• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Джон Бэкон Кертис: кто первым поставил на поток изготовление жевательной резинки?

22 сентября 1848 года 20-летний Джон Бэкон Кертис так и не покинул свое рабочее место. Ему казалось: то, что должно произойти завтра, позволит ему навсегда покончить с нищетой и забвением. Его семья только-только перебралась в город Бангор, штат Мэн, а потому ему верилось в то, что именно здесь продукт, который он намерен всем предложить — жевательная резинка — будет пользоваться очень большим спросом.

Если бы он знал, чем обернется дело, он вряд ли бы стал затевать его. Но то, что от нас скрыто, по крайней мере, не может нам помешать. Пока Джон делал окончательные подсчеты, пытаясь найти оптимальное соотношение ингредиентов, его отец, Джон Кортис-старший, отправился к местным лесорубам для того чтобы купить как можно больше сырья — смолы хвойных деревьев. Да-да, именно смолы, потому что первые жевательные резинки делали именно из нее…

В этом нет ничего удивительного: еще до того, как американское чудо — жевательные резинки — появились в советской глубинке, мы мальчишки конца 60-х годов, с удовольствием жевали смолу, правда не с деревьев хвойных пород, а с плодовых, например, вишни или абрикоса. Она была сладковатая на вкус и цветом напоминала темный янтарь…

Первые пластинки успехом не пользовались…

Для приготовления жевательной резинки Кертис-младший воспользовался обычными котелками своей матери — Мари. В них он растопил еловую смолу, довел ее до кипения, а потом залил в формочки с ледяной водой. Получались небольшие полоски жевательной резинки длиной в 2 см, а шириной в 1 см; эти «подушечки» после остывания заворачивали в бумагу.

Впрочем, ни жители Бангора, ни их соотечественники из Портленда, отнюдь не горели желанием покупать новый продукт под цветистым названием «Чистая элегантная резина из штата Мэн». Первые два дня так никто и не решился купить хотя бы одну подушечку. И только на третий день, когда отец Кертиса, который исполнял роль продавца, собирался сворачивать торговлю, жевательной резинкой вдруг заинтересовался один фермер. Но он повертел пластику в руках и так и сяк, а потом вдруг положил обратно на прилавок — дорого. Кертису-старшему пришлось отдать товар чуть ли не за бесценок, ради того, чтобы торговля хоть как-то пошла.

…Прошло около двух лет, пока, наконец, Джон Кертис не сообразил, что в штате Мэн его жевательная резинка не будет пользоваться успехом. Жители Бангора рассуждали примерно так: зачем отдавать кому-то деньги за то, что можно получить абсолютно бесплатно: нужно просто найти подходящий кап, срезать его и жевать. Ему пришлось стать коммивояжером и разъезжать по штату Мэн и соседним штатам для того чтобы добывать средства к существованию.

Не мытьем, так катаньем…

Для того чтобы поездки не стали «холостыми», Джон старался разнообразить свой ассортимент товаров. Опытным путем он пришел к тому, что людей чаще всего интересуют медикаменты и лекарства, особенно на ранчо, отдаленных от административных центров. Тут-то и пришла Кертису идея сделать хотя бы на словах жевательную резинку не просто средством для развития жевательного рефлекса, а медикаментом с целью профилактики против заболеваний зубов и десен. Под этим «соусом» пластинки «чистой элегантной резины» начали идти за милую душу.

А потом пошло-поехало. Постепенно Кертис из человека, который не мог предвидеть, как сложится завтрашний день, превратился в торговца сначала средней руки, а потом и вовсе преуспевающего. Все это позволило ему расширить производство жевательной резинки. Достаточно сказать, что если в 1848 году они обходились несколькими фунтами сырья, то чуть позже в день уходило по нескольку тонн. Соответственно и число работников увеличилось до двухсот!

По большому счету, Джон оказался тем американцем, который сделал себя сам, ведь он «университетов не заканчивал», но, тем не менее, он был неплохим инженером и сам дорабатывал станки, выпускающие жевательную резинку. У Кертиса был свой особый взгляд на получение патента на изобретение. Он нарочно не подавал документы, справедливо полагая, что если сам принцип изготовления пластинок «засветить», то этим сразу же воспользуются конкуренты.

Яйца в одну корзину не складывал…

Надо отдать должное предпринимателю. Даже имея такой лакомый кусок, как изготовление жевательной резинки, Джон не замыкался только на этом. То есть свой бизнес он старался разложить на различные сегменты. Одно время Кертис был одним из самых крупных предпринимателей, вкладывающих деньги в строительный бизнес, в частности, его фирма занималась выемкой грунтов и рытьем котлованов.

Чуть позже он стал владельцем судоверфи, и много средств вкладывал в строительство судов. На счету его подчиненных — постройка десяти крупнейших судов США. Потом он владел контрольным пакетом акций в транспорте, в частности, паромной переправой и линией пароходов. Вот только личная жизнь до поры до времени не складывалась: по-настоящему счастливый брак он заключил со своей родственницей по материнской линии в возрасте 51 года.

И в дальнейшем Кертис «прикупал» все, что только мог, в частности, месторождения по добыче серебра, каменного угля, он был богатейшим латифундистом, ему принадлежало порядка 1,5 тысяч акров сельскохозяйственных угодий (около 6,2 кв. километров) и многотысячное поголовье крупного рогатого скота…

А началось все, как мы помним, с обыкновенной жевательной резинки…

Остается добавить, что Джон Бэкон Кертис прожил довольно продолжительную жизнь. Он скончался 13 июня 1897 года, не дожив каких-то четыре месяца до своего 70-летия. Последним увлечением миллионера стал Древний Египет и пирамиды фараонов. Он и сам рассчитывал построить подобное сооружении, в котором мог бы покоиться после смерти. Но смерть остановила ход его часов в тот момент, когда он разрабатывал план своей пирамиды…

Статья опубликована в выпуске 22.09.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Был мультик про двоих мальчишек, путешествовавших во времени на особенной телефонной будке, и как-то, оказавшись в 20-х годах прошлого века рядом с бейсбольным стадионом, где проходил матч с участием легендарного Бэйба Рута, они, сами того не желая, подсказали торговцу, тщетно пытавшемуся сбывать жевательную резинку своего изготовления, коммерческий ход. Во-первых, тот стал продавать её у входа на стадионы, а во-вторых, клал в каждую упаковку фото спортивной знаменитости. И в-третьих, они подсказали ему запоминающееся и в прочих отношениях удачное название в качестве торговой марки - бабл-гам. А до этого он называл свой товар словом, которое так просто и не выговоришь.

  • Занимательная статья.

    Оценка статьи: 5

  • Помню, в детстве достать резинку - практически неразрешимая проблема была. Интересная статья. 5

    Оценка статьи: 5