Лилия Хлебникова Профессионал

Батик. Как капля стала искусством?

Загадочный, цветастый, яркий батик всё больше и больше завоёвывает сердца. Только за последний год в разы увеличилось количество личных страничек о батике, фотографий в галереях и мастер классов. С сайтов рукодельниц глядят на нас прекрасные платки и панно, шарфики и платья, выполненные в технике батик.

Батик стал настоящим искусством, и многие коллекционеры имеют большие собрания шёлковых шедевров. Цена за одно произведение составляет от 800−1000 рублей от начинающих авторов до 5−10 тысяч рублей от авторов с именем.

Родина батика — Индонезия, оттуда его яркость и экзотичность, притягательность и нежность. Приоткроем завесу тайны. С индонезийского ba переводится как ткань, а tik — капля. Вот и получается: ткань, расписанная каплями.

Первоначально батикование использовалось для украшения специальных ритуальных тканей (используемых для поклонения божествам, правителям). Каждый узор на ткани был символом, несущим волшебную силу. Орнаменты передавались из поколение в поколение, с условием строгого хранения тайны узора. Традиционными цветами батика были синий и коричневый. Для работы всегда использовались только натуральные ткани и красители, получаемые из трав и цветов, коры деревьев, минералов и цветных глин, специй. В Индонезии и Индии до сих пор придерживаются этой техники. В современном же мире батик рисуют искусственными красителями, которые порой более яркие и устойчивые.

Очень интересна индонезийская традиция — каждая незамужняя девушка должна сама сшить и расписать своё свадебное платье. Для народа Индонезии умение рисовать по ткани означает то же, что для русских и украинцев умение готовить вкусный борщ: не умеет девушка рисовать — плохая она хозяйка.

Занимались батиком всегда только женщины и девушки. Сейчас батиком с удовольствием занимаются и мужчины, творя настоящие шедевры. Одним из таких художников является Сергей Давыдов, основатель собственной школы батика, автор книги «Энциклопедия батика», разработчик авторских приёмов и специальных модулей. Благодаря ему и многим ему подобным дело батика в России продвигается вперёд.

Как создать батик

Очень просто. Берётся ткань (шёлк или хлопок), натягивается на специальную деревянную рамку (продаётся в любом магазине хобби-товаров). На неё наносится рисунок карандашом или специальным фломастером. Затем контур рисунка обводится резервирующим составом, который не даёт краске выйти за границы определённой фигуры.

В Индонезии в качестве резерва использовали специальную рисовую пасту, которую наносили бамбуковой палочкой. К чести сказать, этот способ до сих пор там используется. После высыхания резервирующего состава наносится краска. Роспись готова. Затем её нужно подвергнуть термической обработке для закрепления красителя в ткани. Это производится двумя способами: запаркой утюгом и запаркой водяным паром в кастрюльке.

По технике выполнения работы батик подразделяется на несколько видов:

1. Холодный батик

Контуры рисунка обводятся специальным резервом (из тюбика, стеклянной трубочки или пластиковой баночки с тонким носиком). Резерв бывает бесцветный и цветной. После высыхания резерва раскрашиваем рисунок. После высыхания проглаживаем или запариваем паром и стираем мягким моющим средством в тёплой (не горячей) воде. Перед вами рисунок на ткани, его характерное отличие — контурная графика, то есть все элементы рисунка обведены по контуру линией. Иногда этот вид батика сравнивают с витражом.

2. Горячий батик

Его принципиальное отличие в том, что в качестве резервирующего состава используется горячий воск. Им покрываются не только контуры рисунка, но и весь элемент, который вы хотите выделить. Работа в технике «горячего» батика требует определённых навыков, мастерства и большого терпения. «Горячий» батик легко отличить от «холодного» — рисунок как живой, все элементы вырисованы естественным образом, а не просто обведены по краю.

3. Свободная техника

Придаёт рисунку естественность, лёгкость. Отличается тем, что перед нанесением рисунка ткань покрывают грунтом (крахмалом), который не позволяет краске растечься. Рисовать при этом можно, словно на бумаге, не боясь растекания. Работа в этой технике дает возможность проявить талант настоящего мастера, художника в свободных смелых мазках. Это одна из любимейших техник художников.

4. Акварельная техника

Тоже придаёт рисункам лёгкость и естественность, мягкость, нерезкость очертаний, умиротворение. Для работы в этой технике нужно намочить ткань и рисовать по мокрой поверхности. Главное не переборщить с водой. Краска при этом мягко растекается, образуя размытые линии, переходы из одного цвета в другой и новые цвета при их смешении. Вспомните уроки рисования по мокрой бумаге акварелью — получается очень похоже, поэтому технику и назвали акварельной.

5. Техника шибори

Одна из самых интересных и простых техник для начинающих. Для работы в этой технике ткань складывают несколько раз и окунают в разные краски. Иногда ткань перевязывают, это также придаёт особый декоративный эффект.

Если вы решили заняться батиком, я бы советовала вам погулять по Сети и посмотреть странички батичистов, посетить форумы, на которых обсуждается батик, и набраться этой красоты под самую завязку, чтобы уже невмоготу было только смотреть и хотелось рисовать самому.

Обновлено 1.06.2015
Статья размещена на сайте 29.09.2009

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: