• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алексей Норкин Грандмастер

Чем папа Григорий XIII угодил нашим соотечественникам? Из истории календарей

Сколько людей — столько и мнений, сколько народов — столько и календарей. Казалось бы, ну что тут сложного? День, ночь — сутки прочь. Рисуй палочки, вот тебе и календарь. Ан нет, просто было на бумаге…

Какой день в году считать первым? А когда начинаются сутки? Вообще, с какого момента вести летосчисление? Может, и несущественные это вопросы для просвещенного современника, но в древности от них зависело очень многое.

В современном мире большинство стран живет по григорианскому календарю. Его отличия от предшественника — юлианского — не такие уж и существенные. Всего-то — взял папа Григорий XIII, да вычеркнул в 1582 году из жизни христиан 10 дней, определив, что вслед за четвергом 4-го октября наступит пятница октября 15-го. А сколько пересудов, споров и смут вызвало это, по сути, прогрессивное решение, призванное устранить несоответствие астрономического и человеческого календарей!

Многие правители и целые народы никак не могли решиться отмечать свои праздники в «сдвинутом режиме» и долго еще продолжали считать по-своему. В России «порядок навести» решился только Петр I, но даже он не позволил себе полновесное введение в обиход нового календаря, которым пользовались европейские католические страны, а «всего лишь» сдвинул начало года на 1 января, повелев вести исчисление не со дня «сотворения мира», а от даты Рождества Христова.

Даже такая формальность вызвала ропот, как среди знати, так и черни. Неизвестно, чем бы еще все это закончилось, не окажись у царя в церковных кругах влиятельных и авторитетных сторонников.

Петровские реформы довели до конца только большевики в 1918 году. Правда, к этому времени папских десяти дней оказалось мало, пришлось «вычеркивать» тринадцать.

Суть этих «вычеркиваний» в том, что продолжительность юлианского года на 11 минут 14 секунд меньше, чем астрономического. Иными словами юлианские «часы» спешат, каждый год на 11 минут, или на целые сутки за каждые 128 лет. Вот и приходится «подводить стрелки». Григорианский календарь тоже несовершенен, но в меньшей степени. Погрешность его устраняется каждые четыре года введением лишнего дня в феврале.

Кстати, полностью процесс перехода России на григорианский календарь так до сих пор и не завершен. Русская православная церковь по-прежнему пользуется юлианским летосчислением без всяких оговорок и нововведений. Для наших ортодоксов отличие календаря от астрономических явлений несущественно. Главное — религиозные праздники отмечать «по понятиям».

Впрочем, народу нашему от этого совсем не хуже, а даже лучше. Два новых года, два Рождества — ну кто еще может похвастаться таким обилием прекрасных поводов для веселья? В Беларуси, например, оба Рождества, и православное, и католическое в производственном календаре отмечены красным днем, народ отдыхает.

Как видим, споры по поводу дат праздников, какие из них правильные, а какие не очень, идут уж не первый век, и ушлые соотечественники давно научились извлекать из этого практическую пользу. В архивах Виленской археографической комиссии найдены любопытные записи. В 1608 году некий ревностный католик «для доброго примера» решил отмечать православное Рождество. А в 1611 подобным образом поступил православный мещанин, которому больше по душе пришлось григорианское исчисление.

На первый взгляд — чего только в жизни не происходит, случаи перехода из одной веры в другую не так уж и редки. Но на самом деле за религиозными объяснениями в обоих случаях скрывается меркантильное стремление избежать наказания — штрафа в цеховую казну за прогулы в рабочие дни. Трудовая дисциплина и в те времена была строгой, попав под влияние «зеленого змия», приходилось потом изворачиваться.

Из уст Цицерона вырвалось изречение: «О времена, о нравы!» Я же позволю себе перефразировать: «Что времена? Вот нравы…» Хоть и бытует выражение «ничто не вечно под Луной» — люди изменяются в наименьшей степени.

Кстати, о Луне и поговорим в следующий раз.

Статья опубликована в выпуске 29.07.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Алексей,
    Вы бы для начала почитали школьный учебник истории.
    Папу римского звали Григорий тринадцатый, а не Григорий третий!
    И что за абсурд про Петра первого написан? Какой ропот? Какие влиятельные сторонники!?

    • Алексей Норкин Алексей Норкин Грандмастер 30 июля 2009 в 18:27 отредактирован 30 июля 2009 в 18:28 Сообщить модератору

      Байрам Кулиев, с Папой вышла незадача , признаю. В тексте статьи пропустил знак, а в заголовок просто по-быстрому скопировал.

      По поводу ропота несколько выдержек:

      Царский указ назывался так: "О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира" (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. - Том III (1689-1699 гг.). - СПб., 1830. - С. 680-681. - № 1735).

      Чтобы нововведение было принято без особых осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: "А буде кто похочет писать и от сотворения мира: и им писать оба те лета - от сотворения мира и от Рождества Христова сряду свободно".

      Биограф Петра I дает весьма любопытное объяснение устроению царем торжественных и шумных праздничных мероприятий, проведение которых предписывалось царским указом при встрече Нового года. По его словам, "ведая умоначертание своего народа, относившего всякую перемену обрядов на счет, так сказать, веры, каковою казалась им и сия: то чтобы на то время занять народные мысли каким другим предметом, рассудил премудрый государь установленный им новый 1700 год начать с великим торжеством и представить очам народа такие зрелища, каких он не видывал и которые бы сильны были отвлечь его от всяких других развратных толкований".

      Едва закончились столь пышные и затяжные празднества и народ пришел в себя после шумных новогодних затей, как на Москве "поднялся довольно значительный ропот", связанный с недовольством изменениями в устоявшемся счислении лет. "Весьма многие, не только из простого народа, но и из тогдашней московской знати, удивлялись: "Как мог государь переменить солнечное течение?" Многие, "веруя, что Бог сотворил свет в сентябре месяце, остались при своем старом летосчислении. Император потом и сам позволял делать такое отступление. "В присутственных однако же местах во всем государстве начали от сего числа (1 января 1700 года) писать новый год" (Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. - С. 231-233).

      подробнее здесь

  • История календарей основательно запутана временем и людьми, но чертовски интересна. 5

    Оценка статьи: 5