Алексей Норкин Грандмастер

Кремация: необходимость, святотатство или каприз?

«Помянем тех, кого нет с нами, и будем думать о живых» — поется в известной песне. Примерно таким принципом руководствовались делегаты Международной медицинской конференции 1869 года во Флоренции, когда принимали резолюцию, призывающую к широкому распространению кремации как процедуры, способствующей «сохранению здоровья и земли для живых людей».

С тех пор кремация, издавна известная людям, но запрещенная в христианском мире еще Карлом Великим — королем франков, герцогом Баварии и римским императором — постепенно превратилась в широко применяемую практику.

В наше время обычай сжигать тело усопшего вместо традиционного предания земле распространен повсеместно. В России таким способом проходит погребение около 60 процентов умерших, в Чехии — 95, но мировой лидер — Япония, где пламени крематория минует лишь 2% тел.

Несмотря на такую популярность, вызванную реалиями современной жизни — скученностью населения и недостатком свободных территорий в городах — отношение к кремации неоднозначно.

При остром дефиците земли в Израиле иудеи в основном предпочитают строго придерживаться религиозных ограничений. Раввины считают, что тело — вместилище души, самая низкая ступень которой остается в теле и после смерти. Сжечь останки означает обречь душу на страшные мучения. Первый израильский крематорий к неудовольствию религиозных лидеров все же открылся, но совсем недавно, в 2005 году. Его деятельность вызывает ожесточенные споры, то и дело раздаются призывы кремацию запретить законодательно, а два года назад ультраортодоксы пытались решить проблему «доступными методами» — сжечь заведение.

По законам ислама сжигать тело совершенно недопустимо. Мусульмане верят, что душе это не повредит, но на живых ложится тяжкий грех.

Не принимают кремацию и христиане, как католики, так и православные. Но в то же время и костел, и церковь относятся к кремации терпимо, считая ее пережитком язычества с одной стороны, и необходимостью, обусловленной проблемами современной жизни, с другой.

Процесс кремации дешев, быстр и технологичен. Он обойдется родственникам недорого, длится час-полтора. Прах выдадут через несколько дней. Традиционно кремированные останки хранят в колумбариях, но есть и высокотехнологичные экзотические предложения.

В мире работают две компании, готовые на заказ сделать из пепла усопшего высококачественные синтетические алмазы. После огранки их называют бриллиантами памяти. При размере камня от 0,4 до 1 карата услуга обойдется от 3 до 12 тысяч евро.

За три с четвертью тысячи долларов американская компания «Праздник жизни» развеет прах в воздухе при помощи фейерверков. А компания «Селестис» из Техаса частицы праха обещает доставить на околоземную орбиту всего-то за $ 5300.

Сотрудники компании «Вечные рифы» за полторы-три тысячи долларов обязуются, смешав прах с бетоном, изготовить и установить на дно океана искусственный риф.

Промиссия — криогенная кремация. В отличие от обычной кремации по методу, разработанному в Швеции, тела не сжигают, а замораживают. Гроб с телом покойного сначала охлаждают до минус 18 градусов Цельсия, затем, используя жидкий азот температуру понижают до минус 196.

Хрупкое как стекло тело превращается в мелкий порошок от любого сотрясения. Массу высушивают в вакууме и получают полтора — два десятка килограммов смеси минеральных солей и органических веществ. Спустя несколько месяцев после захоронения в урне из крахмала останки превращаются в компост.

Интересно, много ли находится желающих распорядиться собственным телом подобным образом?

Обновлено 6.09.2009
Статья размещена на сайте 4.09.2009

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • У Ефремова в "Часе Быка" упоминается, что в будущем в порядке вещей эвтаназия и кремация. Практичный народ в его будущем... В будущем, которое показывает Крапивин, тоже нет кладбищ, а есть Парки Памяти - там гранитные стены с рядами табличек.

  • А вот в моём романе покойников только кремируют - в городе, где происходит действие, кладбищ нету, народу много, а земли мало - это независимый город-государство, который к тому же на ножах со всеми соседями (Россией, Украиной, Грузией etc.).

    • Денис Леонтьев, заинтриговали.... А поподробнее?

      • Аревик Д, я лутче сцылку на роман дам.
        А вот ещё вспомнились шуточки на тему крематория в "Золотом телёнке". Кста, стишок про трамвай и отряд октябрят тоже пошёл в народ после реального случая. Странно, но связанное со смертью зачастую веселит людей. Нам в детстве вообще запрещали разговаривать о скелетах и прочем подобном, наказывали, а мы всё равно залезем, скажем, в детском садике за пианино и давай там просто наберебой перечислять всё - летучих мышей, кресты, могильные плиты, чертей, ведьм... Нас это странным образом возбуждало.

  • Очень любопытное предложение - алмаз "Любимый дедушка". Но, наверное, есть смысл пепел разделить: часть на алмаз, а часть в колумбарий. Алмаз может потеряться, а урна в колумбарии - это память и внукам, и правнука, и .... 5

    Оценка статьи: 5

  • Алексей Норкин,
    Без реанимации нет кремации!
    Сегодня после кремации предлагаются услуги:
    - изготовить искусственный кристалл (топаз, бриллиант и т.п.) из пепла и носить при себе эту память в кольце или кулоне;
    - изготовить комп. вариант изображения (можно картину из чего угодно - хоть маслом, хоть камнями) генома усопшего;
    - "захоронить" усопшего с соответствующей индивидульной информацией по индивидуальному сценарию на виртуальном комповском кладбище, куда можно регулярно "заглядывать".
    Сегодняшних наворотов наверняка гораздо больше, чем приведены выше.

    Оценка статьи: 5

  • Алексей Норкин, интересная статья и, мне кажется, стоило бы упомянуть Индию.

    Оценка статьи: 5

  • Память

    Алексей Норкин, весьма полезная информация! Тремя руками за кремацию как процедуру, способствующую «сохранению здоровья и земли для живых людей».
    «Помянем тех, кого нет с нами, и будем думать о живых» – поётся в известной песне.
    А мне вспомнились строки из Некрасовского "В. Г. Белинский ("В одном из переулков дальних...")"
    "Поэт умолк. А через день
    Скончался он. Друзья сложились
    И над усопшим согласились
    Поставить памятник, но лень
    Исполнить помешала вскоре
    Благое дело, а потом
    Могила заросла кругом:
    Не сыщешь... Не велико горе!
    Живой печется о живом,
    А мертвый спи глубоким сном..."
    Эти древние полуязыческие религиозные традиции с более-менее пышными захоронениями вообще смешны в XXI веке. Тем более, что память об усопшем (признаемся по-честному) храниться где-то год, а далее могила, в лучшем случае, превращается в место для периодических возлияний по поводу... А какие громадные территории занимают кладбища! Конца и края не видать.
    Лично мне куда денется моё тело совершенно безразлично. Лучше в мединститут "для опытов", а так... Да хоть на корм бездомным животным. Всё польза какая-никакая будет

    Оценка статьи: 5

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 4 сентября 2009 в 19:52

    Алексей Норкин, в Израиле крематории есть.

  • В России таким способом проходит погребение около 60 процентов умерших

    Откуда цифра?

    Процесс кремации дешев, быстр и технологичен. Он обойдется родственникам примерно в 70 – 100 долларов, длится час – полтора

    Если процесс столь популярен в среде соотечественников, почему цены - в баксах?

    Интересно, много ли находится желающих распорядиться собственным телом подобным образом?

    Хмм.. вполне философская статья.

    зы
    если че - как меня хоронить оставлю решать тем, кто это будет делать.

    • Сергей В. Воробьев, Цифра по России http://www.crematory.ru/history.html.
      В баксах - потому что так удобнее. Мои соотечественники - это россияне, белорусы, украинцы и казахстанцы. В этих странах я жил довольно продолжительное время, остались связи и контакты.