• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Профессионал

Европейская культура и... сифилис. С чего все начиналось?

Европейскую историю сифилиса можно читать как историю болезни всего континента. Она появилась здесь после открытия Колумбом Карибских островов и распространялась по миру, как сегодня СПИД. Очень быстро после диагностирования первых случаев недомогания началась эпидемия. Сифилис стал одной из самых распространенных болезней в Европе: солдаты и проститутки болели не чаще студентов, замужних женщин и даже детей. Немало великих художников тоже болело сифилисом, и это нашло отображение в их творчестве.

Эта болезнь повлияла на Европу сильнее, чем любая другая. Но, несмотря на это, ей не посвящено ни одного романа, как это сделал Альбер Камю относительно чумы. Сифилис был «малоаппетитной» и тайной болезнью. С ним можно было долго жить, а язвы припудривать и смазывать ртутной мазью. Но до изобретения пенициллина победить эту болезнь было невозможно.

В девятнадцатом веке, чтобы считаться гением, нужно было переболеть сифилисом. Героический знак отваги получили Густав Флобер, Бодлер, Доде, Ги де Мопассан, Жуль де Гонкур. Были ли другие великие писатели, которым удалось избежать этого? «Если и были, то оказались гомосексуалистами», — писал Джулиан Барнс в своей книге «Попугай Флобера».

Шарлю Бодлеру, Шуберту и Карен Бликсен диагноз установили абсолютно точно. Эта болезнь влекла за собой ряд других болезней, глубокие изменения в психике и преждевременную смерть Моцарта, Бетховена, Эдгара Алана По, Гейне, Шопена, Ван Гога, Флобера, Мопассана и Ницше. Вопросы о том, действительно ли Бетховен умер от отравления, Моцарт — от почечной недостаточности, а По вообще от чего-то другого, не смогли развеять спекуляций вокруг сифилиса.

И разве «Смерть и девушка» Шуберта не рассказывает об ощущении больного человека, который надеется на смерть как спасительницу от мук? А стихотворение Бодлера «Больная муза» разве не посвящено болезни, которая исполняет роль музы? А сам творец «Цветов зла» разве не создал в этом стихотворении историю болезни целой эпохи? СПИД также спровоцировал подобную волну произведений, но значительно более откровенную: в романах, фильмах, мюзиклах, песнях болезнь обвиняли и ставили на пьедестал.

Итальянский врач Джироламо Фракасторо в 1530 году в своей поэме на латыни дал имя этой болезни, описав страшные язвы, съедающие тело жертвы — пастуха по имени Syphilis. Он же приписал происхождение этой болезни Франции, где она распространилась после войны 1495 года. С тех пор сифилис начали называть «французской болезнью» не только в Италии. Это свидетельствует в первую очередь о том, что сифилис считали болезнью других, кого угодно, только не собственной. Так же и СПИД: болезнь видели там, где чувствовали за собой вину.

В образованных и зажиточных странах Европы говорили о Lues venerea (любовная эпидемия), употребляя именно это латинское название, которое недвусмысленно помещало болезнь в парадигму греха и наказания. Еще герой романа Гриммельсгаузена Симплициссимус, пионер сексуального туризма в Париже, беспокоился, что «подхватил французскую болезнь, и все его тело покрылось пятнами, „словно у тигра“…». Но ему повезло — это была всего лишь обычная ветрянка.

Болезни вроде сифилиса и СПИДа нельзя затянуть в моральный корсет, потому что природа болезни такова, что она время от времени «взрывается», и именно там, где этого менее всего ожидаешь. В этом болезни похожи на войны. И то, что началось много веков назад на поле сражений, впоследствии вынырнуло на полотнах Отто Дикса и других художников — целые колонны привидений, трупов солдат, сифилитических проституток и победителей.

Дочка пастора, поэтесса и романистка Эмили Бронте считала единственной страшной для себя болезнью туберкулез. Через столетие ситуация резко изменилась. Если у Томаса Манна Ганно Будденброк в 1901-м умирает от тифа, а представители туберкулезной эры 1924 стремились выйти на «Волшебную гору», то в его позднем произведении «Доктор Фаустус» уже фигурирует сифилис.

Еще в 1905 году у Томаса Манна возникла идея: «Фигура сифилитика доктора Фауста, чья душа продана дьяволу. Яд действует как наркотик, стимулирует, вдохновляет, на этом подъеме он творит гениальные вещи». А через четыре десятилетия композитор Адриан Леверкюн добровольно заразится сифилисом — такое своеобразное соглашение с чертом, с которым уже в 1947 году начинает бороться пенициллин.

Заметки Томаса Манна, датированные 1905 годом, отражают взгляды писателя на болезнь как на метафору, показывающую двусмысленность его отношений к миру. Алкоголизм и болезнь находятся на одной стороне медали, а вдохновение — на другой. Сама же медаль является платой для Харона, перевозчика человеческих душ в царство мертвых.

В этом заключается человеческая самовлюбленность и разочарование, поскольку даже перед лицом сифилиса и СПИДа люди все еще хотят сохранить за собой последнее слово. Как это сделал американский писатель Гарольд Бродки, который за два года до трагической даты (в 1996-м в журнале «Нью-Йоркер») официально предупредил общественность о своей смерти от СПИДа.

Статья опубликована в выпуске 18.09.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Коль скоро статья называется "С чего всё начиналось", то начинать разговор о сифилисе с нач. XX и даже XIX в. несколько поздновато.

    ей не посвящено ни одного романа, как это сделал Альбер Камю относительно чумы.

    Синтаксис, конечно, тот еще, но важнее другое. Романа, может, и не посвятили, а вот поэму написали, по названию которой и стали с 1530 г. называть саму болезнь. По-моему, это интересно и достойно упоминания в статье с таким заголовком.

    • Галина Москаленко, из статьи: "Все началось с того момента, когда итальянский врач Джироламо Фракасторо в 1530 году в своем стихотворении латынью дал имя этой болезни, описав страшные язвы, съедающие тело жертвы."

      • Галина Москаленко Галина Москаленко Мастер 3 августа 2009 в 16:59 отредактирован 3 августа 2009 в 18:00 Сообщить модератору

        Марианна, до шестого абзаца я недотянула.

        Все же всюду называют пр-дение Фракасторо не стихотворением, а поэмой. И не дал он там название болезни латынью, он всю поэму написал латынью, и описал он в ней страдания от этого заболевания пастуха по имени Syphilis. А уж по имени этого пастуха и стали в дальнейшем называть и саму болезнь, в первую очередь сам Фракасторо.

        Да бог с ними со всеми. Статья, можно подумать, посвящена Шаудину, который "ровно 100 лет назад"... Чего вдруг? Разве ровно 100 лет назад? Ровно сто лет назад Шаудин уже ничего не мог открыть, потому что помер в 1906-м. Почему надо было начинать с ХХ века при таком заголовке? О чем тогда вообще речь в статье? Да и не с Фракасторо всё началось, он лишь дал имя болезни.

        Аврал у меня сейчас на работе, освобожусь - прочитаю статью еще раз.

  • Это просто ода какая то

  • Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 5 августа 2009 в 14:45 отредактирован 5 августа 2009 в 14:58 Сообщить модератору

    Рассказ Булгакова "Звёздная сыпь "из цикла "Записки юного врача " полностью посвящён сифилису во всех его проявлениях.

    Лечили сифилис и до открытия антибиотиков - препаратами ртути, висмута, мышьяка. И сейчас обязательно применяется комбинированное лечение.

    Трудно назвать роман Камю посвященным чуме. Наверное это роман- аллегория. Написанный в конце 40 годов, когда еще свежа в памяти 2 Мировая, многие сравнивали его с "коричневой чумой" - фашизмом. Хотя он сам писал, что в этом романе он попытался сравнить жизнь человека в современном мире с жизнью в зачумленном городе.

    А роман Георгия Шилина "Прокаженные" описывает жизнь прокаженных в лепрозории. Написано очень увлекательно и документально.

    Оценка статьи: 4

  • Иногда полезно отвлечься, разгадывая шарады.
    Оскар Уайльд, кроме гомосексуализма, болел сифилисом и некоторые исследователи его творчества считают, что знаменитое произведение " Портрет Дориана Грея" написано вод влиянием его страданий. Гнилой внутри и благообразная внешность.

    Оценка статьи: 4

  • и это нашло отображение в их творчестве - может, уместнее: отражение? Слово более многозначное.

  • Более всего понравилось то, что автор сказал о влиянии сифилиса на творчество некоторых ... Но специалисты двно говорят, что все воспринимают и отражают мир через призму своих болячек.

    А по поводу истории сифилиса... некоторые считают, что уже в Библии можно найти проявления этой болезни у некоторых ее персонажей. Другое дело, что тогда такого слова не употребляли.

  • Может и не в тему, но где-то прочитал, что в средние века с сифилисом пытались бороться ртутными втираниями. Во было здоровье у людей, мало того, что сифилис, так еще и ртуть, и ничего, жили... недолго, правда.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 18 сентября 2009 в 20:04 отредактирован 18 сентября 2009 в 20:07 Сообщить модератору

    Валерия Гаража, Вы меня... удивили, мягко говоря. Осмелюсь предположить, что Вами обработаны далеко не все основные источники по истории появления сифилиса.
    Вообще-то: - "... Существование сифилиса в Европе и Азии за много столетий и тысячелетий до открытия Америки бесспорно доказано находками сифилитических изменений на костных останках древних людей. Болели сифилисом во все эпохи, начиная с позднего палеолита."
    Могу предположить, что это не индейцы заражали сифилисом европейцев, а как раз наоборот, европейцы завезли сифилис в Новый свет. Кстати, существуют исторические документы подтверждающие факт заражения индейцев различными инфекциями, оспой, например. Это была повсеместная практика уничтожения воинственных племён, которых не удавалось покорить огнестрельным оружием. Так, что, имхо, Вы не правы. Извините, но... "3". И ещё. По материалам, по которым нас учили в медине, сифилис в Россию попал из Монголии во время татаро-монгольского ига. До прихода монгольских племён русичи не знали мата, гонореи и сифилиса.

    Оценка статьи: 3

  • Бедные сифилитики и иже с ними! Прямо душа разрывается от жалости. Но зато идет сублимация в мировую культуру, и это плюс. Правда, какая культура от больных людей... Да еще если перед нами альтернатива - ты творческий человек, значит, либо сифилитик, либо гей, т.е.... тоже глубоко больной. А что делать остальным? Может мне, к примеру, заразиться для творческого прорыва, а то что-то статья не идет? Или сходить в гейклуб? Вот даже не знаю.