• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Грибанова Мастер

День народного единства. Что означает этот праздник?

Помню свои школьные годы, короткие осенние каникулы, первый мокрый снег и праздничные демонстрации 7 ноября. Демонстрации с обязательными воздушными шарами, леденцами-петушками, горячими булочками и вкусным томатным мороженым за десять копеек.

Теперь этого праздника нет, но 4 ноября Россия празднует День народного единства. Праздник, не только пришедший на смену нежелательным «красным дням календаря» советской эпохи, которые сегодня у многих вызывают негативные эмоции, но и несущий абсолютно другой смысл.

«День согласия и примирения» отменили, посчитав, что нельзя считать днем согласия день, когда общество разделилось на части, истребляющие друг друга. Но взамен была найдена альтернатива — «День народного единства». Сохранился выходной для людей, но изменился смысл праздника.

Хотя новый праздник еще не стал народным и не каждый россиянин может правильно обозначить его название, но сила привычки — великое дело, и раздражение, связанное с переносом даты, постепенно сходит на нет. Негативное отношение сохраняется в большей степени среди пожилых людей, сохранивших верность коммунистическим традициям.

День Казанской иконы Божией Матери, в далеком 1649 году объявленный государственным праздником, сегодня, а точнее с 2005 года, отмечается как «День народного единства». Сон разума.

Когда-то этот праздник отмечался церковными службами. Крестный ход возглавлял сам царь, участвовали духовенство, высшие государственные чины и весь народ. Вот оно, настоящее единство. А сейчас мало кто знает, что когда-то существовал такой православный праздник.

Так что же еще произошло в этот день много лет назад? Какие события предшествовали этому дню и какое значение он имел для России?

4 ноября 1612 года народное ополчение под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от поляков. Это редкий пример в русской истории, когда судьбу страны решил сам народ, без участия власти. Люди шли воевать не за царя — его не было, а за землю.

Тогда объединились все сословия, все национальности, положив конец так называемому «Смутному времени», начавшемуся в 1598 году после смерти царя Федора Ивановича, на котором закончилась династия Рюриковичей, и длившемуся более 10 лет, в течении которых народ находился в состоянии гражданской войны. «Самозванцы цари», народные бунты, раздробленность людей, противостояние православной и католической церкви, упадок культуры, голод… Люди были расколоты на враждующие лагеря.

Позже, из-за революции 1917 года, традиция отмечать освобождение Москвы от польского гарнизона прервалась, хотя оно сыграло немалую роль в становлении российского государства. Правда, к тому времени поляки уже поняли, что установить контроль над Русью не удастся, а в самой Польше в это время начались внутренние раздоры.

Так или иначе, это праздник народа, победившего внутреннюю разобщенность и сплотившегося перед лицом опасности. Это, по сути, не новый праздник, а возвращение к старым традициям. Но мы еще только начинаем привыкать к нему, и хочется, чтобы он действительно стал символом единения нации. Нации, сумевшей побороть не столько внешних, сколько внутренних врагов, готовых за личные блага продать народ иноземцам.

Этот праздник только тогда сможет обрести реальный смысл, когда люди поймут, что нельзя позволять никому делить общество и стравливать по партийным, политическим и прочим критериям. Когда осознают, что есть идеалы гораздо выше. И осознают свою ответственность за их сохранение. Личную ответственность: если не я, то кто? Вот тогда и станет возможным народное единство — настоящее.

Что еще почитать по теме?

Знаете ли вы историю России?
За что убивают царей? История России, история Александра II
Как Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский Русь спасали?

Статья опубликована в выпуске 4.11.2009
Обновлено 27.07.2022

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Царёв Читатель 4 ноября 2009 в 11:03 отредактирован 23 мая 2018 в 11:10 Сообщить модератору

    Сомневаюсь,чо девушка пробовала "томатное мороженое",как она пишет,тем более,что такового не было.А уж леденцы-петушки были вообще до её рождения ! И такое начало статьи - читаешь,как минимум, с оглядкой.
    Желание быть опубликованной не значит быть понятой...
    А то -
    "Демонстрации с обязательными воздушными шарами, леденцами-петушками, горячими булочками и вкусным томатным мороженым за десять копеек."
    И кто,действительно помнит, не понимает что тут написано.

    • Сергей Царёв, "не понимает" не означает "этого не было". Наберите в любом поисковике "томатное мороженое" и узнаете, когда родились те, кто его помнит (в 80-е годы), где оно производилось (на Урале). А потом извинитесь перед автором.

  • Надуманное единство

    За такую сладкую официозную статью, конечно, надо ставить пятёрку. Но я воздержусь. Этот праздник не только надуманный и притянутвй к Казанской иконе, но и по дате неверный. 4 ноября вошли в Китай-город. Но интервентов изгнали из Кремля днями позже, что как раз совпадает с красными праздниками 7 и 8 ноября. Но разве эти дни в единой России можно признать?

    Ура! Россия вновь свободна.
    Едины сытый и голодный .
    В благоволении и в мире
    И безработный и банкиры.
    Едины все! Кто всем владеет,
    И кто у ящика балдеет.
    И краснобают два витии
    На всю единую Россию!

  • С исторической точки зрения дата грубо притянута за уши. 4 ноября ничего серьезного в Москве не происходило, шли переговоры с засевшими в Кремле поляками.
    Насчет народного единства, тем более не соответствует ситуации в то время. Даже под Москвой было два ополчения, одно возглавляли Минин с Пожарским, другое (казацкое) князь Д.Т. Трубецкой. Между ними не было единства, воевали порознь. В Кремле с поляками сидели русские бояре, которые иноземцев собственно и пригласили. С ними был и будущий царь Михаил, присягнувший польскому королевичу.
    Пожарский по доброте душевной бояр-предателей простил. Они его "отблагодарили", когда проходило последнее голосование по выборам царя, Пожарский и ряд его сторонников были заблокированы в их домах и в выборах не участвовали. В результате стараниями бояр-изменников избрали малолетнего бездаря Мишу Романова, к тому же, являвшегося подданным польского короля, ибо присягнул, как и его попаша - патриарх Филарет.
    Так что сказки про единство в то время - по меньшей мере наивны.

    Для праздника с таким названием могли бы найти более корректную дату, благо, их в нашей истории хватает.

  • Профи всегда публиковались

    Да... Видна тут рука профессионала! Что можно сказать, очень качественная заказная статья, написанная явно профессиональной рукой и вовремя опубликованная. И, хотя, автор данного материала наверняка в школе историю не учила (как, впрочем, и те, кто придумал этот праздник), но статью написала, как говаривали в застойные времена, "в духе патриотизма и любви к Родине". В добрые старые времена такие авторы были в фаворе у партийных деятелей и сотрудников всесильного тогда КГБ. На смену социалистическому строю пришла демократия, но, как видите, ничего не меняется. Правильно (с точки зрения партии и правительства) написанная статья всегда будет опубликована вовремя! Так держать! Теперь недолго до званий и гонораров, даже и не снившихся многим честным журналистам и писателям! Так было при застое, так осталось и сейчас. Гонорары и звания получают не лучшие, а нужные и послушные. И их будут всегда вовремя публиковать, они будут мелькать на экранах и в прессе. А сотни, по-настоящему талантливых авторов так и останутся безвестными.
    В свое время Лермонтов писал:
    "Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно —"
    Не знаю, как во времена Лермонтова, но на нынешнее поколение без слез не взглянешь. И огромное влияние на это оболваненное и зомбированное поколение оказали СМИ с помощью авторов, которые писали то, что соответствовало нуждам и чаяниям заказчика, мало сообразуясь с реалиями и последствиями. И что мы имеем в результате? Да, например, то, что историю Великой отечественной войны изучают по роману Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».
    Короче - нет слов, господа, нет слов...

  • Птичка Певчая Читатель 5 ноября 2009 в 13:30 отредактирован 23 мая 2018 в 08:33 Сообщить модератору

    По моему мнению нет более высокого идеала, как стремление к социальной справедливости для всех людей на земле.
    Думаю, что этот праздник, принятый по предложению православной церкви вряд ли приживётся в нашем стране, тем более в нашем атеистическом 21 веке.

  • День Единства

    А то же ту да же - мол, не поймут люди старшего поколения? Они ведь праздновали 7 ноября?
    Да все мы понимаем!
    Ну вот, нам людям старшего поколения (мне 55), что то слышится родное. И "реальный смысл" , и "когда люди поймут", и "есть идеалы гораздо выше", и "народное единство настоящее".
    Да все понятно - хорошая статья, современная, "поучительная" - так выглядит наша история в Вашем восприятии.
    Ну и, что?
    Нифига не изменилось. Так и пишем о событиях 1612 года под впечатлением просмотренных по телевизору фильмов?
    Вот только на людей старшего поколения не ссылайтесь. Все мы там поймем и понимаем сами.
    Потому, что - люди, праздновавшие в своей жизни, хоть раз, день 7 ноября, 1 мая, 9 мая .... ну и собственную выживучесть после какого нибудь там мелкого налета американской авиации на позиции и корабли братьев из разных стран ..... понимают значение и великий смысл подвига Минина и Пожарского.

  • "4 ноября Россия празднует День народного единства." - Ну да, прям "все в едином порыве... стройными рядами..." "Праздник, не только пришедший на смену нежелательным «красным дням календаря» советской эпохи, которые сегодня у многих вызывают негативные эмоции, но и несущий абсолютно другой смысл." - И почему это "нежелательным" и вызывающим "негативные эмоции"? Что-то я не знаю таких людей. Если автору статьи было что терять в 1917 году, то возможно эти "красные дни календаря" и вызывают у нее "негативные эмоции". Я в то время еще не родилась, и у меня 7 и 8 ноября (заметьте - два праздничных дня) вызывали только положительные эмоции. Это был действительно ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК.
    А сейчас все перемешали: то ли это светский праздник (день единства ваших с нашими), то ли церковный (Казанской иконы Божией матери), то ли день освобождения Москвы от польского гарнизона. И с чего вдруг вся Россия должна праздновать "день освобождния Москвы от поляков"?
    Кстати, статья написана в стиле партийной идеологии. Только не совсем понятно какой партии и очень слабый идеолог написал.

    Оценка статьи: 2

    • Татьяна Грибанова Татьяна Грибанова Мастер 6 ноября 2009 в 23:10 отредактирован 6 ноября 2009 в 23:11 Сообщить модератору

      Елена Климова, не смотря на свой преклонный возраст, в 1917 лично я ничего не теряла, но это не мешает оценивать реалии.
      был праздник, да. люди ко всему привыкают, и к праздникам в том числе. даже если он (праздник) не несет для человека никакой смысловой нагрузки.)

      сейчас многие вообще не знают, что это за 4 ноября и в честь чего выходной. как шмогла, так рассказала.
      не день освобождения от поляков, а "день единения нации".)ну надо же было чем то заменить 7 ноября. если уж на то пошло, то и поляки были не совсем поляки, а немцы. наемники.

      Вы думаете, я идеолог? о, нет, ни по Барту, ни по Марксу.) Тем более стереотипы и власть постоянно меняются. "У меня, ей-богу, все такие простые мысли". (С)

  • Татьяна Грибанова,
    по поводу 7 ноября: здесь ключевой момент совершенно не касается того - было что кому терять или нет. Думаю, тогда потеряли почти все, не все сразу это осознали. К Сов власти отношусь негативно, 7 ноября "ура" никогда не кричал, но imho 7 ноября никак трогать не надо было, формула "День согласия и примирения" - которую придумали в 90-е - звучит гораздо более внятно, чем этот надуманный 4 ноября. В отличие 4.11, дата 7.11 оплачена реальной кровью миллионов, реально потрясение страны - не важно, с какой ты стороны баррикад. 7 ноября - реально есть что вспомнить стране. Это как минимум, день памяти. К тому же, эта дата уже более 70 лет почиталась - а ведь как известно, английский газон потому так и ухожен, что его не трогают и стригут лет 300, пусть даже 300 лет назад его мог посеять отпетый негодяй. Молодцы французы - их 14 июля, день взятия Бастилии - тоже потрясение и встряска страны, кровь пот и слёзы, многие граждане Франции через 200 лет после своей революции оценивают её негативно, но 14 июля там вроде никто не собирается отменять.

  • Татьяна Грибанова, праздник, основанный на лжи, не создаст народного единения. Что может быть хуже - одну ложь заменять другой!

    Я понимаю - Вы хотели, как лучше, хотели объяснить нам, тёмным, что к чему. Но получилось как всегда. Люди на этом сайте - все сплошь грамотные и образованные, их не обманешь.

    P.S. А томатного мороженого и я не помню, хотя жил в разных местах СССР. Это что-то местное, видимо.

  • В моем детстве тоже не было томатного мороженого. Томатного мороженого не было ни в Москве, ни в Ленинграде, ни на Дальнем Востоке, ни в Поволжье (видимо, этот продукт выпускался на Урале в перестроечное время). Была нежнейшая сахарная вата, эскимо по 22 коп. и по 11 коп., пломбир в бумажных стаканчиках по 19 коп. и в вафельных "весовой", леденцовые "петушки" по 5 коп... И много других вкусных "вещей".

    Оценка статьи: 2