• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Никита Шубников Мастер

Что такое молескин? История появления

Знаменитый блокнот. Хранитель творчества и сокровенных мыслей под элегантной обложкой. Легендарная и культовая вещь, материализующая вдохновение. Стиль и функциональность, соединённые вместе, ради обретения популярности среди творческой интеллигенции. Все эти эпитеты заслуженно посвящаются молескину — записной книжке с историей в двести лет.

Но что такое культовая вещь? Совершенно ясно, что для получения подобного статуса предмет должен обладать уникальными свойствами и быть в разы лучше любых аналогов.

Согласно толковому словарю Ожегова, культ — это преклонение перед чем-нибудь, почитание. В случае молескинов всемирная известность блокнотов обусловлена не только благодаря их качествам, но и благодаря богатой истории, помноженной на гениальный маркетинговый ход. Но обо всём по порядку.

Блокнот стал культовым потому, что на протяжении нескольких веков им пользовались не только безвестные обыватели, но и великие деятели искусства.

Основоположник кубизма Пабло Пикассо и лауреат Нобелевской премии по литературе Эрнест Хемингуэй. Голландский гений постимпрессионизма Винсент Ван Гог и поэт авангардист Гийом Аполлинер. Брюс Чатвин — английский романист-путешественник и Анри Матисс — лидер живописного движения фовистов, один из главных художников Франции двадцатого века. Философ Жан-Поль Сартр и американская писательница Гертруда Стайн. Основоположник сюрреализма — писатель и поэт Андре Бретон.

Что же представляли собой маленькие книжицы, на страницах которых появлялись наброски и эскизы, заметки и записи, некоторым из которых суждено стать больше, чем черновиками, воплотившись в великие художественные и литературные произведения?

История легендарных записных книжек начинается с французских мануфактур. Помимо своей основной деятельности, переплётчики книг изготавливали блокноты, поставляя их в магазины канцелярских товаров Парижа. Естественно, производство не было массовым, удобные записные книжки были своего рода эксклюзивом, а потому в основном владельцами «молескинов» становились люди, принадлежащие к творческой интеллигенции, художники и мыслители, писатели и поэты.

Переплёт блокнотов был сделан из молескина (буквальный перевод с английского — «кротовая кожа») — плотной хлопчатобумажной ткани, окрашенной в чёрный цвет. Прочная обложка надёжно защищала страницы из бумаги прекрасного качества.

Но ничто не вечно, и в 1986 году история оригинальных блокнотов, которыми пользовались знаменитости, закончилась. Во французском Туре, на родине Оноре де Бальзака, закрылось последнее семейное предприятие, производившее записные книжки.

Здесь нужно подробней рассказать о Брюсе Чатвине, который способствовал популяризации блокнотов не только фактом того, что делал в них записи. Именно ему принадлежит цитата: «Потеря паспорта — наименьшая из бед, потеря блокнота — катастрофа». В путешествиях Чатвин черпал вдохновение и литературные сюжеты, потому трудно переоценить роль блокнота, на страницах которого появлялись путевые заметки писателя.

Перед каждой поездкой англичанин закупал «молескины» в канцелярском магазине в Париже на улице Ансьен-Комеди (Rue de l’Ancienne Comédie). Перед тем, как писать в них, Чатвин нумеровал страницы, а также писал своё имя и, как минимум, два разных адреса с просьбой вернуть и обещанием вознаграждения в случае утери им блокнота.

И вот перед одним из своих путешествий именно английский писатель услышал от продавца в магазине горькую фразу «Le vrai moleskine n’est plus»: молескины больше не производятся. Казалось бы, печальный конец красивой сказки.

Но спустя десять лет, в 1997 году, маленькое миланское издательство «Modo&Modo», возвращая легенду к жизни, зарегистрировало торговую марку «Moleskine». Говорят, что дизайн современных блокнотов был создан по описаниям Брюса Чатвина.

Если отличительной чертой товара не является хорошее качество, то вряд ли его станут покупать только потому, что им пользовались знаменитые люди двадцатого столетия. И расчётливые итальянские производители сделали ставку не только на историю блокнотов, но и на детали удобства, которые отличают «молескины» от обычных записных книжек. Даже самые обычные записные книжки под брендом «Moleskine» снабжены твёрдым переплётом, внутренним карманом и резинкой, исключающей возможность случайного раскрытия. Бумага — плотная и влагоустойчивая, обязательный спутник всех блокнотов — закладка.

Осенью 2006 года основатели «Modo&Modo» Франческо Франчези (Francesco Franceschi) и Марио Баруцци (Mario Baruzzi) продали 75% акций частному инвестору SG Capital Europe с целью наиболее полной разработки потенциала торговой марки «Moleskine», оставив у себя четверть компании вместе с функциями менеджмента.

С 1 января 2007 года «Moleskine» стал не только брендом, но и именем компании, которая придумывает, производит и продаёт блокноты. Головной офис маленького предприятия, общества с ограниченной ответственностью, находится в Милане. Штат — всего 50 работников, а также широкая сеть партнёров и консультантов.

Продолжение…

Статья опубликована в выпуске 23.10.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: