Константин Кучер Грандмастер

Как в Карском море топили «Марину Раскову»? Драма

Первый взрыв с правого борта «Марины Расковой» прогремел в 19.57 12 августа 1944 года. Он был настолько мощным, что из трюма на палубу парохода выбросило часть генерального груза — мешки с мукой. Из строя вышли два котла. Судно остановилось и начало медленно осаживаться на нос. Уровень воды в одном из трюмов поднялся до 8 метров, в другом — до 3-х. Все спасательные шлюпки по правому борту парохода были разбиты. В твиндеке — повреждены трапы. Среди пассажиров началась паника.

Пароход находился на малых глубинах Карского моря в 60 милях западнее острова Белый. Какой-то тревожной информации ни от одного из акустиков или сигнальщиков всех трёх тральщиков, сопровождавших грузовое судно, не поступало. Они не слышали шума торпедных винтов на глубине, не видели перископа над волнами. Ничего. Абсолютно ничего не указывало на то, что пароход атакован подводной лодкой противника. И командир конвоя, капитан 1-го ранга А. Шмелёв, решил, что сработала поставленная немецкой субмариной обычная донная мина. Отдав приказ Т-114 приступить к противолодочному охранению, он сам на флагманском Т-118 вместе с Т-116 подошли к «Марине Расковой» для того, чтобы начать спасение её пассажиров и экипажа.

На пароходе вода стала поступать в котельное отделение. С большим трудом, в давке и неразберихе, ничего не понимающие, растерянные люди по повреждённым трапам твиндека начали подниматься на палубу. И только начала успокаиваться паника, чему в какой-то мере способствовал быстро распространившийся по судну слух, что «взрыв — это не страшно, просто в машинном отделении взорвался котёл», как…

Как в 20.04 раздался взрыв в кормовой части поравнявшегося с пароходом Т-118. Однако тральщик остался на плаву. Командир конвоя перешёл на Т-114.

Из машинного отделения «Марины Расковой» сообщили, что вода уже вплотную подходит к котельным топкам. Во избежание взрыва капитаном была отдана команда погасить котлы, после чего машинной команде подняться на палубу. Но борьба за живучесть судна продолжалась. Команде удалось завести пластырь и закрыть им пробоину. Это, как и наличие в трюме муки, приостановило течь. Дальнейшее оседание парохода на нос замедлилось. Что-то, вроде бы, начинало налаживаться. Но если у кого-то начали теплиться какие-то надежды, то очень быстро они погасли.

Примерно через полчаса после взрыва с левого борта кормовой части Т-118 на тральщике раздался второй взрыв, после чего он быстро ушёл под воду. Два остальных корабля охранения, продолжая полагать, что они находятся на минном поле, сбросили у транспорта вешки, развернулись и отошли от «Марины Расковой», остановившись с обоих её бортов на расстоянии примерно миля-полторы. Командир конвоя отдал приказ — спустить с парохода на воду спасательные шлюпки и приступить к спасению пассажиров.

Это была очередная ошибка капитана 1 ранга. Сосредоточив все силы и внимание эскорта на спасательных работах, он дал немецким подводникам время. А вместе с ним и возможность: U-365 смогла уйти на глубину. Чтобы перезарядить торпедные аппараты и через какое-то время выйти в очередную торпедную атаку.

Но это потом. А пока у «Марины Расковой» и двух кораблей охранения ещё было время. В первую очередь на них подняли плавающих в воде людей с только что затонувшего Т-118. После чего с парохода спустили уцелевшие после взрыва 4 спасательные шлюпки. На помощь к ним с тральщиков подошли два катера. В эти плавсредства в первую очередь сажали женщин и детей, которых перевозили на Т-114. Остальные пассажиры занялись своим спасением самостоятельно.

Палубным грузом на «Марине Расковой» шли два кунгаса — деревянных парусно-гребных судна с малой осадкой и грузоподъемностью до 50 т. На первый из них, взятый на буксир катером с Т-116, сели 65 человек. Второй, с 46-тью, пошёл к этому же тральщику на вёслах. Т-114 принимал женщин и детей со своего катера и шлюпок парохода.

Один из кунгасов, высадив первую партию людей на Т-116, снова был отбуксирован катером тральщика к борту «М. Расковой». Началась посадка.

В кунгасе сидело уже 85 человек, когда… на Т-114 раздался взрыв и буквально через 2−3 минуты тральщик пошёл ко дну. Было уже 13 августа, 0.45. Немцы успели перезарядить торпедные аппараты.

Почти все, находившиеся в это время на корабле, погибли. Несмотря на то, что к месту, где только что находился Т-114, быстро подошел катер, с воды и спасательных плотиков удалось поднять только 26 человек. Среди них не было ни одной женщины. И ни одного ребёнка. Все они, направленные с парохода на тральщик, были приняты на его борт и вместе с ним нашли свою гибель в холодных водах Карского моря.

Только после того, как взорвался и затонул Т-114, оставшийся последним корабль охранения понял, что дело не в донных минах. И его командир, капитан-лейтенант В. А. Бабанов принимает решение. Катер с Т-116 рубит буксир, на котором вёл кунгас со второй партией пассажиров с парохода, и идёт к тральщику, который, приняв экипаж и даже не думая поднимать свой катер,… уходит. Уходит от того места, где в кунгасах, шлюпках, на спасательных плотах остаётся около 130 человек. Живых людей.

Может, у кого-то поднимется рука кинуть камень в кап-лея и обвинить его в трусости, но… Не надо этого делать. Уж кем-кем, а трусом капитан-лейтенант Бабанов точно не был. Как-нибудь я постараюсь это доказать на конкретных примерах и фактах из его боевой биографии. Этот офицер был настоящим командиром. Человеком, обязанным принимать решения. И не бояться этого делать тогда, когда решение должно быть принято. Даже если оно — не просто жесткое. Жестокое.

Почти пять часов прошло с момента первого взрыва. За это время потоплено два судна охранения, погибли люди. Кроме обречённой «Марины Расковой» остался только один тральщик. Его Т-116. И пока он на плаву, у какой-то части людей есть шанс спастись. Если потопят и его… Всё. Не выживет никто. А если он останется здесь, то вероятность повторить судьбу Т-118 и Т-114 и пойти ко дну вслед за ними — очень высокая. И капитан-лейтенант Бабанов принимает решение: Т-116 уходит.

Конечно, это во многом мои рассуждения. История не имеет сослагательного наклонения и точно определить, «что было бы, если» — невозможно. Но, то, что произошло после того, как Т-116 ушёл, косвенно подтверждает, что была… Была правда у того жестокого решения, которое принял капитан-лейтенант Бабанов.

Не успел последний уцелевший тральщик скрыться за горизонтом, как в 01.30 у правого борта «Марины Расковой», в районе мостика, прогремел взрыв. Судно начало быстро крениться. Но ещё до того, как оно легло бортом на воду, раздался второй взрыв. Пароход переломился пополам и тут же пошёл ко дну. Практически сразу после этого над водой показалась рубка подводной лодки, которая, не обращая внимания на оцепеневших от ужаса людей и набирая в надводном положении ход, бросилась вдогонку за ушедшим к берегу тральщиком. Он для неё был главной целью.

А на море начался шторм. Непогода разбросала по Карскому морю карбасы и шлюпки, сильно затруднила проведение спасательной операции. И хотя поисковые работы велись до 3 сентября, спасти удалось только 73 человека. В дополнение к тем 178, которые 13 августа были доставлены Т-116 в район Хабарово. Капитан-лейтенант Бабанов спас 145 человек с «Марины Расковой» и 33 с Т-118 и Т-114.

289 пассажирам парохода и 171 моряку экипажей «М. Расковой» и кораблей охранения так и не суждено было увидеть в августе 1944 г. берега. Их уже никогда не воскресить, но… Но может будет им чуть легче и покойнее лежать в темноте на илистом грунте Карского моря, если они будут знать, что не остались неотомщенными?..

Ровно через четыре месяца: 13 декабря 1944 года к востоку от острова Ян-Майен U-365 потоплена британскими лётчиками эскортного авианосца «Кампанья» при попытке атаковать конвой RA-62. Ни один из 50 членов её экипажа не спасся…

Обновлено 15.09.2009
Статья размещена на сайте 6.07.2009

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Владислав Яковлев Читатель 20 октября 2015 в 20:32 отредактирован 26 мая 2018 в 08:59

    Константин,спасибо за честный рассказ об этой леденящей душу трагедии. С интересом прочёл комментарии. Они проникнуты искренним желанием установить истину то есть то,как это было на самом деле. И вместе с тем в них нет даже намёка хоть в какой то степени упрекнуть вас в предвзятости. или небрежности в обращении с фактами. С уважением Владислав

    • Большое спасибо, Владислав, за Ваш теплый отзыв. Вы даже немного обрадовали меня. Я как-то думал, что такие "возрастные" материалы уже навряд ли кто и читает...

      Оценка статьи: 5

  • Сергей Шулинин Читатель 30 октября 2009 в 00:12 отредактирован 30 октября 2009 в 00:16
    Готов поспорить

    Готов поспорить с Вами по поводу фактологического наполнения текста. Верно ли указанное Вами время всех событий? Как всё-таки правильно писать Т, ТЩ, АМ?
    Цифры погибших и спасённых. Всё-таки слишком категорически и с претензией на правду Вы их пишите. А я до сих пор сомневаюсь в правильности некоторых цифр. И правильно, как я считаю, делаю. Потому что то, что написано в публикациях или имеется в архивах, не всегда отображает реальные события.
    Вы не называете ещё нескольких причин для принятия решения Василием Александровичем Бабановым.
    Ошибка А.З. Шмелёва. А имеем ли мы моральное право на то, чтобы давать оценки его действиям? И извините за нескромный вопрос. Вы служили на флоте?
    Интересны Ваши слова: "Палубным грузом на «Марине Расковой» шли два кунгаса – деревянных парусно-гребных судна с малой осадкой и грузоподъемностью до 50 т..." Можно ли поинтересоваться источником информации? Навскидку я не помню откуда эта информация.
    Я задаю вопросы не из-за того, чтобы показать себя более знающим или умным. Нет. Ваш статья в отличии от других хороша. Хороша она для тех, кто не знает подробностей той страшной трагедии. Для не специалистов. Я скажу, что на многие вопросы и я не могу дать ответы до сих пор.
    Почему о трагедии с конвоем БД-5 мало писали? Почему только спустя 65 лет в память о погибших установили малый мемориальный комплекс на острове Белый? Почему списки участников конвоя были под грифом "совершенно секретно" до 2005 года? Где могила погибших на острове Белый?
    Я просто хочу узнать Ваше мнение, так как Вы соприкоснулись с историей этого конвоя.
    Карское море с берега кажется плоским. Трагедия 12 августа 1944 года будоражит сердца ещё многих даже спустя 65 лет. Страшны последствия этой трагедии, как волны, разошедшие во времени и пронзившие души спасшихся, погибших и людей, желающих чтить и уважать память тех, кто навседа остался в Карском море.
    С прискорбием сообщаю, что 21 октября 2009 года на 89 году ушёл из жизни участник конвоя БД-5, служивший на ТЩ-116, Лаптев Валентин Прокопьевич. Мы нашли 5 живущих участников, теперь их осталось только четверо.
    И стоит ли спорить с Вами? Может стоит идти вместе по трудному пути поиска, обмена информацией, анализа и чувственного восприятия прошлого и настоящего?
    История конвоя БД-5 ещё не написана и не закончена.

    • Добрый день, Сергей. Большое спасибо за такой подробный и обстоятельный отзыв. Искреннее спасибо. Поверьте, очень приятно, когда чувствуешь, что та тема, которая когда-то захватила тебя, не менее важна и для кого-то другого.
      Значительную часть Ваших замечаний, например по цифрам - принимаю и с ними согласен. Да, по разным источникам, которые пришлось освоить в ходе работы над статьёй, цифры очень и очень разные. Более того НИ РАЗУ взяв цифры одного источника мне не удалось привести в строгое соответствие число участников конвоя с суммой погибших и спасшихся людей.
      Но в тоже время, я, как автор, считал необходимым показать читателю масштабность произошедшей трагедии не только на словах в эмоциональном аспекте, но и на вот этих. страшных цифрах. Потому из многих источников я выбрал те, которые мне показались наиболее полными и достоверными. Причём в тексте я немного коснулся этой проблемы разных цифр в разных источниках. Потому по этому направлению считаю, что сознательно не вводил читателя в заблуждение.
      Сергей, поймите меня правильно, но обычно каких ссылок я не даю. Когда работаешь над тем или иным материалом, поднимаешь достаточно большой информационный массив. Очень большой. И иногда из того или иного материала берёшь только пару предложений. Всё это архивировать, хранить, а тем более - помнить... На мой взгляд, если кто-то имеет желание проверить, насколько автор честен перед читателем, он легко может это сделать, набрав в поисковике ключевые слова заинтересовавшей его проблеммы. Например - "Марина Раскова кунгас груз".
      Именно это я сейчас и сделал.
      Вот несколько ссылок -http://dikson21.narod.ru/text/kara2009/convoy.htm
      Это материал Сергея ШУЛИНИНА "КАРСКОЕ МОРЕ, ОБАГРЁННОЕ ГОРЕМ". Его я считаю основным. Хотя бы потому что по итогу автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала А.О. Андрееву, А.М. Рекстену, Ю.Е. Александрову, В.В. Дремлюку, К.И. Сальникову, музею Арктики и Антарктики, РОО «Полярный конвой». Т. е., суда по этому факту, Сергей работал с очевидцами трагедии. Так вот он пишет -
      «остальные пассажиры приступили к спуску двух кунгасов, шедших на борту «Марины Раскова» как груз».
      И ещё две ссылки. Публикации по теме в разных газетах. В т. ч. в Архангельской "Правде Севера" (а именно к СМП была приписана "Раскова", поэтому, как мне кажется, архангельскому источнику можно доверять). Их (эти два источника) я считаю факультативными, здесь скорее всего, за основу брался в т. ч. и материал С. Шулина
      1. http://www.pravdasevera.ru/print.html?article=1051771531
      "остальные пассажиры приступили к спуску двух кунгасов - части груза «Марины Расковой»".
      2.http://ia-kol.mosoblonline.ru/userdata/archive/1237556817.pdf
      "приступили к спуску двух кунгасов, бывших на борту «Марины Расковой» грузом".
      Да, все источники говорят просто о "грузе". Не конкретизируя, что он "палубный", но согласитесь - неразумно отправлять кунгасы в трюм. Тем более, как мне кажется, люди бы просто не вытащили бы их из трюма. Да и пройдёт ли кунгас в трюм?
      Ну и, как на мой взгляд, кунгасы не могли быть штатными спасательными средствами. Для этого были на судах и тральщиках спасательные плотики и шлюпки. И... Ещё оден довод в пользу груза. Многие источники называют одной из основных причин такого большого количества жертв тот факт, что в кунгасах, в отличие от спасательных плотов, не было аварийного запаса воды и пищи и люди, не зная об этом, переходя с плотов на кунгасы, ничего не переносили. Т. е если бы кунгасы были не грузом, а штатными спассредствами в них ОБЯЗАТЕЛЬНО должнен был быть запас и воды, и пищи. Чего в них не было. Один из спасшихся вспоминал, что они по утрам люди слизывали с металлического борта кунгаса водяной конденсат.
      А на флоте Вы правы, я, действительно, не служил... Но разве в этом случае это настолько важно?! Я родился в Заполярье. Не очень далеко от Карского моря. И поверьте, для меня поднятая мною тема не менее важна, чем для профессионального моряка.
      С уважением, Константин.

      Оценка статьи: 5

      • С уважением отношусь к умным и творческим людям. Я не буду ставить под сомнение Вашу честность. Не имею такого желания. Но имею желание разобратья в деталях и выслушать мнение творчески пишущего человека.
        Цифры. Придётся ещё многое сделать, чтобы уточнить некоторые данные. Приводить или пропускать разночтения в цифровых данных - это дело автора. Но, я считаю, что количество погибших "289 пассажирам парохода и 171 моряку экипажей «М. Расковой» и кораблей охранения так и не суждено было увидеть в августе 1944 г. берега" завышено. По моим данным, а они основываются на архивных источниках, погибло 378 человек. Эти данные неокончательные. Но, я думаю, они не увеличится на 100 человек.
        Приятно, что мои статьи читают. Льстит, что их считают основными. Но, увы, это не правда. Писали о трагедии с конвоем БД-5: Белов М.И., Демин Д., Капралов Ю.Д., Пузырёв В.П., Сомкин А.Г., Щедролосев В.В., Щипко Л. Это ещё не все.
        В газете "Правде Севера" была опубликована моя статья, но с их редакционной правкой. Материалы для статьи в "Коломенскую правду" предоставил я. Но моя статья не безупречна. Она писалась тогда, когда ещё не был собран огромный слой информации об истории конвоя.
        Я вспомнил, где я читал информацию про 2 кунгаса. Это была статья Саникиной Татьяны Анатольевны (родственнцы участника конвоя БД-5). В ней сказано: "...Перед рейсом Арктическим пароходством было добавлено 100 спасательных кругов, 207 спасательных нагрудников и поставлено на крышки люка № 4 два кунгаса общей вместимостью на 105 чел..." Такая же мысль присутствует в статье Фёдора Александровича Романенко. Скорей всего они черпали информацию из одного источника.
        Вы правильно поставили проблему. Считать ли кунгас спасательным средством? Взгляды на это разные существуют.
        Простите, меня за вопрос о принадлежности к военной флотской жизни. Не хотел Вас обидеть. Но мне не так давно пришлось соприкоснуться с тем, что человек, не являющийся по образованию историком, но претендующий на эту роль и являющийся по натуре сухопутным человеком огульно ставит позорные клейма на командирах подразделений из конвоя БД-5.
        А.З. Шмелёв. Немного отвлекусь.
        Давайте представим такую ситуацию. Студент-математик стоит на экзамене перед профессором, недавно доказавшим теорему Ферма. Об этом знает он и несколько крупных специалистов. Недавно вышла его статья с доказательством этой теоремы. Профессор просит студента привести доказательства теоремы Ферма. Студент этого сделать не смог. Как оценить действия студента? Ошибка? Незнание? Глупость? Халатность?
        Мы пока точно не знаем сколько каких торпед применялось при торпедировании судов конвоя. Было ли первой торпедой применено немецкое "ноу-хау"? Некоторые эксперты и участники конвоя говорили о том, что первый взрыв был похож на взрыв мины и связывают это с тем, что торпеда попала в трюм с мукой. А.З. Шмелёв не знал о новых электроакустических торпедах. Это была его ошибка? Незнание? Глупость? Халатность?
        Если Вы утверждаете, что он ошибался, то докажите это. И не просто на словах, а с цифрами, свидетельствами, данными, показаниями, техничнескими характеристиками. Простите, это звучит жёстко. Но если писать о чьих-то ошибках, то надо иметь на руках доказательства, а не чьи-то мысли и публикации.
        Может быть, Вы и занаете, но я бы порекомендовал Вам посетить следующие интернет-страницы:
        http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=36&t=612
        http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=23&t=606
        Недавно просматривая текствовую копию вахтенного журнала ТЩ-116 за 12 августа 1944 года прочитал:
        19.57. На транспорте «Марина Раскова» - взрыв. Сыграна боевая тревога...
        20.04. Тральщик Т-118 подорвался на мине. Дан ход полный назад...
        23.15. Получили разрешение комбрига включить акустический трал...

        Выходит, что до 23.15 трал не работал?

        Не могли бы Вы оказать содействие в поиске родственником участников конвоя БД-5?

        Региональный поисковый список участников конвоя БД-5 по Республике Карелия:
        392. Мурыгин Григорий Васильевич, воинское звание – краснофлотец; должность и специальность – моторист 3 кл.; год рождения – 1924 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – беспартийный; место рождения – Московская обл., Дмитровский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1943 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-114, бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Беломорским РВК КФ ССР; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – отец: Кузьмин Афанасий Вл., мать: Кузмина Анна (Нина) Ивановна, Дмитровский р-н, д. Тимошино.
        Мурыгин Григорий Васильевич, дата рождения – 1924 г.; место рождения – д. Тимошкино Дмитровского района Московской области; дата и место призыва – 13 сентября 1942 года, Беломорский РВК; последнее место службы – ТЩ-114; воинское звание – краснофлотец; причина выбытия – погиб при выполнении боевого задания командования; дата выбытия – 12.08.1944; место выбытия – Карское море; название книги Памяти – книга Памяти. Московская область. Том 29, часть 1.
        http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPMoskOblTom29Ch1/00000315.png
        535. Сигов Ксенофонт Михайлович, воинское звание – краснофлотец; год рождения – 1924 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – ВЛКСМ; место рождения – Вологодская обл., Чебсарский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1943 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Медвежьегорским РВК КФССР; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – мать: Ксения Федоровна, Чебсарский р-н, д. Кипелево (Кипелово).
        Сигов Ксенофонт Михайлович, дата рождения – 1924 г.; место рождения – Вологодская область; дата и место призыва – Медвежьегорским РВК; должность – матрос; причина выбытия – погиб; дата выбытия – 12.08.1944; название книги Памяти – книга Памяти. Республика Карелия. Том 4.
        http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPRespKareliaTom4/00000177.png

        С уважением,
        Сергей Шулинин.

        • Сергей, добрый вечер.
          Прочитал Ваше.
          1. Поймите меня правильно. Я не собираюсь спорить, поскольку не считаю себя настолько компетентным в тех трагических событиях, что разыгрались в Карском море в августе 44-го. И не в оправдание. Просто хочу, чтобы Вы понимали, что я достаточно ответственно отношусь к тому, за что берусь.
          Ряд источников приводит цифры погибших даже значительно меньшие, чем те, которые озвучили вы в своём ответе (378 человек). Например М.Э. Морозов и А.С. Фарафонов в своей работе "Германские подводные лодки VII серии. Подводные пираты Кригсмарине" (можно посмотреть здесь - http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2003_N2/16.htm) указывают, что "общие потери экипажей потопленных кораблей и перевозившихся пассажиров определялись цифрой 298".
          Я уже говорил, что прочитав большое количество работ по теме, я даже в двух-трёх из них НЕ НАШЁЛ совпадающих цифр. Пусть по мелочам, но различия обязательно были.
          Со своей стороны, на любую цифру, что привожу по тексту, я могу дать ссылку. Например те, которые бросились в глаза Вам, можно посмотреть в работе Л. Красавцева "Германские подводные лодки против судов торгового флота на Северном бассейне в 1941-1945 гг." Цитирую дословно - "Погибло 289 пассажиров и 171 членов экипажей "Марины Расковой" и кораблей охранения". При этом Красавцев честно признаёт, что цифры не его. Он их в свою очередь взял у А. Г. Сомкина, который привёл их в своей работе "Мы помним вас…" Архангельск, 1995.. на с. 134-148.
          Про работу Сомкина не знаю, а Красавкина можно посмотреть вот здесь - http://www.rusk.ru/vst.php?idar=421901
          И... Не обижайтесь, Сергей, но я считаю спор по цифрам бессмысленым. А. Потому что даже если 298... Даже если 98. Всё равно - это люди. Это МНОГО людей, которые погибли находясь в многих сотнях километров от передовой. 2. Сергей. Вы ссылаетесь на архив. Вспомним, кого перевозила Марина Раскова. Зека. Простого русского зека, которого никто никогда не считал. Помер Максим, ну... И что-то подсказывает мне, что правды по цифрам погибших на "Расковой" нам не узнать никогда...
          2. Сергей, чем могу - постараюсь Вам помочь. Но- никогда не был поисковиком. Подскажите, что надо сделать и, не обещаю, что прямо завтра, но постараюсь сделать. Рабочие вопросы наверное, интересны не всем читателям. Пишите мне прямо в личку.
          Константин

          Оценка статьи: 5

  • Константин, как же Вы классно пишете. С удовольствием читаю ваши опусы и с удовольствием же добавляю Вас в список рекомендованных авторов.

    Оценка статьи: 5

  • Печально, ужасно... но вы очень хорошо написали, Константин. Спасибо.

    Оценка статьи: 5