Ольга Фомина Профессионал

Как не заблудиться в мире классической литературы? XVII век - век господства разума

В литературе XVII века развиваются два художественных метода: барокко (родина — Испания) и классицизм (родина — Франция).

Литература Барокко

Основой литературы барокко является кризисное миропонимание, сформировавшееся на исходе Эпохи Возрождения. В искусстве барокко господствуют драматизм и трагизм. Для литературы барокко характерна усложнённая композиция, экспрессивность, театральность, пышность, столкновение фантастики и реальности в сюжетах. Выдающимися представителями барокко в литературе считаются Ганс Якоб Кристоффель фон Гриммельсгаузен, немецкий писатель, автор плутовского романа «Похождения Симплициссимуса», и Педро Кальдерон, испанский драматург, автор пьесы «Жизнь есть сон».

Литература Классицизма

Главной идеей Классицизма в литературе было представление о том, что всякое литературное произведение должно иметь чёткую логическую структуру, соответствовать жанровому канону и прямо выражать основную мысль. Основным критерием красоты становится разум.

Литература Классицизма опирается на два философских учения: рационализм и сенсуализм.

Рационализм в литературе Классицизма

Основоположником рационализма в философии является Рене Декарт, его тезис «Я мыслю, следовательно, существую» стал выражением универсального метода познания окружающей действительности, ставящего логику и разум на первое место. Представителями этого направления в литературе являются французские драматурги Пьер Корнель и Жан Расин. Пьер Корнель считается «отцом французской трагедии». Корнель — автор множества пьес, из которых самой известной является пьеса «Сид» (1636). Французская Академия осудила Корнеля за нарушение чистоты стиля в этой пьесе, упрекая в национальной измене (в пьесе прославляется испанский национальный герой Сид Кампеадор, в то время как Франция находилась в состоянии войны с Испанией). Несмотря на это, пьеса была очень популярна среди народа. В своей пьесе Корнель возвращается к средневековому эпосу, описывая судьбу Сида Кампеадора, героя испанского средневекового эпоса «Песнь о моем Сиде».

Преемником Корнеля становится Жан Расин, автор пьесы «Федра» (1677). Сюжет для пьесы Расин взял у античного драматурга Еврипида (трагедия «Ипполит»).

Сенсуализм в литературе Классицизма

Жан Батист МольерОсновоположником сенсуализма в философии является Пьер Гассенди, он предложил каждое показание разума проверять чувствами, ощущениями, что отразилось и в литературе. К этому периоду относится творчество Жана Лафонтена, Жана Батиста Мольера. Жан Лафонтен — знаменитый французский баснописец, многие басни которого были впоследствии переложены И. А. Крыловым (басня «Ворона и лисица» в оригинале носит название «Ворон и лис», а «Стрекоза и муравей» — «Цикада и муравьиха»).

Жан Батист Мольер — знаменитый автор комедий, таких как «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Школа жён», «Дон Жуан», «Скупой», которые многим известны по их современным экранизациям.

XVII век в литературе был своеобразной «передышкой» между гуманистическими идеями Возрождения и последующей Эпохой Просвещения. Несмотря на существование литературы барокко, главным направлением в литературе все же оставался классицизм. Он характеризует XVII век как век господства разума, оставивший нам в наследство строгость форм, возвышенный стиль повествования, стройность и логичность сюжета, чёткость и лаконичность.

Обновлено 11.05.2015
Статья размещена на сайте 1.05.2009

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: