• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

Сколько храмов в Санкт-Петербурге? Часть 4. Храмы других конфессий

В нашем многонациональном городе Петербурге в настоящее время имеются церкви и молельные дома 42 конфессий: 5 римско-католических, 2 армяно-григорианских, 9 протестантских, несколько старообрядческих, 2 синагоги (вторая недавно появилась на Выборгской стороне, в еврейском общинном центре Маор), Соборная мечеть (строительство второй заканчивается), единственный в Европе буддийский храм, и даже капелла Мальтийского ордена (католическая церковь ордена Мальтийских рыцарей на территории современного Суворовского училища), ну и другие. Расскажу лишь о некоторых.

В центре города, по левой стороне Невского проспекта (если идти от Дворцовой площади), расположены — лютеранская церковь Св. Петра (дома 22−24), принадлежащая немецкой общине, затем католический храм Святой Екатерины Александрийской (Невский, д. 32−34) и Армянская апостольская церковь (Невский пр., д. 40−42). Все три храма были построены в XVIII веке, у них примерно одинаковая судьба.

Самая старая из них — лютеранская церковь. Уже в 1728 — 1730 годах под руководством архитектора Доменико Трезини между Большой и Малой Конюшенными улицами, с выходом фасада на Невский проспект, была построена по просьбе немецкой общины первая церковь Святого Петра — «кирха на першпективе». А в 30-е годы XIX века на месте старой кирхи возведено новое здание по проекту Александра Брюллова, брата знаменитого художника Карла Брюллова. Карл Брюллов написал для неё картину «Распятие».

В 1938 году лютеранская кирха, как и многие другие, была закрыта. Сначала в ней разместились склад и овощехранилище. Позже, в 1956 году, в храме организовали плавательный бассейн Балтийского морского пароходства. Ценности и святыни церкви были вывезены в Эрмитаж и другие музеи.

В 1992 году церковь Святого Петра была возвращена во владение немецкой лютеранской общине. Нужна была огромная работа по реставрации, по возрождению храма. С осени 1997 года, после торжественного освящения, он имеет статус Главного кафедрального собора Евангелическо-лютеранской церкви России, там проводятся регулярные богослужения. В 1999 году рядом с храмом во дворе установлен бюст И. В. Гете работы скульптора Левона Лазарева.

Далее на Невском, там, где постоянно стоят с картинами художники, увидим католический костел Святой Екатерины Александрийской, один из старейших католических храмов России. Начали его строить по проекту архитектора П. Трезини в 1751 году, но в связи с отъездом Трезини на родину работы прекратились.

Затем строительство продолжалось под руководством Ж. Валлен-Деламота и тоже не было доведено до конца. Только в 1782 году строительство храма было закончено, уже под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

1938 год и для этого храма оказался трагическим: 15 августа службы прекратились, а через три года здание отдано под склад Публичной библиотеки. В 1947 году случился пожар, нанесший большой ущерб зданию. Многострадальный храм!

В 1964 костел решили переделать под антирелигиозный лекторий, в 1976 — под органный зал филармонии (орган в соборе сохранился). Была начата реставрация, но в начале 1984 года новый пожар вновь повредил интерьер.

Через пять лет реставрация возобновилась, а в феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма католической общине. Костел, конечно, находился в ужасном состоянии. Уже на первом этапе был установлен временный алтарь, в храм потянулись верующие. Осенью 1998 года была открыта часовня Благовещения, а в апреле 2000 года освящена алтарная часть храма. Работы над восстановлением внутреннего интерьера продолжаются до сих пор.

Почти напротив Гостиного двора, по левой стороне Невского, находится удивительно красивая Армянская апостольская церковь, построенная в 1771—1780 годах по проекту архитектора Ю. Фельтена. Строительство финансировала армянская община, в частности, богатый купец Иван Лазаревич Лазарев (Ованес Лазарян) выделил часть денег, вырученных от продажи Екатерине II знаменитого алмаза «Орлов». 18 февраля 1780 армянский архиепископ Иосиф совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины.

Церковь, построенная в стиле раннего классицизма, красива и снаружи, и внутри. В мае 1930 года она была закрыта, разделена перекрытиями, перегородками и отдана под различные учреждения. Во время войны там находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций Театра музыкальной комедии, который находится поблизости.

И лишь в 90-е годы ХХ века храм вернули армянской общине, начались реставрационные работы. А 12 июля 2000 года Патриарх-Католикос Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II осуществил полное освящение церкви.

Я в этот день совершенно случайно оказалась на Невском и, как и многие прохожие, стала свидетелем шествия таких важных священников в сопровождении многих служителей и верующих от гостиницы «Европейской» к храму. Меня поразило, что шли они неспешно, пешком, и особой охраны я не видела.

В Большую Хоральную синагогу, которая находится на Лермонтовском проспекте, д. 2, я попала с экскурсией (Совет ветеранов района возил пенсионеров по храмам Петербурга) пару лет назад, и от посещения остались прекрасные впечатления.

Петербургскую хоральную синагогу миновали многие напасти, которые пришлось пережить храмам в XX веке. Она никогда не прекращала своей деятельности, хотя ее тоже закрывали, правда, всего на полгода, с января 1930. Но после жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени — ВЦИК, 1 июня 1930 года синагогу вновь открыли. Как сказал экскурсовод, под её сводами не устраивался ни склад строительных материалов, ни клуб рабочей молодежи, ни плавательный бассейн. Показательно, что даже во время блокады здесь шли службы и не было снято и сожжено ни одно из деревянных кресел.

Известно, что для евреев в царской России существовала «черта оседлости». Во время правления Александра II разрешили проживать вне черты оседлости, в том числе и в Петербурге, некоторым категориям евреев. Ко второй половине XIX века еврейская община столицы стала весьма многочисленной и играла большую роль в экономической жизни Петербурга.

В разных частях города существовало шесть зарегистрированных молелен, но синагоги не было. Представители общины обратились в Высочайшую инстанцию, в сентябре 1869 года разрешение на строительство храма было подписано самим императором Александром II. Но строительство началось только через 12 лет. Проект здания выполнили архитекторы И. И. Шапошников и Л. И. Бахман при участии В. В. Стасова. Деньги на строительство собирали в общине, самый значительный взнос, 70 тыс. рублей, внес барон Г. Гинцбург.

Полностью все строительные работы завершены в 1893 году, и 8 декабря состоялось торжественное освящение Большой синагоги. Здание построено в восточном, мавританском стиле. Вестибюль обладает уникальной акустикой — слова, произнесённые шёпотом, можно услышать на расстоянии более 10 метров. Оригинальная люстра в главном зале, покрытая сусальным серебром, изначально была газовой, впоследствии переоборудована в электрическую.

Синагога вмещает 1200 человек, как и положено, на первом этаже — зал для мужчин, а на втором, похожем на балкон в театре — для женщин. Нижний зал используется и для проведения различных собраний, праздников и концертов. Еще при синагоге есть небольшой зал для проведения венчания, музей, библиотека, магазин кошерной пищи.

В Соборной мусульманской мечети мне побывать ни разу не удалось. Ее величественное здание с большим куполом и стройными минаретами, покрытыми небесно-голубой керамикой, построенное в традициях мусульманской архитектуры, несомненно, украшает Петроградскую сторону Петербурга. Она находится недалеко от Петропавловской крепости и Троицкого моста. Высота главного купола — 39, высота минаретов — 48 метров. Вмещает мечеть до пяти тысяч человек. На первом этаже — огромный зал, в котором молятся мужчины, второй этаж отведен женщинам, а на третьем этаже находятся классы воскресной школы, где преподаются уроки арабского и татарского языков, а также основы ислама.

Буддийский храм — дацан Гунзэчойнэй — возведен в Старой деревне (м. Приморская) на берегу Большой Невки по инициативе известного бурятского ламы, наставника Далай-ламы XIII, учёного и дипломата Агвана Доржиева в 1909—1915 гг. Название храма — это аббревиатура, скрывающая тибетское полное название: «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника».

Здание создано по канонам тибетской религиозной архитектуры, но в то же время в духе северного модерна. Архитектор — Гавриил Барановский. Примечательно, что в создании убранства храма и его жизни всегда принимали и продолжают принимать участие жители Бурятии, Калмыкии и Монголии.

У дацана сложная судьба: начиная с 1938-го (после ареста лам и ликвидации располагавшейся здесь в первые годы советской власти Монгольской миссии) и до конца 1980-х гг. в храме размещались физкультурная база, военная радиостанция, лаборатории Зоологического института АН СССР, а ритуальные предметы и алтарное убранство, включая скульптуры, были переданы в Музей истории религии и атеизма. Дацан был возвращен буддийской общине в 1990 году. Дацан Гунзэчойнэй — единственный исторический буддийский храм в европейской части России.

В завершение желаю всем чаще посещать любые храмы, ведь там отдыхает душа и создается умиротворенное настроение.

Статья опубликована в выпуске 18.06.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дополнительное фото.

    Это внутреннее убранство синагоги. Никаких икон нет, но торжественно и красиво.

  • Очень интересно. Для меня многое за кадром, оказывается, долго оставалось.

    Оценка статьи: 5

  • Гертруда, отличный материал. Очень интересно. 5!!!

    Оценка статьи: 5

  • Получился прекрасный цикл. С удовольствием поставил за все статьи пятерки.

    Оценка статьи: 5

  • Ага. Знакомые всё лица! Вот только костел Святой Екатерины, и только его, - не очень помню. Может потому, что больше запомнил другой католический храм Питера - церковь Лурдской Божьей матери в Ковенском переулке. Вот, фото. Это с Википедии. Но статья как-то мне не показалась. Храм на самом деле очень интересный.
    1. Ну, как на мой взгляд, он как-то больше соответствует образу костела, что сформировался у меня по Венгрии, Волыни и Галиции.
    2. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ действующий католический храм в Питере, что был при Советской власти. Правда, было время, когда мы на хранцузов за что-то сильно обижались, и с 1941 по 1947 г. храм был закрыт. Но настоятелю повезло. Его не репрессировали, а выслали. Само-собой, во Францию.
    3. Первоначальный проект храма был выполнен архитектором с очень известной фамилией - Леонтием Бенуа.
    И!!! 4. В 1966 г. здесь, именно в этом храме, выстоял мессу и причастился генерал де Голль!! И кто теперь скажет, что храм Лурдской Божьей матери не стоит мессы?!
    Может поэтому мне так запомнилась эта церковь. А может потому, что рядом с Ковенским переулком и недалеко от метро "Площадь Восстания" было такое уютное кафе "Чинар" с замечательной кухней и хорошей винной картой.

    Оценка статьи: 5

    • Константин Кучер, спасибо! Я костел Святой Екатерины выбрала потому, что он уж очень многострадальный, к тому же прямо на Невском, у всех на виду. В Петербурге 5 католических храмов. Есть еще на 1-й Красноармейской. Храм в Ковенском переулке знаю, ходила там много раз, хотя в костел и не заходила. Этому храму грозит разрушение, в октябре 2008 г. было сообщение - настоятель забил тревогу, так как рядом вознамерились построить 10-этажное здание с огромным подземным паркингом, а костел при этом упадет набок, он и так уже врастает в землю. Но, у нас ведь как - что имеем - не храним...

      • Да, Гертруда, я видел эту инфу об угрозе разрушения. И очень удивился. Я ведь тоже в храме не был. Он как раз был с середины 80-х закрыт на реставрацию. Причём работы эти затянулись, как мне помнится, чуть ли не до середины 90-х. И что? Ещё и 20-и лет с реставрации не прошло... Как же его тогда реставрировали?!

        Оценка статьи: 5

        • Константин Кучер, да там, как писали, дело не в реставрации, а в том что при строительстве многоэтажных новых зданий роют очень глубокие котлованы, и сами знаете, к чему это приводит, все старый строения начинают оседать и заваливаться. Земля -то в центре Питера баснословно дорогая, кто-то прикупил кусок и ему наплевать на то, что будет после его строительства.