• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Лилит Мазикина Профессионал

Кто такие «джипси-готы» и откуда они взялись?

К субкультуре готов население России привыкло достаточно, чтобы готическая девушка как один из типажей появилась в популярном семейном сериале «Папины дочки». Никто уже не озадачивается, увидев на улице юношу или девушку в чёрном и с обильным мрачным макияжем, хотя коситься ещё много где косятся.

Но молодёжь в своём стремлении к самовыражению не стоит на месте и изобретает всё новые и новые неформальные течения. Вот уже стали появляться на улицах Москвы и Петербурга девушки с длинными чёрными волосами, с обильным тёмным макияжем и… в цыганских юбках и монистах. Особо смелые прохожие задают им вопрос:

 — Простите, вы гот или цыганка?

И получают в ответ лишь замогильный взгляд, отпугивающий и без того робкое любопытство.

Вот это и есть джипси-готы. Внешне отличить их нетрудно и от готов «классических», и от цыган. Для готов в них слишком много цыганского, для цыган — слишком много готического:

 — сочетание корсетов и сорочек а-ля девушки с картин эпохи Ренессанса;
 — юбки и блузки старинного цыганского кроя, но совершенно не пёстрые;
 — сочетание чёрного с красным, красного с чёрным и коричневого с другим коричневым в одежде;
 — розы и черепа соседствуют друг с другом;
 — волосы выкрашены в чёрный, глаза густо подведены, губы и ногти чёрные, алые, коричневые;
 — мониста, браслеты и поясные сумочки с летучими мышами или пентаграммами
 — в сумочке можно обнаружить колоду гадальных карт… Таро инфернального дизайна извлекается на просьбу погадать с демоническим хохотом или замогильным взором;
 — у мужчин — кожаные жилеты, сапоги на каблуках, длинные чёрные волосы, тяжёлые готичные перстни.

Но особой формой одежды течение джипси-готов не ограничивается. Их субкультура тесно связана с мистическими легендами народов Западной Европы о цыганах, а также с фольклором балканских цыган и «культурой фламенко». Рассмотрим эти компоненты повнимательней.

Цыгане в глазах европейцев

Цыгане — один из традиционных компонентов западноевропейской мистики как в фольклоре, так и художественной культуре. В средние века, когда прошла волна гонений и казней бродячих ремесленников, артистов и прочих сомнительных лиц, цыганам пришлось прятаться от местного правосудия по лесным пещерам. Выходить из убежищ в поисках пищи и заработков (увы, чаще всего криминальных) кочевники отваживались только ночью. Из-за этого вскоре вокруг цыган сложился зловещий, мистический ореол: ведь ночь, как известно, время нечисти.

Что только не рассказывали о цыганах! Сатанисты, чернокнижники, оборотни, пособники вампиров, они устраивают вокруг костра разнузданные оргии и крадут детей и случайных путников, чтобы съесть их или изготовить колдовские зелья — это знал любой немец или француз. Быстро сообразив выгоду этого имиджа, цыгане стали его поддерживать: стражники, крестьяне и разбойные шайки остерегались трогать людей, способных наложить проклятье, обратиться за защитой к упырю или перегрызть горло врагу, обернувшись волком.

Даже в девятнадцатом веке можно было прочесть в иллюстрированном журнале занимательную статью о смуглолицых людоедах. Отзвуки этих страшилок можно увидеть и в литературе, и в кинематографе:

 — кто помогает графу Дракуле в знаменитом романе Стокера? Цыгане;
 — где Волк из «Десятого королевства» находит собрата-оборотня? У цыган;
 — кто насылает смертельное проклятье в «Худеющем» Стивена Кинга? Цыган;
 — как выглядят разбойники-людоеды в «Снежной королеве» Андерсена? Смуглые и чернявые;
 — кто фигурирует как естественные союзники оборотней и объявлен сатанистами в «Волчьей охоте»? Опять цыгане.

Если присматриваться к играм, фильмам, музыкальным клипам и персонажам книг «готического» содержания, вы ещё немало накопаете примеров.

Да, при чём тут разнузданные оргии?
А вы видели, как эти цыганки танцуют?!
Сплошной разврат!
Кто же после такого может обойтись без оргии?!

Что касается джипси-готов, то большой отклик в их душах нашли такие мотивы европейских страшилок, как оборотничество и дружба с вампирами. Кстати, именно от исторически обусловленной разницы в образе цыган в глазах европейцев и в глазах россиян в Западной Европе джипси-готов больше, чем у нас.

Цыгане в глазах цыган

Тесно и достаточно мирно соседствуя с цыганами, балканские народы не выдумали об этой нации никаких страшилок. Видимо, в качестве моральной компенсации, балканские цыгане сами взяли и понавыдумывали мистических легенд о себе.

Так, по поверьям тамошних цыган, для умершего цыгана превратиться в упыря — раз плюнуть. Вот так вот каждый второй похороненный цыган стремится вылезти из уютной могилки и сходить в гости к своей безутешной вдове или другим родственникам, а то и просто соседям. При этом он зачастую «выглядит отлично, краше, чем живой был», что выгодно отличает его от сербских и румынских вампиров. Пьёт, как правило, не кровь, а жизненную силу, причём непременно через интимные отношения с одной (!) женщиной (если вампирша, то мужчиной), и после смерти партнёрши успокаивается.

Возможны и вариации: если умер упырь очень уж далеко от чужбины, то домой не пойдёт, а будет с тоски путникам шеи ломать. Но только цыганам. Люди других национальностей цыганских вампиров не интересуют — шовинисты, что поделать. Да и сами балканские цыгане вампиров других национальностей не боятся — все же знают, что цыганская кровь для них ядовитая. Это поверье цыган зачастую разделяют их балканские соседи, и оттого считают, что для усмирения упырей и померших ведьм неплохой выход — позвать цыгана.

Такое сочетание вампиричности, повышенной сексуальности и романтичной моногамности, а также неуязвимости для упырей взволновало сердца готов и стало одним из эстетических ориентиров при возникновении джипси-готик направления, некоторым образом породнив его с вамп-готами.

Фламенко

Готы очень любят темы роковой страсти и неистовых, мрачных чувств. Но ведь именно на этом стоит фламенко! Песни-рыдания, рвущие душу, страстные гримасы и движения в танце, обилие чёрного и красного, мрачность и надменность танцовщиц, смертельная отчаянность танцоров, романтичные оборки, веера и шали — всё это отлично гармонирует с эстетикой готов. А темы любви, ведущей к смерти, или выбора гордой женщиной свободы, которая в патриархальном обществе также непременно ведёт к смерти — о, как мило это сердцу гота!

Так что веера, шали, оборки и любовь к фламенко — характерная деталь джипси-готики.

Что касается вопроса «откуда взялись джипси-готы», то ответ прост: на волне увлечения цыганской темой «нулевых» годов. Каждый взял от этой темы своё. Гламурные модельеры — фасоны юбок, телевизионщики — темы для сериалов, музыканты — ритмы и мелодии, а готы… Готы — всё то, что позволило появиться джипси-готике.

Статья опубликована в выпуске 6.09.2009
Обновлено 21.07.2021

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: