились. Нормальная романтично-познавательная статья. Думаю, никто в цыгане после нее записываться не побежит, а о негативах - полно других статей и жизненный опыт. И обижаться на негативные коменты - не стоит.
            Лилит, очень просим - не надо наводить порчу на Челядина!!!

            Оценка статьи: 5

            • Ю. Лях, извините, негативный коммент это когда стиль и язык статьи комментируют. А на подобный "негативный коммент" в мою сторону по поводу того, что я русская (или украинка) пишу вам, например, цыгану, о своей культуре и о том, что для меня ценно, я тоже бы совершенно нетолерантно к мнению г.Челядина, его послала . Слово обижаться здесь даже как-то неуместно.

              Оценка статьи: 5

              • Татьяна Павликова, язык и стиль комментируют в кружке юных литераторов. Какие "схватки" здесь были по поводу детей индиго и какой-то воды, хоть по языку и стилю вопросов не было.

                Оценка статьи: 5

                • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 9 апреля 2009 в 18:32 отредактирован 9 апреля 2009 в 18:33 Сообщить модератору

                  Ю. Лях, нет - здесь комментируют стиль и язык. А национальности и своё к ним отношение комментируют в других местах.
                  К детям индиго и какой-то воде можно относиться по-разному. А к людям - так, как хотел бы что бы относились к тебе.

                  Оценка статьи: 5

              • Татьяна Павликова, Дело в том, что стоит адекватно воспринимать слова людей. Разве Челядин не прав?! Прав! Я не понаслышке знаю о цыганах. Когда-то давно цыган украл лошадь у моего деда. Но это не всё...
                Я имею отношение к нескольким народам и прекрасно понимаю плохие и хорошие стороны моих народов. Если мне скажут (к примеру) что-то про русских нелицеприятное и адекватно я пойму: Да! Так и есть. То не стану посылать на гениталии. Это глупо! Если не согласна, то либо попытаюсь переубедить или просто проигнорирую подобный выпад.

                • Я не понаслышке знаю о цыганах. Когда-то давно цыган украл лошадь у моего деда.

                  Да, это действительно глубокие и всесторонние знания, вы совершенно вправе поправлять автора статьи и поучать ее, что она не понимает цыган. Ваш опыт общения с цыганами просто впечатляет... можно сказать, глубоко академические познания.

                  Впрочем, и у остальных брызжущих тут ядом - уровень примерно тот же. Сами видели одного знакомого, усестры жены которого в прошлом году тетю подруги обокрала цыганка.

                  • К. Ю. Старохамская, Ну не выдумывайте, или уже смысл слов позабыли?? Кто тут поучает автора???? И лучше отойдите, а той будете "забрызганы слюной". Не занимайтесь подстрекательством.

                    Челядин, рискуете нарваться на лица туркменской и армянской национальности, назвав их также наркодиллерами - их в сумме будет побольше . Ой, а вас уже отлучили от ШЖ, жалко ....

                    Оценка статьи: 5

                • Так вот я вам и говорю: русские - фашисты и националисты. "Нелицеприятное", но судя по некоторым комментам здесь - "адекватно". И как вам? Мне - ТОШНО.

                  Оценка статьи: 5

                  • Татьяна Павликова, А мне всё равно! Я не настолько чувствительна. Излишняя горячность, как я заметила, мешает пониманию и правильной оценки ситуации. У каждого имеет право быть мнение. Да, есть фашисты и националисты и среди русских. Правда! И что?!

                    • Яна Горб, вот к тому и пришли: есть разные люди среди разных национальностей. Когда речь идёт о "своих" вы это "среди" не забываете, а когда о "чужих" - то, что они люди разные, куда-то пропадает...

                      Оценка статьи: 5

                      • Татьяна Павликова, Насколько помню ПРО ВСЕХ цыган не говорили. Как-то многие тут слышат звон, да не знают где он. Каждый народ на земле отличился чем-то хорошим и плохим, но плохого в мире больше, во всяком случае след оставляет очень заметным. Вот и высказался человек, о том, что наболело! И кинулись защищать бедных цыган! И все кто как-то не так высказался заклеймили НАЦИСТАМИ И ФАШИСТАМИ. Весело

                        • Яна Горб, не поленитесь, проследите комменты автора и к другим статьям. У него просто стандартная реакция на слово "цыгане", и его жутко оскорбляет, что кто-то пишет о чём-то, кроме криминала. Если это не начистская позиция, то просто идиотическая. Я думаю, большой разницы нет.

  • Что-то Вы, уважаемый автор, видимо, заразились западной политкорректностью. Такая идиллическая картинка получилась про цыган - детей степей, полей и т.д., живущих свободной жизнью.
    А что же Вы, уважаемый автор, даже словом не упомянули их основное занятие в настоящее время, а именно, наркоторговлю? В Екатеринбурге есть несколько цыганских поселков с шикарными коттеджами, построенными на крови и слезах. Кровь. - Сколько преступлений совершено наркоманами, чтобы достать деньги на наркотики, которые свободно продаются в цыганских поселках? Слезы. - Сколько слез пролито матерями, женами, сестрами наркоманов и их жертв?
    Не думаю, что Екатеринбург является исключением.
    В каждом крупном и некрупном городе есть цыганские поселки и в КАЖДОМ цыганском поселке торгуют наркотиками. Это их основной источник средств существования. И не упомянуть об этом - ну как-то неправильно с Вашей стороны.

  • Здорово написано! Вот у меня есть подруга - цыганка (из оседлых цыган), дружим с детства, так что была я и в гостях у цыган, и на цыганских свадьбах, они действительно очень гостеприимный народ, радушный, светлый, благодарный. Конечно, может оседлые цыгане несколько отличаются от кочующих, вот помню в детстве нас всегда обижали цыганские дети, а цыганки на рынках со своим "погадаю" просто иногда достают. Может, цыганам все-таки нужен свой дом, это им на пользу.

  • Лилит Мазикина, Немного подробнее про законы можно? Например - у мусульман обмануть неверного считается нормой. У цыган - украсть коня. А что еще они считают нормой в отличие от коренного народа?

    Оценка статьи: 5

    • Ю. Лях, у меня в блоге этому был посвящён целый цикл постов, не хочу повторяться

      • Лилит Мазикина, просмотрел все Ваши статьи про цыган, пробежался по комментариям к ним, побывал на Вашем сайте, действительно, показалось, что в Википедии (ссылку давал) - Ваша рука, там побывал на ссылке про законы. Но там их не нашел, кроме полуфолклерных высказываний, В Библии что-то подобное называется 10 заповедей - рекомендаций, наставлений. Закон - что можно/нельзя делать и что (и от кого) будет, если нарушить. Или я очень кровожадный?

        Оценка статьи: 5

        • Ю. Лях, вроде бы и тему наказаний я поднимала в блоге неоднократно.
          Это чаще всего крупные штрафы, далее - осквернения, отлучения, обрезание волос.
          За некоторые вещи казнят на месте, без суда. Например, за убийство ребёнка. Я знаю случай, когда один цыган зарезал другого за то, что тот изнасиловала их общую двенадцатилетнюю племянницу, и с точки зрения цыганского общества правильно сделал, но с точки зрения российского УГ, естественно, неправильно, и теперь сидит, его все жалеют.

  • Лилит, спасибо!
    Интересная статься о загадочном народе.
    Я вот почему-то думал что цыгане - это румыны которые покинули свою родину и расселились по Европе

    Оценка статьи: 5

  • 5

    Очень хорошая, интересная статья. Лилит, вы так замечательно про цыган рассказываете! Я обожаю цыганские песни и танцы, они талантливый народ!

    Оценка статьи: 5

  • Лилит, причем здесь сила воли? Это - энергетика. А еще я слышал, что цыганки за ве\рсту чуют военных и никогда им на ладони не гадают!

    Оценка статьи: 5

  • Любопытно, интересно и познавательно.

    Настоящий цыган, хоть ты тресни, должен быть гостеприимен, энергичен, сообразителен, красноречив, эмоционален, чадолюбив, профессионально успешен и просто не имеет права предаваться унынию, и другие цыгане никогда не упустят случая об этом напомнят.

    Во как! ... между прочим, ко мне цыганки не подходят и не пытаются заговорить со мной. Посмотрят, и отворачиваются - будто не видят меня. Почему, не подскажите?

    Оценка статьи: 5