Карина Бахтадзе Грандмастер

Музей Метрополитен: где можно познакомиться с памятниками античного искусства в Нью-Йорке?

Первоклассным собранием памятников искусства древнего мира располагает основанный в 1870 году нью-йоркский художественный музей Метрополитен. Первоначально его античное собрание состояло из отдельных памятников и коллекций, приобретенных у частных лиц или пожертвованных ими, и носило случайный характер. Но сотрудники музея решили создать систематическую и разностороннюю коллекцию.

В начале ХХ века музей получил возможность приобретать необходимые памятники на аукционе в Европе. В результате коллекция обогатилась произведениями, многие из которых заслуженно пользуются мировой известностью. Например, памятники искусства эпохи бронзы (III-II тыс. до н.э.). В эту эпоху наряду с металлом камень оставался излюбленным материалом, из которого изготовляли вазы и статуэтки. Особого же совершенства достигла обработка мрамора на Кикладских островах Эгейского моря. Хороши своими лаконичными формами и плавными контурами статуэтки «кикладских идолов», прежде всего фигурка Кифареда (играющего на кифаре).

Кувшин с осьминогом (ок. 1200-1100 гг. до н.э.). Позднеэлладский, или микенский период. Греция Расцвет искусства Древнего Крита и Микен во II тысячелетии до нашей эры представлен вазами разнообразных форм из обожженной глины, украшенными росписью в виде спиралей, стилизованных растений и морских моллюсков. Очень интересна большая ваза с изображением колесниц и воинов.

Исполненная в геометрическом стиле ваза с изображением птиц и орнамента представляет искусство Греции начала I тысячелетия до нашей эры. Такими же геометризованными формами отличается и миниатюрная бронзовая скульптура человека и кентавра — уникальный образец зарождающейся греческой скульптуры.

Особенно высокого расцвета искусство изготовления глиняных расписных ваз достигло в Греции в VI—V вв.еках до н.э. В музее Метрополитен они представлены образцами из Коринфа, Родоса и, конечно, Афин.

Герой и кентавр (VIII-VII вв. до н.э.) В VI веке до н.э. вазописцы расписывали сосуды в чернофигурном стиле: черными силуэтами на фоне глины. Прославленным мастером был вазописец Эксекий. В музее представлена его амфора — двуручная ваза для вина — с изображением свадебной процессии. Расписные вазы высоко ценились в Греции, служили наградой победителям в спортивных состязаниях. Так, победитель на Панафинейских состязаниях в Афинах получал амфору с изображением богини Афродиты. На оборотной стороне вазы показан тот вид состязаний, в котором одержана победа. В музее представлена панафинейская амфора с изображением бегунов.

В конце VI века до н.э. чернофигурная техника в вазописи сменилась краснофигурной: красные фигуры на черном фоне. Редким образцом смешения этих техник является калик — чаша для питья. Великолепные краснофигурные вазы лучших мастеров конца VI—V вв.еков до н.э. (Дуриса, Олтоса, Брига и других), отличающиеся красивыми формами, изящной, уверенностью рисунка и росписи также представлены в экспозиции музея.

Поликлет из Пелопоннеса. Раненая амазонка. Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Около 440-430 гг. до н.э. Первое место в греческом искусстве занимала скульптура, которая представлена весьма интересными образцами. Например, памятник раннего времени — статуя сидящего сфинкса — еще сохранила следы раскраски. Некогда статуя венчала надгробие.

К V веку до н.э. относится ряд мраморных голов, в том числе бюст Гармодия, героя, выступившего против афинского тирана Гиппарха. Группа тираноубийц, Гармодия и Аристогитона, была исполнена около 477 года до н.э. скульпторами Критием и Несиотом. Привлекает портрет атлета — копия с работы знаменитого скульптора V века до н.э. Поликтета.

Гордостью музея является превосходная коллекция мелкой пластики — небольших статуэток из бронзы и обожженной глины, терракоты. Мировой известностью пользуется статуэтка Афины, держащей в поднятой руке сову — посвященную ей птицу, она датируется около 460 годом до н.э. Выразительны фигурки юношей-атлетов, небольшая статуэтка Афродиты IV века до н.э. — уменьшенная копия знаменитой Афродиты Книдской работы скульптора Праксителя.

Портрет Эпикура. Мрамор. Начало III в. до н.э. Школа материковой  Греции и островов Эгейского архипелагаИз бронзы делались также вазы и предметы утвари. В музее можно увидеть зеркало, украшенное миниатюрными фигурками. Привлекает внимание жанровая терракота: скульптура женщины, пекущей хлеб, статуэтки актеров, девушки, ставшей на колени.

Есть в музее и отдел, представляющий образцы искусства островов Кипра и Этрурии — периферии античного мира. Замечательны каменные скульптуры Кипра и миниатюрные этрусские бронзовые статуэтки.

Последний период античной культуры — искусство Древнего Рима — представлено наиболее характерными его образцами. Это реалистические скульптурные портреты из бронзы и мрамора: знаменитого римского полководца Агриппы, императора Калигулы, Антония Пия, Каракаллы, а также простых римлян.

Перечислить все экспонаты в рамках статьи, естественно, невозможно. Но, если вы окажетесь в Нью-Йорке, обязательно побывайте в музее Метрополитен — вы словно окунетесь в волшебную эпоху античности. Удачи вам и побольше положительных эмоций!

Обновлено 12.06.2009
Статья размещена на сайте 30.04.2009

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: