Никита Шубников Мастер

Как светом рисовать граффити? Часть 1

На секунду представьте себя художником. Ваш мольберт — это видоискатель фотоаппарата, а холст — тёмное время суток. Кистью же послужит любой источник света. Теперь представьте, что вы не просто живописец, но самый настоящий волшебник, в совершенстве владеющий магией фотографии. Останавливать мгновения, рисовать светом, замораживая свои картины в воздухе — всё это вам подвластно.

Возвращаясь в реальный мир, зададимся вопросом, возможно ли такое волшебство? С уверенностью отвечу — да, а в статье познакомлю вас с одним из направлений современного искусства — световым граффити.

В отличие от обычного граффити, запрещённого во многих странах законом, световое — абсолютно легально. И имеет ещё несколько названий, вот самые распространённые из них: фризлайт, фотографическая светопись, люминография. В Интернете можно встретить следующее определение: фризлайт — это фотографирование на длинной выдержке, осмысленно нарисованных светом объектов и абстракций.

Одним из самых первых, а по совместительству знаменитых, световых граффити является фотография, на которой изображён Пабло Пикассо. В 1949 году в мастерскую к великому художнику пожаловал фотограф журнала «Life», который и рассказал Пикассо о технике «space drawing» (дословно — рисование в воздухе). С помощью этой техники фотографу удавалось запечатлевать следы, оставляемые конькобежцами: для этого к лезвиям коньков прикреплялись маленькие фонари.

Пикассо и его световое граффити. И вот в своей гончарной мастерской перед камерой Гийона Мили художник с помощью фонаря изобразил нечто, напоминающее быка, сообщив при этом, что рисовал кентавра. Известна ещё одна работа Пикассо в области рисования светом, на которой отчётливо угадываются очертания женщины, но, к сожалению, неизвестно, кто был автором фотографии, а также не ясно, рисовал ещё Пикассо светом или нет.

Несмотря на то, что граффити называется световым, рисовать его нужно в ночных сумерках или же в тёмном помещении. Чем меньше будет дополнительных источников света, помимо того, которым вы будете рисовать, тем лучше. Избегать дополнительного света нужно для того, чтобы он не сливался и тем более не перебивал ваше граффити.

Для того чтобы понять, в чём же заключается техника «space drawing», или как принято говорить теперь, спустя 60 лет после Пикассо «freezelight» (freeze — замораживать, light — свет), необходимо разобраться, какую роль в рисовании светового граффити играет фотоаппарат. Ведь если основной инструмент обычного граффити — это баллон с краской, то в световом никак не обойтись без камеры, настроенной определённым образом.

Каким же должен быть фотоаппарат, чтобы заснять рисунки светом? В принципе, требования довольно просты, и основное заключается в том, чтобы в фотоаппарате присутствовал режим ручной съёмки. Регулировать нужно будет три параметра: выдержку, диафрагму и светочувствительность.

Выдержка — это то время, которое у вас есть, чтобы нарисовать граффити. Чем она дольше, тем больше возможностей у художника. Выдержка позволяет фиксировать след от движущегося светящегося объекта. В регулировках фотоаппарата может обозначаться как «скорость затвора»: пока он открыт, на матрицу попадает свет, а при движении источника света — рисовании светового граффити, его путь на снимке превращается в линию. Трудно сказать, сколько секунд выдержки являются идеальным количеством: в Интернете называется интервал 10−30 секунд.

ШЖ светом С одной стороны, чем дольше выдержка, тем лучше — больше времени на рисование, но с другой — чем дольше выдержка, тем больше вероятность появления цифровых шумов. Чтобы избежать их, не переэкспонировать рисунок, — необходимо регулировать светочувствительность (ISO), она должна составлять от 50 до 200 единиц.

Наконец, регулировка диафрагмы (F) позволяет контролировать количество света, попадающее при рисовании на матрицу фотоаппарата. Чем больше вы установите её значение, тем меньше света попадёт на матрицу и наоборот: вообще диафрагму советуют закрывать как можно больше. Для того, чтобы понять, какое значение будет наилучшим, конечно, нужна практика. Вообще, это относится ко всем компонентам светового граффити — лучше один раз попробовать нарисовать, чем семь раз прочитать теоретические советы.

Помимо регулировки настроек фотоаппарата, для того чтобы граффити получилось удачным, необходимо, чтобы камера находилась в статичном положении — либо на устойчивой поверхности (удобней всего использовать штатив), либо придётся крепко держать её руками.

Продолжение статьи: часть 2.

Обновлено 14.05.2015
Статья размещена на сайте 7.06.2009

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 6 февраля 2013 в 17:15
  • Ну любой источник света скорее доведет фотолюбителя до бешенства. Лучше экспериментировать в студии (пусть и домашней) и с профессиональной световой кистью (опять же при наличии прямых рук можно изготовить свой образец). Красивую светопись получить нереально трудно, а для просто световых линий достаточно выставить длинную выдержку и снять те же автомобили на дороге. Но автор прав - красота и необычность фотографий, сделанных подобным образом, завораживает.

    Оценка статьи: 5