• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Захаров Профессионал

Откуда пошла российская таможня?

История российской таможни начинается с конца X века, с первых упоминаний о торговых пошлинах, которыми были обложены в древнерусском государстве предметы потребления на пути их следования от производителя к потребителю. Самая древняя из них, «мыто», упоминается еще в Русской правде Ярослава Мудрого (XI век). В середине XIII века монголо-татары вводят свою пошлину — тамгу. Тамга (с тюркского) означала знак собственности, клеймо или печать. Со временем название ее перешло на все сборы, получившие название таможенных, и на места их сбора, таможню.

С середины XVI века происходит централизация таможенного дела, создается законодательная база, совершенствуется таможенная политика.

В XVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к ввозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства.

Поворотным моментом в истории таможенного дела стал Новоторговый устав 1667 года, в который вошли статьи относительно видов и размеров как внешних, так и внутренних таможенных сборов, устройства таможен.

Эпоха Петровских преобразований характеризуется лишь односторонней фискальной направленностью российской таможенной политики.

Отличительной особенностью таможенного тарифа в период царствования Екатерины II было то, что:
 — все импортные товары, которые в России не производились, были разрешены к беспошлинному ввозу или обложены незначительной пошлиной;
 — товары, производство которых находилось в зачаточном состоянии, подлежали очень небольшому обложению;
 — импортные пошлины на сырье, служившее основой для отечественного производства, также были очень небольшими;
 — высокой пошлиной облагались товары, производство которых в государстве уже было освоено.

С 1811 года начал работать таможенный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, таможенная политика формировалась в тесной связи с развитием внешней торговли и промышленности, и была прочно увязана с внутренней и внешней политикой.

Постепенно таможенное законодательство достигло наибольшего развития, стало отвечать мировым стандартам. Но мировая война, первые годы революции и гражданская война окончательно свели к нулю как внешнеторговый оборот, так и функции российской таможни.

К реформированию внешней торговли приступило уже Временное правительство. А после Октябрьской революции, в 1924 году, появился Таможенный Устав СССР — первый кодифицированный акт по таможенному делу. Главной задачей таможенных органов стал контроль над экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии внешней торговли.

В дальнейшем принцип государственной монополии еще более усилился, и таможенная система стала использоваться как орган регистрации и контроля над провозом груза и пассажиров, а не как составная часть механизма регулирования внешней торговли.

Период с 1986 года по настоящее время характеризуется коренными изменениями в месте и роли таможенных органов бывшего СССР. В странах СНГ были созданы собственные таможенные органы, которые с самого начала стали органами экономического регулирования.

В различные периоды истории государственными деятелями перед таможней ставились самые различные задачи. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась.

В некоторые периоды внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем. В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства.

Отдельное государство практически не в состоянии производить всю необходимую ему продукцию, тем более на высоком техническом уровне и требуемого качества. Именно поэтому многие предприниматели стараются выходить на внешние рынки, что позволяет им расширять производство и получать большую прибыль. Благодаря внешнеэкономической деятельности государство имеет возможность получать доходы в бюджет, закупать необходимые оборудование, сырье, материалы, прогрессивные технологии для обновления своей экономики, обеспечения населения; экспортировать свои товары; реализовывать свою внешнюю политику, согласовывая ее с другими направлениями своей деятельности. И в упорядочении этой деятельности таможне принадлежит не последняя роль.

Статья опубликована в выпуске 26.01.2007

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Александр здравствуйте.
    Плохо вы историю знаете или просто поленились подробней почитать о истории таможни. К примеру в вашей статье я не увидел ни чего о скажем первом таможенном тарифе 1624 года, а таможенная политика Петра первого в первой половине его царствования, носила протекционисткий характер(тобиш зашиту собственного произвдителя) и хотя это дало противоположный от ожидаемого эфекта, тем не мение историки особо отмечают этот момент. И к стати во второй половине своего царствования, Петр всетаки отказался от такого подхода.
    Дальше больше, Вы так поверхостно и не точно опиали политику Екатерины, что начинаеш думать от куда Вы это все взяли?
    Вы сам случайно не таможеник? Если да, то стыдно не знать..... Если просто гдето скопировали данный "текст", то тогда понятно...
    Хотябы упосинули такие интересные моменты, как таможенная война России и Германии в 1890-х годак, о том что стало причиной.
    И вообше много упушенных моментов.
    И еще в упорядочивание внешней торговой деятельности,таможне принадлежит главная роль и хоть бы немного написали о том в каком состоянии находятся сейчас таможенные органы....
    Не обижайтесь, но надо работать.....
    Удачи

    Оценка статьи: 2

  • Хорошая статья, хотелось бы такого же мнения быть и о таможне

  • Слишком много, убрала сюда:

    "Время продиктовало необходимость создания государственного экономического форпоста в виде таможенной системы и в Приднестровской Молдавской Республике. Главной задачей в деятельности таможенных органов ПМР была и остается проблема обеспечения экономической безопасности республики.

    Можно назвать основные исторические даты в развитии таможенного дела в Приднестровском регионе:
    1408 г. – Молдавский господарь Александр I Добрый учреждает "мытную" грамоту. Создаётся первая таможня в Тягянакаче (Бендеры).
    1654 г. – Богдан Хмельницкий устанавливает в Приднестровском регионе единые таможенные тарифы в торговле с Балканами.
    1656 г. – Царь Алексей Михайлович принимает Молдавию в русское подданство с правом свободной торговли.
    1791 г. – Императрица Екатерина II своим Указом создаёт Дубоссарскую таможню.
    1828 г. – В Тирасполе открыта таможня Одесского таможенного округа.
    8 августа 1992 г. – Постановлением № 221 Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики образовано таможенное Управление ПМР.
    23 июня 1993 г. – Постановлением Правительства ПМР № 162 созданы Тираспольская и Рыбницкая таможни.
    2 августа 1995 г. – Постановлением Верховного Совета ПМР № 669 Республиканское таможенное Управление преобразовано в Государственный таможенный Комитет ПМР.
    15 апреля 2000 г. – Вступает в силу Таможенный кодекс ПМР.
    Многообразие ситуаций, отношений и связей, возникающих в настоящее время в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности, урегулировано соответствующими законодательными и подзаконными актами, устанавливающими правовой статус различных субъектов и объектов права, порядок их взаимоотношений между собой, с государственными органами.

    В современных условиях экономика любой страны поневоле попадает в зависимость от экономики других стран. На примере Приднестровской Молдавской Республики можно сделать вывод, что существует зависимость и от политики другого государства – нарушение Республикой Молдова политических договоренностей и введение таможенных санкций против нашего государства обернулось серьезными экономическими потерями.

    Статья 36 Конституции Приднестровской Молдавской Республики гласит, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности». Эта возможность может быть реализована и во внешнеэкономической деятельности, все субъекты которой «имеют равное право осуществлять любые ее виды, прямо не запрещенные законами»."

  • эх, ПриДнестровская таможня!