• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Булыгина Дебютант

С.И. Параджанов. Кого свободный гений ловил в бороде Карла Маркса?

Близкие и знакомые называли его гением сумасбродных выходок. Сюрреалистический режиссер Сергей Иосифович Параджанов и за пределами киноплощадки легко отдавался своим фантазиям, вытворяя все, что взбредет в голову. «Папа римский мне посылает алмазы, а я их продаю и на эти деньги живу», — с ходу сочинял Параджанов, когда вдруг становилось грустно или скучно. Мгновение, и в голове его с бешеной скоростью начинали роиться фантазии, сюжеты, картины, причудливые краски, феерические костюмы… — словом, прорывалась лавина творческого сознания и захлестывала все вокруг.

Творчество для маэстро не являлось лишь составляющей жизни, какой-то её частью. Оно скорее было самим способом существования и познания мира. Да, именно так! С. И. Параджанов не был книгочеем, а любимой книгой называл «Мойдодыра», хранящегося в его библиотеке. Все остальное он постигал интуитивно, в своей работе.

Однажды его пригласили в качестве актера в один советский идеологический фильм, на роль не абы кого, а самого Карла Маркса. Впрочем, у будущего великого режиссера это предложения не вызвало бурю восторгов (его мечта была — сыграть Лермонтова). На съемочной площадке новоявленный отец марксизма — Параджанов — свыкаясь с обличьем, долго теребил знаменитую бороду. Со стороны от кого-то последовал недоуменный вопрос: «Что ты делаешь?» На что ироничный актер тут же ответил: «Как, что? Блох ловлю!»

Этими насекомыми в бороде Маркса и закончилась его карьера артиста. Не оценили юмор правительственные круги. Испугались. Вольнолюбивый Параджанов всегда вызывал у них приступы страха и трусливые конвульсии. Отчего так часто правительству хотелось упрятать его за решетку, чтоб поменьше говорил и потише себя вел, чтобы своей свободой не будоражил вокруг стоячее болото. И не раз им это удавалось.

Европа восхищалась творениями великого режиссера, а он тем временем отбывал свое заключение за решеткой ГУЛАГа. Сегодня это кажется абсурдным. Но нет ничего удивительного, ведь «мы рождены, чтобы Кафку сделать былью». И в СССР Кафку сделали былью, насадив повсюду страшный абсурд. Так, награжденный бесчисленными премиями режиссер С. И. Параджанов был на пятнадцать лет отстранен от кино и, обвиненный в «мужеложестве», пять из них отсидел в тюрьме, пока Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини и Микеланджело Антониони не потребовали его освобождения.

А виноват он был только в одном — в собственной свободе. Он чувствовал себя свободным, несмотря ни на что, и возводил эту внутреннюю свободу в абсолют. Свобода открывала новые горизонты в творчестве и уничтожала страх сделать что-то неправильно. Для С. И. Параджанова попросту не существовало канонов, норм, принципов: «Ну и что из того, что мусульмане носят одну серьгу, а я повешу вторую и возьму шестнадцать международных премий за красоту». И брал! Не только премии, но и людские сердца с ходу, без осады и длительного штурма. Вспомнить хотя бы его очаровательных Ивана и Маричку («Тени забытых предков», 1965). Разве эта трогательная история любви и безраздельное царство поэзии может кого-то оставить равнодушным?

Ой, тебя, Маричка, забыть я не могу,
Ой, не быть нам парою, пока я не умру.

А какая бескрайняя свобода и обжигающая эротика в его «Цвете граната»! «Как защитить мои восковые замки любви от испепеляющего жара твоего пламени?» — голос за кадром, а в кадре кружевная ленточка струится по морской раковине-витушке… Впрочем, будет кощунством описывать фильмы Сергея Параджанова.

Они созданы единственно для того, чтобы их чувствовали. Как царство беспредельно свободного гения, создавшего свой мир вопреки существующему.

Статья опубликована в выпуске 23.05.2009
Обновлено 4.02.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: