К. Ю. Старохамская Грандмастер

Что такое «борьба хорошего с еще лучшим»? Марсиане и самодеятельность в советском кино

Если какие-нибудь марсиане осуществляют радио- и телеперехват и просматривают в целях ознакомления наши земные фильмы, то у них в учебниках по советскому периоду непременно написано, что основным занятием советских людей была художественная самодеятельность. Она же была их главной жизненной страстью: заниматься искусством без отрыва от производства.

А все дело в том, что эти глубоко чуждые нам марсиане не могут понять выражение «борьба хорошего с еще лучшим». Ботва какая-то, думал марсианин, и был в корне неправ. Это была не ботва, а мощное культурное явление искусства времен соцреализма. Собственно, об этой самой борьбе и повествовало множество кинофильмов времен СССР, в которых действие происходило в мирное время на территории нашей бывшей огромной родины.

Поясняю. Конечно, если сюжет фильма — о войне, революции, или дореволюционных временах, то тут все в порядке: лепи, художник, негодяев сколько угодно. Темные силы нас в те времена злобно гнели, вихри враждебные над нами веяли, кипел наш разум возмущенный. Но если к нам полезет враг матерый — он будет бит повсюду и везде, и по долинам и по взгорьям. И как один умрем в борьбе за это, и юный октябрь впереди. Наш паровоз вперед летел, а наш бронепоезд, что интересно, стоял на запАсном пути, и так далее.

Ну, а если дело происходит у нас, и все действующие лица — советские люди? Поскольку в стране победившей диктатуры пролетариата было совершенно уничтожено угнетение человека человеком, а из населения со звонкими песнями бодро выковывалась историческая общность человека нового типа — то подлецов и негодяев у нас быть не могло. Иначе пришлось бы признать, что т. наз. моральный кодекс строителя коммунизма как-то не совсем эффективно внедряется в наше сознание.

Но и в фильме про мирное время все же должен быть какой-то сюжет, какая-то интрига, какие-то коллизии и борьба. Невозможно же все время снимать фильмы про шпионов. И вот появилось гениальное изобретение: формула «борьба хорошего с еще лучшим». То есть вообще-то все хорошо и замечательно, но бывает, что кто-то кое-где у нас порой чего-то недопонимает. И вот из этого недопонимания возникают всякие остросюжетные завороты. Когда все хотят чего-то хорошего на благо советской родины, но по-разному понимают это благо. Отсюда и коллизии, столкновения, споры и недоразумения.

А для такого вот узко ограниченного поля деятельности нет лучше материала, чем проблемы художественной самодеятельности. Это просто идеальная тема!
Во-первых, выигрышная и эффектная: позволяет ввести в сценарий песни, пляски и прочее, а это всегда украшает. Во-вторых, их можно разнообразить соответственно месту действия, т. е. ввести национальные мотивы. Что поощрялось. В-третьих, и в самых главных же, наглядно показывает, как хорошо живется советским трудящимся, какое у них прекрасное настроение, много свободного времени и творческого задора, и нет у них других забот, как только прославить родной колхоз (завод, город, поселок, бензоколонку — нужное подчеркнуть, ненужное зачеркнуть, недостающее вписать).

Смотрите сами:
«Веселые ребята» — прекрасный фильм (без шуток, действительно отличный). Главные герои — пастух, который мечтает стать артистом и играть в джаз-оркестре, и домработница, которая мечтает стать певицей. А пока они участвуют в самодеятельности без отрыва от производства.

«Волга-Волга» — тоже отличный фильм, веселый, живой и динамичный. Про то, как бюрократ не давал вольно развиваться народной художественной самодеятельности и недопонимал, сколько в народе талантов. Но таланты, прекрасно поющие, пляшущие и играющие в самодеятельных оркестрах без отрыва от производства, победили, все едут на Всесоюзный смотр народного творчества.

«Осторожно, бабушка!» — веселая комедия с бессмертной Раневской, молодежь строит Дом Культуры, дабы им было где заниматься (без отрыва от производства, конечно) художественной самодеятельностью, а несознательный зав. стройотделом недопонимает всю важность этого момента. Молодежь побеждает. Концерт.

«Карнавальная ночь» — закоснелый бюрократ пытается помешать новогоднему концерту народной самодеятельности, который талантливые ребята подготовили к Новому году без отрыва от производства. А вместо него он хочет делать нудный доклад. Молодежь побеждает. Концерт.

«Ляна» — в молдавском виноградном совхозе несколько ребят так увлекается самодеятельностью, что запускает виноградники. Получается отрыв от производства. Здоровые массы молодежи вкладывают им ума, ребята осознают и перевоспитываются, активно вовлекаются в трудовую деятельность. Все молодые колхозники едут на концерт народных талантов в Москву.

«Кубанские казаки» — хотя сюжет и не завязан на самодеятельности впрямую, но концерту народных талантов кубанских сел в фильме отводится огромное место, громадный концерт происходит на роскошной сцене с декорациями и роскошными костюмами. Колхозники демонстрируют просто супер-профессиональный уровень в пении, танцах, скетчах и пр., достигнутый ими без отрыва от сельскохозяйственных работ.

«Музыкальная история» — шофер такси без отрыва от производства увлекается самодеятельным пением прямо за рулем. Постепенно он перерастает самодеятельность и становится оперным певцом.

«Берегись автомобиля» — следователь и преступник Деточкин, участвующие в народном театре без отрыва от производства, встречаются на самодеятельном спектакле, которому оба придают огромное значение. Там же звучит вошедшая в историю фраза «насколько лучше играла бы Комиссаржевская, если бы она днем стояла у токарного станка».

«Карнавал» — начинается с того, что молодая Нина Соломатина играет в школьной самодеятельности без отрыва от учебы и у нее рождается большая мечта — стать артисткой. Она едет поступать в театральный, но увы, артисткой не становится. Потому что, став артисткой, она оторвалась бы от производства, а так она возвращается в родной город на комбинат.

…И, думаю, это далеко не все, и читатели подскажут мне, какие еще фильмы я пропустила. Совершенно ясно, что если несчастный марсианин просмотрит подряд все эти фильмы, то ничто уже не разубедит его, что главной и основной страстью и делом жизни советских людей была именно художественная самодеятельность. Причем, что характерно, без отрыва от производства.

Обновлено 3.04.2009
Статья размещена на сайте 31.03.2009

Комментарии (40):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Королева бензоколонки" тоже на балет собиралась.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • ..."борьба хорошего с еще лучшим"...

    Перечитала комментарии и решила сначала ничего не писать. Статья, согласитесь с этим, не самая удачная. Как-то притянуто за уши, без эмоций. Вернее, эмоции - не ваши, простите. Но вы сокрушаетесь по поводу малого количества комментариев.
    Пишу: у вас есть значительно более интересные статьи, которые читаются легко и с интересом! Пусть на один комментарий станет больше.

    • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 23 апреля 2009 в 00:00 отредактирован 23 апреля 2009 в 00:02

      Евгения Смуровская, я согласна, статья про число Пи у меня гораздо лучше вышла, и про культ карго тоже лучше. Так что не буду спорить.

      А комментарии я люблю задиристые, с аргументами ЗА и ПРОТИВ. Вот, помню, в статьях про фэн-шуй и симорон - там было рубилово... А уж про "память воды" и лженауку...
      Огромная рубка на 300+ комментариев была в статье про квартиный вопрос, но там обидевшийся оппонент все поудалял. Жаль.

      А вот в статьях, посвященных художникам и картинам, там где чистый позитив и похвала - вообще мало комментариев. Словом, чем дальше в лес, тем толще партизаны.

      • К. Ю. "А вот в статьях, посвященных художникам и картинам, там где чистый позитив и похвала - вообще мало комментариев". А что Вы хотите? Многие ли имеют понятие о соцреализме. Я не уверен, что они могут полностью " расшифровать" это слово. Для многих оно звучит, как социальный реализм. А высказывать свое мнение о фильмах, литератере, живописи, музыке - опасно, можно выставить себя неприглядно, особенно если твоя точка зрения отличается от общепринятой, да и нужно иметь представление о чем пишешь. А так будут сыпаться обвинения в том, что Вы ругаете все советское. Очень удобно, а конкретики нет.

  • Комментарий скрыт
  • Так и не понял о чем собствено статья?
    1. О том, что все эти фильмы глупые? Хотя автору некоторые из них нравятся.
    2. О том, что невозможно быть профессионалом в самодеятельности в отрыве от производства? Ну так ведь это кино, а в кино может быть все что угодно.
    3. О том, что плохая советская власть заставляла людей заниматься самодеятельностью? Так, в то время и развлечений особо не было (кино, вино и домино).
    4. О скудоумии советских сценаристов? Ну такое встречается везде.

    Объясните, расстолкуйте, что вы хотели донести этой статьей? Иначе поставлю заслуженный кол.

    • Комментарий удален
      • Дармен Жакенов Читатель 22 апреля 2009 в 17:50 отредактирован 22 апреля 2009 в 17:54

        Интересно, что значит позиция учителя, и где вы ее заметили в моем комментарии.
        Скорее там позиция ученика, который задает вопросы по непонятной теме.

        Давайте и вы не будете из себя строить "учителя" и поучать меня как писать комментарии.

        И если вы захотите что-то добавить, то отправляйте в личные сообщения, давайте не будем засорять тему.

    • Дармен Жакенов,
      1. поставьте, что хотите, мне, честно говоря, от этих баллов не жарко и не холодно. Меня огорчает, когда к статье мало комментариев.
      2. О чем статья? перечитайте начало. О "больбе хорошего с еще лучшим". О социалистическом реализме как специфическом способе отображения реальности.

      • Дармен Жакенов Читатель 22 апреля 2009 в 17:49 отредактирован 22 апреля 2009 в 17:51

        Только не думайте, что Я угрожал, как некоторые здесь решили.
        Просто эта статья действительно отличается от других ваших отсутствием какого-то смысла.
        Ну что же, иногда и у гениев случаются промахи.
        К сожалению вы так и не ответили на основной вопрос, а Я, как те марсиане, так и не понял что же значит «борьба хорошего с еще лучшим»

        • так и не понял что же значит «борьба хорошего с еще лучшим»

          Читаем еще раз, медленно:
          ______________________
          Поясняю. Конечно, если сюжет фильма – о войне, революции, или дореволюционных временах, то тут все в порядке: лепи, художник, негодяев сколько угодно.
          Ну а если дело происходит у нас, и все действующие лица – советские люди? Поскольку в стране победившей диктатуры пролетариата было совершенно уничтожено угнетение человека человеком, а из населения со звонкими песнями бодро выковывалась историческая общность человека нового типа – то подлецов и негодяев у нас быть не могло. Иначе пришлось бы признать, что т. наз. моральный кодекс строителя коммунизма как-то не совсем эффективно внедряется в наше сознание.

          Но и в фильме про мирное время все же должен быть какой-то сюжет, какая-то интрига, какие-то коллизии и борьба. Невозможно же все время снимать фильмы про шпионов. И вот появилось гениальное изобретение: формула «борьба хорошего с еще лучшим». То есть вообще-то все хорошо и замечательно, но бывает, что кто-то кое-где у нас порой чего-то недопонимает. И вот из этого недопонимания возникают всякие остросюжетные завороты. Когда все хотят чего-то хорошего на благо советской родины, но по-разному понимают это благо. Отсюда и коллизии, столкновения, споры и недоразумения.

          А для такого вот узко ограниченного поля деятельности нет лучше материала, чем проблемы художественной самодеятельности.
          _______________

          Опять непонятно?

  • Тимур Нуманов Профессионал 22 апреля 2009 в 12:30 отредактирован 22 апреля 2009 в 12:30

    К. Ю. Старохамская, очень понравился стиль изложения, 5! Смешно, иронично и со знанием материала, с четкой субъективной позицией по вопросу! Хочу тоже так научиться!
    Но это по форме, а по содержанию - не совсем.
    Нельзя отрывать искусство от конкретного времени, конечно мы и есть марсиане в понимании древнегреческих трагедий или средневековых комедий. А взять русские пьесы 18-19 вв.?
    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • не понимая почему сегодняшнее поколение так торчало от голливудских боевиков

      Тимур Нуманов, да кто ж торчит-то от боевиков? Разве что подростки, так для подростков это нормально. А среди взрослых таких и не найти - боевики принято ругать, как и вообще всю голливудскую продукцию (совершенно напрасно. т.к. там много и прекрасных фильмов).

      Другое дело, почему наши их покупают - наверное по дешевке скупают то, что в самой Америке никому не нужно.

      • К. Ю. Старохамская, дак я про молодежь и говорю... или про детей, которые от дурацких мультиков оторваться не могут, а старые советские мульты такие поучительные и воспитательные смотреть не заставишь!
        А потом не только подростки, иначе в прайм-тайм по основным каналам нечто другое показывали бы. А боевики и голливуд это так к слову, к примеру. Есть и у нас свои "дозоры" и "самые лучшие фильмы", но ведь есть и другие. А еще "дом-2", "минута славы" и похабный юмор ниже пояса, но ведь есть и КВН и т.д. Поэтому это все вопрос вкуса, о котором не спорят...

        Оценка статьи: 5

  • Не жила при советском времени (три года не считается), ругать мне это время не за что, не жила - не знаю. Но воспитывалась на фильмах 60-80хх. До сих пор их очень люблю. А вот Александрова с его "Волгой-Волгой" посмотрела совсем недавно. Омерзение стойкое к этой "самодеятельности без отрыва от производства", и конкурсам и показам талантов. Все это напомнило шоу "Минута славы" (даже на пилах и там и там играют). Простите, но физиологический рвотный рефлекс...

  • Комментарий скрыт
    • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 22 апреля 2009 в 11:44 отредактирован 22 апреля 2009 в 11:44

      от скудоумия наша "интеллигенция" пользуется исключительно штампами, своего определения она дать не в состоянии. Правильно ее Ленин называл "г...".


      andry andry, так вы бы и читали Ленина... Для великоумия. Зачем же на скудоумные статьи время тратить?

  • А Фрося Бурлакова "Приходите завтра", но там намек, что она пела в художественной самодеятельности.

  • А что? Художественная самодеятельность сыграла свою роль в те времена. Почти все артисты прошли через художественную самодеятельность. Но ведь они известны до сих пор. И Пугачева и Ротару и Савинова и Лещенко , Андреев, Баталов и все, все, все. Потом появилась передача"Алло, мы ищем таланты", отбор так же шел из рядов участников художественной самодеятельности. Правда она быстро заглохла. Наверное слишком много было талантов. А фильмам можно добавить "Матрос с Кометы" пока в голову ни чего не приходит.
    Сейчас она в основном в школах, в кружках.

  • Берегись автомобиля здесь лишний вообще-то, там тональность иная. Нету той искренности, приличной жанру.

    Че-то про Фросю Бурлакову (правильно называю?) вспоминается.

    • Люба Мельник, в "Берегись автомобиля" уже иронизируют над самодеятельностью, конечно. Чего стоит только фраза про Комиссаржевскую. Но тем не менее, сам по себе факт поставноки спектакля, где играют страховой агент и следователь, никого не удивляет.

      А про Фросю да, да, да...

  • читатели подскажут мне, какие еще фильмы я пропустила. Совершенно ясно, что если несчастный марсианин просмотрит подряд все эти фильмы

    )))

    Ваш марсианин еще сказок наших нечетал.. ваще бы опупел.

    "По щучьему веленью по моему хотенью".. гыгыгы.

    Оценка статьи: 4

  • Странная статья... больше похоже на повод, чтобы бурно поспорить "не переходя на личное".

    • Вячеслав Старостин, вы не согласны с этим очерком киносюжетов?

      • К. Ю., "борьба хорошего с еще лучшим", как некое "творческое" прочтение диалектики для тех времен - очень даже интересно. Гораздо интереснее, чем отсутствие нечто подобного в настоящее время.

        Художественная самодеятельность - гениальное изобретение. Просто супер! Так увлечь массы... сплошные массовые гуляния.

        Идеологи тех времен - настоящие профи. А народ? Я с удовольствием бы вернулся в те времена, и с удовольствием бы пошел на репетицию концерта художественной самодеятельности... после работы (я начинал трудовую жизнь фрезеровщиком) мы шли играть в волейбол, вечером - на танцы. Утром - за вертикально-фрезерный станок!