• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Как оградить коллекционеров от фальшивок? Каталог подделок произведений живописи и несколько советов

Вам говорит о чем-нибудь словосочетание «Подпасок с огурцом»? Но «Следствие ведут знатоки» вы наверняка помните (по крайней мере, слышали). «Подпасок с огурцом» — это история о том, как подделки выдавали за оригиналы знаменитых мастеров, получали заключения экспертов, и продавали эти подделки коллекционерам.

Эксперты, естественно, были в доле. Преступники были пойманы и разоблачены, даже посажены (я думаю), но их дело не умерло, оно продолжает процветать. Во-первых, потому что желающих вложить деньги в искусство достаточно много (и их количество только растет). Во-вторых, качество подделок иногда бывает настолько высоким, что многоопытные эксперты затрудняются однозначно дать ответ на вопрос об авторстве представленного на их суд произведения.

Явление это повсеместное, по всему миру. В 2008 году в Лондоне прошла выставка картин-подделок. Джон Майатт — изготовитель подделок — отсидел срок за мошенничество (он выдавал написанные им картины за подлинные произведения) и стал писать то же самое, но только под своим именем. Какова должна быть величина таланта этого художника (как пишут — самоучки), что сделанные им копии продавались как оригиналы на таких аукционах, как Сотби и Кристи! Мало того, его картины купили и следователи, и арестовавший его детектив, и адвокаты, и свидетели!

И вот новое дело: отставка директора Третьяковской галереи из-за скандала с фальшивыми полотнами. Полтора года назад вдруг (как всегда, внезапно!) выяснилось, что на российском антикварном рынке продают картины известных художников, которые они никогда не писали. Подделки, копии — все, что угодно, только не подлинники.

«Образцовым примером того, скольких специалистов может обмануть такая подделка, служит история с картиной псевдо-Шишкина „Пейзаж с ручьем“, которую весной 2004 года Sotheby’s едва успел снять со своих русских торгов. На аукционе эта картина была атрибутирована как ранняя работа Ивана Шишкина — периода его стажировки в Европе у художников так называемой Дюссельдорфской школы. Картина была оценена в сумму около 1 миллиона долларов. Оказалось, что полотно является подретушированной работой голландского живописца той же Дюссельдорфской школы Маринуса Адриана Куккука. За год до этого картина была продана на шведском аукционе Bukowskis за 65 тысяч фунтов. К моменту появления на аукционе в Лондоне ее „подлинность“ была засвидетельствована уважаемыми экспертами Государственной Третьяковской галереи и Sotheby’s».

Чтобы как-то оградить коллекционеров от фальшивок, а репутацию России — от поругания, Росохранкультура выпустила «Каталог подделок произведений живописи». 22 апреля 2009 года вышла в свет 5 часть этого каталога (скорее всего, не последняя). Хорошее дело! Только почему все ограничивается живописью? В том же «Подпаске с огурцом» современный талантливый мастер успешно выдает свою небольшую скульптурку, сделанную из серебра, за работу Фаберже!

В общем, в мире, полном обмана, найти подлинник не так просто, как хотелось бы. Один из моих знакомых, нумизмат, говорил, что техника подделок сейчас настолько продвинута, что отличить фальшивку от оригинала практически невозможно. И поэтому он покупает только те монеты, путь которых хорошо прослеживается.

Рассказывают, что один из филателистов всю жизнь собирал подделки. И когда наследники начали оценивать его коллекцию, оказалось, что половина — подлинники! Так что же собирать — оригиналы или подделки? Конечно, оригиналы! Но покупать оригиналы надо у тех, кто их пишет, — у художников, которые пока не раскручены, как старые мастера. А вот когда появится возможность и придет охота купить очень дорогое произведение искусства — тогда вам прямая дорога к каталогам Росохранкультуры!

Статья опубликована в выпуске 15.09.2009
Обновлено 14.12.2019

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: