Карина Бахтадзе Грандмастер

Махмуд Мухтар: почему его называют скульптором, пробудившим сфинкса?

Всем известно, что в Египте много сфинксов. Есть они и в Санкт-Петербурге. Но есть в Египте еще один сфинкс, появившийся на свет всего 80 лет назад. И в отличие от древних, автора этого сфинкса египтяне знают.

В Каире, на площади перед Национальным университетом, воздвигнут замечательный гранитный памятник. Он называется «пробуждение Египта». На массивном постаменте гордо и уверенно возвышаются две фигуры — сфинкса и женщины. Но это не традиционный сфинкс, лежащий у входа в древний храм среди песков знойной пустыни и хорошо знакомый по фотографиям.

Напрягаясь могучим телом, фантастическое животное с усилием встает на передние лапы. Стоящая рядом с ним египетская крестьянка, облаченная в длинную и свободную одежду, снимает с лица чадру. Ее величественная фигура, монументальная по характеру исполнения, подчеркивает движения сфинкса, его грозную и неукротимую силу. Скульптурная группа образует силуэт, который с предельной пластической ясностью утверждает себя в пространстве площади, величаво рисуясь на фоне синего неба.

«Пробуждение Египта». Гранит. 1919-1928. Каир«Он разбудил наше искусство после тысячелетнего сна, подобрав резец, выпавший из рук последнего скульптора фараона». Так говорят египтяне о выдающемся соотечественнике Махмуде Мухтаре (1891−1934) — авторе памятника, основоположнике современной арабской пластики, воскресившем лучшие традиции искусства древности. Имя скульптора неотделимо от художественной культуры Египта, всего арабского Востока Х Х века. Его творчество оказало сильнейшее воздействие на новое египетское искусство, предопределив новые явления в творчестве мастеров Ирака, Ливана, Сирии, других арабских стран. Произведения Мухтара нельзя по достоинству оценить вне современного искусства Египта.

Возникнув в начале ХХ века, оно развивалось в русле освободительного движения против английского господства. И как результат — широкий интерес египетской общественности к национальному художественному наследию. Изучая европейских мастеров, первые крупные художники в стране — скульптор Махмуд Мухтар, живописцы Мохаммед Наги, Махмуд Саид, Рагеб Айяд — стремились к правдивому изображению жизни народа. Их творчеству присуща демократическая направленность, стремление изучить все лучшее в отечественном и зарубежном искусстве. Так складывалась и художественная индивидуальность Мухтара. Он сумел решить одну из сложнейших задач — соединить тысячелетние традиции египетской пластики с образами своего времени.

Мухтар учился в каирской Школе изящных искусств, с 1911 года жил в Париже, совершенствуя мастерство под руководством прославленного Родена. Пытливо изучая пластическую манеру великого мастера и активно участвуя в выставках, Мухтар не стал подражать распространенным в те годы в Париже новейшим течениям. Находясь за границей, он всегда при этом помнил о традициях национальной скульптуры. Именно в Париже у него возник замысел скульптурной группы «Пробуждение Египта», завершенной в материале Каире в 1928 году, — подлинного памятника возрождения египетской нации.

«К Нилу». Мрамор. 1928. Музей Мухтара. Каир Наиболее значительные произведения Мухтара выполнены на родине в конце 1920-х — начале 1930-х годов. В их числе — портреты современников («Саад Заглул», бронза), поэтические образы народного фольклора («Невеста Нила», мрамор), композиции романтического содержания («Исида», известняк; живые жанровые сцены («Отдых», диорит). Но полнее всего талант художника раскрылся в работе над образами крестьян-феллахов, городских ремесленников, кочевников-бедуинов. Мухтар отказался от поверхностного бытовизма, заострив внимание на передаче типических черт. Смог воплотить в пластике черты национального характера — чувство собственного достоинства, внушительное гордое спокойствие.

Мухтар всегда оставался верным жизненной правде — будь то композиция, подчеркнуто выразительная («Слепые нищие», бронза) или поэтичная («Жена шейха», бронза). Одинаково чуждый нагнетанию драматизма сентиментальности, он стремится показать в героях жизнелюбие, упорство, волю, наивную чистоту и свежесть души — черты, из которых складывается достоверный образ его современника. Именно так воспринимаются скульптурный портрет «Шейх племени», мастерски исполненные в бронзе «Девушка» и «Египтянка».

Обостренным чутьем ваятеля, воспитанного на богатейших традициях древней египетской пластики, Мухтар постиг возможности материала. Предпочитая бронзу и мрамор, он великолепно изучил известняк, различные виды гранита, базальт, диорит и другие традиционные для скульптуры материалы.

Произведения Махмуда Мухтара оказали большое воздействие на последующее развитие арабской пластики и, прежде всего, на творчество скульпторов Египта.

Обновлено 22.07.2009
Статья размещена на сайте 10.05.2009

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: