Валентина Пономарева Грандмастер

Откуда взялась абракадабра?

Абракадаброй, согласно словарю Ушакова, принято называть явную бессмыслицу, непонятный набор слов. Впрочем, кроме того, этот автор упоминает об иностранном происхождении слова из старинного магического заклинания. У других исследователей русского языка можно почерпнуть дополнительную, причем весьма любопытную информацию.

У В. Даля, например, прочитаем, что это «таинственное слово, перешедшее от древних евреев и греков; род заговора, особенно от лихорадки, который пишется треугольником и носится в ладанке». Брокгауз и Ефрон согласны с ним лишь отчасти, а именно в том, что речь идет о «таинственном чародейском слове», которое использовалось «как средство от лихорадки», но, по их толкованию, происхождение имеет персидское, а пишется «в виде четырехугольника или опрокинутого треугольника на лоскутке».

Еще подробнее рассматривает этимологию абракадабры М. И. Михельсон. Уточняя трактовку В. Даля, он отмечает, что в прямом смысле это «имя идола Сирийского (еврейское „авракадавра“ — скройся, нечистый)», «таинственное слово, перешедшее от древних евреев и греков; род заклинания (от лихорадки), которое писалось одиннадцать раз так, что получался треугольник. В роде амулета это носится в ладанке. Серен Саммоник, древний врач (II в.), верил, что это средство против горячки».

Каким же образом строилось написание слова, чтобы при этом образовывался треугольник? Об этом можно прочитать в Литературной энциклопедии, которая также подчеркивает изначально магический смысл абракадабры: «Слово это выписывали столбиком на дощечке 11 раз, последовательно уменьшая его на одну букву; в результате получался треугольник. Такое постепенное укорачивание этого слова будто бы постепенно уничтожало силу злого духа».

Продолжая путешествие по страницам справочной литературы, обратимся к энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы». В ней сообщается о нескольких версиях происхождения абракадабры. По одной — в корне слова заложено имя греко-египетского бога Абраксаса, по другой — это одно из имен иранского бога Митры, по третьей — оно возникло из халдейского заклинания «аб бада ке даабра», что означает «сгинь, как слово», по четвертой — из еврейского «Abreg as habra» т. е. «мечи свою молнию даже в смерть».

Остановимся подробнее на божественных вариантах. В египетском пантеоне Абраксас славился победой над драконом и являлся (как и Митра) солнечным богом. Он имел человеческое тело, петушиную голову и змеиные ноги, а в руках держал щит и меч (по другим вариантам — плеть, факел).

Символический смысл изображения Абраксаса в подобном виде заключался в следующем. Змеи символизировали опоры для тела в виде Нус и Логос, чувства и понимания. Петушиная голова олицетворяла предвидение и бдительность, а предметы в руках — броню мудрости и метлу власти. С другой стороны такая иконография отражала триединство мира (петух — солярный знак, тело — земной, змея — подземный). Вот такой сложный образ. Добавим, что ряд исследователей связывает Абраксаса не только с Митрой, но и с иудейским Яхве, кельтским Беленусом, христианским Иешуа (Иисусом), индийским Брахмой.

Что же до греков, то стоит вспомнить философию гностиков, точнее, александрийского пифагорейца Василида, который примерно в девяностом году нашей эры создал доктрину, объединявшую христианство с традиционными мировоззренческими началами. Согласно этой доктрине, Абраксас является верховными божеством, числовая сила букв его имени равна количеству дней в году — 365, а сам он обладает стольким же числом добродетелей.

Вере Алтайской доводилось произносить заклинание "Абракадабра!" в фильме "Марья-искусница" В рамках концепции василидян, это соответствует делению Вселенной на 365 эонов — духовных циклов, сумма которых и образует числовой символ божественной силы Верховного Отца — Абраксаса: «Бог, несотворенный, вечный Отец, сначала породил свой Нус, или Ум, Логос — Слово; это Фронезис — Разум; от Фронезиса произошли София — Мудрость и Динамис — Сила».*

Впоследствии гностики разошлись во мнениях относительно Демиурга, а затем и вовсе были признаны еретиками. Но в средние века абракадабра вновь всплыла, правда, теперь уже совсем в ином качестве: чернокнижники посчитали ее заклинанием вызова злых духов. Многие современные оккультисты настаивают на том, что это слово являлось и алхимической формулой. И имя Абраксаса тоже звучало. Например, мало кто знает, что утопия Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» имела второе название — как раз «Абраксас».

Город Солнца так и не возведен, строительство коммунизма захлебнулось, а абракадабра осталась…

*Цитируется по изложению св. Ирения в книге К. Кинга «Гностики и их наследие»

Обновлено 3.09.2009
Статья размещена на сайте 1.09.2009

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: