Карина Бахтадзе Грандмастер

Антонелло да Мессина. Как совершенствуется мастерство в живописи?

Перед нами удивительная картина, при взгляде на которую зритель сначала даже несколько теряется. Взору предстает обширное и высокое пространство, обрамленное широкой деревянной аркой. Боковые нефы уходят в глубину. Этот интерьер, наполненный воздухом и светом верхних и нижних окон, поражает тем, что в него встроено еще одно сооружение — своеобразная деревянная кафедра или кабинет ученого. И там, как на сцене, восседает святой Иероним.

Св. Иероним в келье Он погружен в чтение рукописного фолианта. Его широкая красная одежда выделяется ярким красочным пятном в общей гамме сдержанных коричневато-зеленых тонов. Ощущается удивительная атмосфера сосредоточенности и душевного покоя. Стоят на полках раскрытые книги и различные предметы утвари: кувшинчики, полотенце, ключ на гвозде. Животные (среди них ручной лев, кошка), птицы — все это передано с неповторимой свежестью. Непосредственно и тщательно воспроизведена реальная действительность и особая «тихая жизнь» вещей.

Шедевр мал размером, всего 46×36,5 см, но по трехмерному пространству и сложной композиции равен большой картине. Его создатель — Антонелло да Мессина, один из самых интересных и выдающихся живописцев XV столетия. Как ясно из имени, происходил он из старинного города Мессины в северо-восточной части острова Сицилия. Лишь узкий Мессинский пролив отделяет Сицилию, омываемую тремя морями, от Италии в ее самой южной оконечности — Калабрии. Географическая близость к итальянскому континенту и постоянная связь с ним в значительной степени определили и художественный облик этого мастера. Его глубоко индивидуальное творчество, в котором своеобразно сочетались стиль, приемы и техники двух разных живописных школ, привлекло к себе внимание многих искусствоведов.

Антонелло да Мессина учился в Неаполе у итальянского живописца Колантонио и там же мог широко ознакомиться с произведениями прославленных нидерландских мастеров XV века: Яна Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Петруса, Кристуса, Дирка Боутса и других. Их картины находились в художественных собраниях неаполитанской знати и особенно в коллекции короля Альфонсо, большого любителя живописи. Таким образом, не выезжая за пределы королевства, Антонелло да Мессина имел возможность увидеть и познать новое живописное мастерство и поразительную по цвету и тонкости масляную технику лучших представителей иноземной школы. Это и наложило глубокий отпечаток на его искусство, особенно раннего периода, до путешествия в северную Италию.

Распятие Тонкой наблюдательностью, но уже в передаче живой природы, проникнуто «Распятие», которое, несмотря на малый размер (42×25 см), включает в себя целый мир. Далекий раскинувшийся пейзаж с голубеющим на горизонте морем, пологими желтоватыми холмами и рекой, отделяющей ближний план от дальнего. Фигура распятого Христа, высоко вознесенная на небо, выделяется на серовато-воздушном фоне. Чувством одиночества проникнуты сидящие у подножия креста Мария и Иоанн. Это ощущается и в наклоне их голов, и в покорно сложенных на коленях руках богоматери, и в вопрошающем жесте апостола. Фигуры разделены вертикалью креста — основной осью композиции, но они и неразрывно связаны между собой общим душевным состоянием. Ощущение тишины и единства человека с окружающей природой достигается с исчерпывающей полнотой и ясностью.

На втором этапе своего творческого пути Антонелло да Мессина достигает расцвета мастерства — изображения человеческой фигуры. К таким выдающимся картинам относится «Благовещение Марии». На темном фоне четко выделяется полуфигура Марии, закутанная с головой в темно-голубой плащ, спускающийся на лоб. По контрасту с этим интенсивным цветом, основным в картине, особенно выделяется ее лицо, исполненное в твердых и четко очерченных формах.

Благовещение Марии Рельефность не придает суровости выражения, так как именно лицо Марии — главный источник света. Он смягчает и одухотворяет женский образ, написанный, несомненно, с натуры, настолько жизненны, реальны и благородны черты ее лица с безупречным овалом, миндалевидным разрезом глаз и строгой формой носа и рта. Отсутствие какой бы то ни было идеализации, присущей изображениям итальянских мадонн XV в., придает образу высокую простоту и правдивость.

В 1475 г. Антонелло поселился в Венеции. Проезжая через северную Италию, он познакомился с произведениями выдающихся художников того времени — Пьеро дела Франческа и Андреа Мантеньи, которые оказали на него большое влияние. В Венеции он оказывается в среде крупнейших живописцев этой школы во главе с Джованни Беллини. Прежние нидерландские влияния уступили место новым впечатлениям, новым средствам художественного выражения.

Св. СебастьянМасштабы картин Антонелло укрупняются, в них господствуют монументальные объемы, изображение человеческой фигуры свободно размещается в гармонически построенном пространстве. Пропорции и формы ренессансной архитектуры, рационально введенные в композицию, своим перспективным построением придают ей одновременно глубину и устойчивость. Не остается бесследным и знакомство с памятниками античного искусства, хорошо известного венецианским мастерам эпохи кватроченто.

Самым поразительным и выдающимся примером нового живописного видения Антонелло да Мессина является картина «Святой Себастьян» (171×85,5 см), написанная в 1475—1476 гг. в Венеции. Небольшой формат был обусловлен тем, что она представляла собой левую створку ныне исчезнувшего алтарного образа, в центре которого находилась статуя святого Рока, а на правой створке — изображение святого Христофора. Эти трое святых почитались как покровители-защитники от чумы.

Посреди дворика с мраморным полом могучее дерево, вершиной уходящее в небеса и срезанное краем рамы. К этому-то дереву и привязан пронзенный стрелами святой Себастьян, чья атлетическая фигура безупречна. Объемность и монументальность фигуры, высота которой достигает высоты двухэтажного палаццо, расположенного слева, подчеркнута также массивным обломком колонны, лежащей у ее ног.

Портрет молодого человека Особую область творчества Антонелло да Мессина составляют портреты. Они почти все имперсональны, т. е. мы не можем разгадать имен изображенных лиц. Портреты кисти Антонелло настолько энергичны по исполнению, в них выражена такая цельная и зоркая характеристика модели, что изображенные предстают перед зрителем как живые. Главный акцент придается выражению характера, серьезного, волевого и целеустремленного, каким обладали деловые и энергичные люди Возрождения. И хотя его модели относились, вероятно, к знатным слоям общества, их сословные различия не отражены в портретах. На темных фонах выступают мужские фигуры в погрудном изображении, данные в трехчетвертном повороте. Скромную, без украшения одежду черного или красного цветов оттеняет лишь узкий белый воротничок.

Таков «Портрет молодого человека в красной шапке». Его взгляд устремлен на зрителя, губы сжаты, выражение лица замкнуто и серьезно. Устанавливается какой-то личный контакт между ним и смотрящим на него человеком. Настолько портретные образы, созданные Антонелло да Мессина, благородны, умны и реалистичны в своем бытии. К превосходным его картинам относится также «Портрет Тривульцио», человека средних лет в ярко-красной одежде и черном головном уборе.

Портреты Антонелло да Мессина — подлинные шедевры в итальянском искусстве Возрождения. И имя мастера неразрывно связано с этой блестящей эпохой человеческой культуры.

Обновлено 28.09.2017
Статья размещена на сайте 15.07.2009

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: