Карина Бахтадзе Грандмастер

Что такое абстракционизм в искусстве?

«Лишь то, что прекрасно во все времена, бывает радостно, вечно, ценно».
О. Уайльд.

Исполняется сто лет со дня написания в Мюнхене первой абстрактной картины русским художником Василием Кандинским. Начало Х Х в. породило неслыханные эксперименты в искусстве. Часть художников постепенно утратила интерес к реальным предметам или начала по-своему трансформировать их.

Так, кубизм, возникший во Франции в 1907 г., изображал гитару или кувшин с нескольких точек зрения, сводя их к кубу, цилиндру, конусу. Художник рисовал не так, как видел, а как представлял, например, М. Вебер «Герань» (1911). Кубизм — начало перехода ряда художников к формотворчеству, независимости от объективной реальности. Завершил этот процесс абстракционизм.

М. Вебер. "Герань" Некоторые художники не находили в жизни вдохновляющих целей и ориентиров. Они искали опору в божественном, внеземном, обращаясь к некоему безличному разуму. Одновременное появление абстракционизма сразу в нескольких странах в 1910—1913 гг. вызвано тем, что многие художники изменили представление о живописи в связи с бурным развитием фотографии.

Путь художников к абстракционизму был разным. Так, для Кандинского стимулом явилась встреча с произведениями импрессионистов, где фигура и фон подчас сливаются в одно почти неразличимое целое. В своих статьях Кандинский пытался изложить основные принципы абстрактного искусства. Цвет и форму художник возвел в абсолют. По его мнению, каждая форма: треугольник, квадрат или круг — обладает собственным звучанием.

Желтый цвет сильнее звучит в треугольнике, круг придает большую глубину синему цвету. Зная звучание каждой формы и ее соотношение с цветом, можно будет со временем, полагал живописец, создать теорию абстрактной живописи. Выбор форм, из которых создается картина, определяется только внутренней необходимостью творческой натуры. Художник должен стремиться пробудить «внутреннюю вибрацию души». В итоге картина воспринималась наподобие изделия декоративно-прикладного искусства, «ковра или галстука».

Если в работах Кандинского и его последователей используются формы, напоминающие органические, типа амеб, то работы Малевича и Мондриана образуют геометрическую ветвь абстракционизма, поскольку они предпочитали работать с квадратами, треугольниками, кругами. У Малевича поворот к абстракционизму произошел под влиянием кубизма. Оттолкнувшись от кубистических полотен с разложением предмета на ряд плоскостей, художник перешел к изображению одной только плоскости. Все знают его «Черный квадрат». Особенности своей живописи он обозначил словом «супрематизм». От слова «supreme» — наивысший. Объяснения своих композиций Малевич дополнял рассказами о звездах, Солнце, Луне, Космосе.

Художники этого направления пытались в сочетаниях элементарных форм — органических или геометрических — представить какой-то иной мир. Отчетливее всего такая тенденция проявилась у Мондриана, который, используя чистые желтые, синие, красные, черные и белые цвета, из квадратов и прямоугольников создавал живописный эквивалент некоего «божественного абсолюта». Абстракционисты, порвавшие с изображением внешнего мира, апеллировали к мистическим, космическим силам, пятому измерению. Но их творчество явилось ответом на потребность промышленного производства. Ведь форму любой машины можно разложить на простые геометрические фигуры и объемы: прямоугольник, круг, треугольник, квадрат, конус.

В. Кандинский. "Красное пятно II" В 1919 г. в немецком г. Веймаре был создан учебный центр промышленного искусства — Баухауз, в работе которого приняли участие художники абстракционисты: Кандинский, Клее, Файнингер и др. Оказал определенное влияние абстракционизм и на архитектуру. Так, «прямоугольники» Мондриана и его последователей стимулировали формирование нового функционального стиля в строительстве, широко использовавшего стекло и бетон.

В 1945 г. в Нью-Йорке возникает новое направление — абстрактный экспрессионизм. Художники, работавшие в этом стиле, по-своему отражали состояние тревоги и одиночества, представляя сильно искаженные изображения лиц и фигур людей в виде иероглифов, знаков. Эти абстракционисты пытались противопоставить временному бытию земных явлений существующие с эпохи наскальной живописи схемы, или так называемые архетипы, мужчин и женщин, души, животного. Но вскоре абстрактный экспрессионизм отошел и от этих намеков на действительность. Для лидера этого направления, Д. Поллока, даже изображение элементарных фигур казалось ограничением творчества.

Дж. Поллок творит Джексон Поллок пришел к абстракционизму в 1930-х годах. Лечась у врача-психоаналитика, он заинтересовался сферой бессознательного в человеческой личности и в творчестве и попытался выявить это на полотне. Свои манипуляции с красками и полотном он рассматривал как особый вариант жизни. Поллок хотел, чтобы чувство ритма и цвета изливалось из художника подобно дождю. Для этого употреблял и нехитрую технику — поливание лежащего на полу полотна краской из продырявленной банки. Хаосу, получавшемуся из цветных пятен и полос, должен был придать единство «скрытый смысл». Поллок, так же как и остальные абстракционисты, видел в своих экспериментах выявление извечных законов природы, проявлявшихся в этих спонтанных действиях с помощью струй краски.

С середины 1960-х гг. на смену абстрактному экспрессионизму приходит так называемый минимализм. Он развивал мондриановский, геометрический вариант абстрактного направления в живописи. Минималисты извлекли урок из непонимания зрителями абстракционизма. Поэтому в сочетании элементарных форм они пытались внести определенный порядок, который зрители могли уловить. Для этого минималисты использовали не только квадраты, круги и треугольники, но также отрезки труб, бетонные кубы и пирамиды, алюминиевые конусы, куски бревен, доски, резиновые ленты, прямоугольники из нержавеющей стали.

Их принципы можно сравнить с работой художника по росписям ткани абстрактными рисунками или рисунка обоев. В обоях и тканях элементы композиции сочетаются в определенном, повторяющемся порядке. Минималисты не обошлись без ссылок на универсальные законы природы, космический порядок.

П. Сезанн. "Мальчик в красном жилете". Неподготовленные зрители чаще всего не воспринимают абстрактные полотна как произведения искусства. Наиболее любимыми произведениями участники одного из широких опросов, проведенного ЮНЕСКО в канадском г. Торонто, назвали полотна Ж. Милле «Вечерний звон» и «Мальчик в красном жилете» П. Сезанна, отобрав их из 220 репродукций художников XIX—XX вв. Они отвергли абстрактную живопись П. Мондриана и В. Кандинского, сюрреализм Х. Миро и П. Клее, абстрактный экспрессионизм Д. Поллока и У. Базиотеса. Беспредметную живопись опрашиваемые награждали замечаниями: «мазня», «просто цвет и формы», «в них что-то есть, но трудно сказать, что именно», «бессмысленно», «картины просто ужасны».

Дж. Поллок. "Стенографическая фигура" Художники, создавая абстрактные полотна, имели в виду и некоего абстрактного зрителя, способного ограничиться восприятием «вибрации красок». Реальный же зритель часто видит в них в лучшем случае орнамент. Еще Кандинский сетовал на то, что искусство «специализируется, становясь понятным только самим художникам, которые жалуются на равнодушие зрителей к их произведениям». Тогда абстракционисты уповали на будущее.

Сто лет прошло с тех пор, а зрительский интерес к этой живописи не стал больше. И только для того, чтобы показать некое превосходство в понимании такого искусства, некоторые готовы выложить за эти произведения миллионы долларов. Никому не хочется первым произнести фразу: «А король-то голый!».

Обновлено 17.11.2018
Статья размещена на сайте 24.06.2009

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я не поклонник модернизма. И скатывание в модернизм - как параллель в музыке - неумение и невладение всеми инструментами художников, наработанными веками. То есть, модернизм, на мой взгляд, как изобретать ноты.

    Есть классика, академизм, есть просто мазня, есть то, что трогает душу. Трогает - значит, в произведении есть какая-то нотка, созвучная настроению зрителя. Трогает всех - вероятно, это великий художник.

    Очень часто произведение не впечатляет только потому, что его и рассмотреть-то нет времени. А приглядишься - вот это да! Вот это глубина!

    Где-то поражают цвета, их сочетание, где-то - композиция, где-то замысел... Но в большинстве современных творений нет ни того, ни другого, ни третьего. Это - нормально. Так было, так есть и так будет. Потому что далеко не каждому дано "жечь сердца людей".

    Есть вещи, которые пытаются выдать за высокое искусство и которые стоят и обсуждения, и осуждения. Но в основном сегодня художественные произведения - как фон, на котором изредка появляются звезды. И то хорошо, что появляются.

  • Радик Губайдуллин Читатель 14 января 2014 в 15:49 отредактирован 27 мая 2018 в 11:28

    Недавно натолкнулся на статью 1963 года. Яркий пример непонимания и неприятия зарубежных веяний в искусстве лицами, занимающимися официальной государственной пропагандой.
    liveinbox.ru/2014/01/abstractart/

  • Комментарий удален
  • alfia lambert Читатель 21 октября 2009 в 05:51 отредактирован 21 октября 2009 в 06:04

    Жаль, что в статье все свалено в кучу. Видимо автор пытался внести и в письмо модернистский стиль близкий к "потоку сознания": эмоции вперемежку с искусствоведческими фактами и выборочными ассоциативными связями. Жанр журнальной статьи предполагает вольницу, но зачем вносить бОльшую путаницу в читательские головы. Карина, я с удовольствием прочла ряд Ваших статей, лишь парочка статей оставила впечатление тривиальных, но вот уже вторая статья о современных тенденциях в живописи вызывает недоумение. Почему бы не воплотить идею в более цельном рассмотрении одного - двух направлений, чем нестись галопом ...

  • Наверное, практически невозможно в статье любого формата исчерпывающе ответить на вопрос Что такое абстракционизм в искусстве?

    Мне очень-преочень нравятся разные работы в разных стилях и техниках. Лишь бы это было выполнено талантливо - т.е. частичку души оставил в работе.

    • Вячеслав, дело даже не в душе. И не в стиле. А в том, является ли некое изделие произведением искусства. Проще всего обратиться к определению искусства". Хоть к Википедии:
      Искусство (от искусы творити) — процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции.
      ...В масштабах всего общества искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

      Вот вчера увидела я фотографию, автор - 8-летний мальчик. Озарение? Случайная удача? Ведь это же надо было увидеть и осознать, надо было поразиться увиденным, надо было ощутить в себе эмоцию - чтобы ценность этой эмоции признать и попытаться зафиксировать.

      По теме же я могу сказать: статья не объективна, она лишь выражает, как я могу судить, эстетические пристрастия автора текста.

      • Люба Мельник, я не стал хихикать по поводу названия статьи - каждый мыслит своими категориями. Но...

        Что такое абстракционизм в искусстве? Как обстоят дела с абстракционизмом в быту? Что делается с абстракционизмом на производстве? Что такое абстракционизм в сельском хозяйстве?...

        На мой взгляд, абстракционизм - это уже искусство.

        Фотография впечатляет... радуюсь.

  • Абстракционизм, как правило, не требует мастерства от художника. В народе его называют: "Мазня неудачников".

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 6 октября 2009 в 12:51

    Кандинский и в репродукциях, по-моему, вызывает восторг.

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 6 октября 2009 в 12:49

    Зрители, которые игнорируют в музеях абстрактные полотна (по-моему, они тут надолго расположились):

  • Хорош "широкий опрос": "участники" отбирают что-то "из 220 репродукций". Вот так, Значит, о произведениях искусства надо судить, - по репродукциям? И что мы видим на них, кроме иконографической схемы? И не соответствующей оригиналу схемы цветовой? Вот так будем оценивать произведения искусства?
    "Реальный зритель" - это что такое?
    Реальный зритель должен видеть реальное произведение. И, клянусь, реальное произведение у непредубежденного зрителя, хоть немного развитого, чувствующего живопись, вызывает отклик, вне зависимости от того, что это за -изм. А такие вот "искусствоведческие" статьи потакают обывательским устремлениям все объяснить своим примитивным языком, а что непонятно - не стремиться понять, не учиться, а пошло поржать.
    В общем, если уж о голых королях говорить - вот оно, произведение такого "искусствоведа", эта статья.