• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марина Опарина Грандмастер

Лучшие мелодрамы Голливуда? Конечно, «Завтрак у Тиффани»!

Может быть, кто-то и не слышал имени Холли Голайтли и не видел фильма о ней и не читал книги, но уж название «Завтрак у Тиффани» слышали точно все. Так же, как и видели фото Одри Хепберн с сигаретой в длинном мундштуке и эффектным ожерельем на античной шейке.

Кадр из фильма «Завтрак у Тиффани»

И нельзя, вроде бы, сказать, что мелодрама 1961 года режиссера Блейка Эдвардса стала классикой кинематографа по своим художественным качествам. Но то, что в истории мирового кино экранизация романа Трумэна Капоте «Завтрак у Тиффани» заняла прочное место — это факт.

Мерилин Монро или Одри Хепберн?

Меня особенно заинтересовал тот факт, что роль писалась под Мерилин Монро, но сыграла ее, в конце концов, Одри Хепберн. С этим эпизодом связан ряд интересных событий.

Трумэн Капоте писал свою героиню с Мерилин Монро и для Мерилин Монро. И казалось бы, трудно придумать более подходящую роль для белокурого секс-символа всех времен и народов, но… Мерилин отказалась играть Холли Голайтли. На недоумение всех, начиная с автора сценария Трумэна Капоте и заканчивая режиссером Джоном Франкенхаймером, звезда заявила, что ее педагог по актерскому мастерству Ли Страсберг считает, что роль эта неблагоприятно скажется на имидже Мерилин.

Что тут поделаешь? На роль пригласили Одри Хепберн. Но тут возникло еще одно недоразумение: Одри начала свою работу над ролью с того, что отказалась работать с режиссером Джоном Франкенхаймером. Звезда не доверяла режиссеру, являющемуся мастером телесъемок, но абсолютным новичком в кино. По ее настоянию, для работы над фильмом был приглашен Блейк Эдвардс.

«We'll Breakfast at Tiffany’s…»

Еще что заинтересовало меня в связи с этим фильмом, так это то огромное количество цитирований, причем не только в американском кинематографе, которым оброс и продолжает обрастать фильм. Особенно часто упоминается саундтрек из этого фильма, благодаря которому, кстати говоря, фильм и имел столь оглушительный успех. Музыка из фильма упоминается в «Кейт и Лео» — сосед героини Мэг Райан каждым воскресным вечером слушает ее у себя в квартире. В фильме «Любовь и другие катастрофы» тоже звучит музыка Генри Манчини, к тому же, главная героиня по сюжету постоянно пересматривает фильм и подражает Одри Хепберн.

Название киноленты упоминается и в сериале «Друзья», и в «Симпсонах», и даже в песне «Let Me Entertain You» группы Queen есть строчка «We'll Breakfast at Tiffany’s, we’ll sing to you in Japanese» (Мы будем завтракать у Тиффани, мы будем петь для тебя по-японски), которая также отсылает нас к истории Холли Голайтли. В 2008 году свет увидела книга Джеймса Петерсона «Воскресенья у Тиффани», главная героиня многим схожа с детищем Трумэна Капоте.

«А! Так вот откуда это фото!»

Каждая уважающая себя восходящая звезда считает своим долгом сняться в фотосессии в образе героини Одри Хепберн. На мой взгляд, Наталии Орейро пока удалось это лучше всех. Существует даже кукла Холли Голайтли, которую выпустила японская компания «Jun Planning». Что и говорить, героиня, считающая самым уютным для себя местом на земле ювелирный магазин «Тиффани», знакома очень многим, хотя большинство из нас даже не отдает себе в этом отчет. Наверняка, увидев фото афиши к этому фильму, многие воскликнут: «А! Так вот откуда это фото!».

А филателисты всего мира мечтают заполучить почтовую марку 2001 года с изображением Одри Хепберн в роли Холли Голайтли, которая стоит более пятидесяти тысяч евро и считается настоящим раритетом, филателистической редкостью.

После выхода фильма маленькое черное платье, созданное специально для Одри Хепберн лично Юбером де Живанши, получило второе рождение и с тех пор уже не теряло своей популярности и востребованности, кочуя из одного модного сезона в другой. А 4 декабря 2006 года оно было продано за 807 тысяч долларов на аукционе Сhristie’s в Лондоне.

Триумф «Лунной реки»

В 1962 году на Церемонии вручения премии «Оскар» фильм «взял статуэтки» в номинациях «Лучшая песня» и «Лучший саундтрек для драматических/комедийных картин». Естественно, благодаря песне на все времена «Moon River» (Лунная река), которую пела в фильме героиня Одри и которая до сих пор остается для всех американцев таким же «хитом всех времен», как для нас, к примеру, «Подмосковные вечера».

«Оскара» Одри Хепберн не получила, зато «взяла» «Золотой глобус» в номинации «Лучшая женская роль». «Золотой глобус» был вручен также в номинации «Лучший фильм (комедия)».

Был обласкан фильм и премией «Grammy» за «Лучший саундтрек», и премией «Golden Laurel», которая тоже отметила песню «Moon River». Гильдия писателей Америки присудила звание «Лучший комедийный сценарий» работе сценаристов Трумэна Капоте и Джорджа Аксельрода.

Наверное, о песне «Moon river» стоит сказать особо. Если сценарий фильма пришлось серьезно перерабатывать, чтобы хоть как-то адаптировать его для Одри Хепберн, то эта песня писалась специально для актрисы, которая не обладала шикарными вокальными данными, но голос ее был очень приятен и она могла исполнить песню настолько трогательно, чтобы заставить «екнуть» сердца миллионов зрителей. Так оно, собственно, и получилось.

Девушка с гитарой, сидящая на пожарной лестнице и напевающая песню, — эта трогательная сцена могла быть вырезана из прокатной версии картины. Страшно подумать, какой бы доли очарования лишился фильм в этом случае. Отстояла же сцену сама Одри, безапелляционно заявив, что эпизод может быть вырезан «Только через мой труп!». Хотя свидетели этого разговора и утверждают, что выражения из уст актрисы вылетали более крепкие, но в оригинальный саундтрек фильма песня так и не вошла: прокатчики ограничились только музыкальной темой.

Байки со съемок

Конечно, поклонники фильма любят пересказывать интересные истории о съемочном процессе. Так, создатели фильма с гордостью повторяли, что магазин «Тиффани» специально для съемочной группы открыл свои двери в воскресенье: это произошло впервые с девятнадцатого века.

Надо сказать, съемки этой стартовой сцены проходили в весьма нервозной обстановке. Одри, которая всего лишь три месяца назад родила своего первенца, страшно нервничала: за ее работой на съемочной площадке наблюдали сотни восторженных поклонников и она никак не могла сосредоточиться. А съемки сцены, где Холли выкидывает кошку на залитый дождем тротуар, вообще причиняли ей настоящие страдания: кто помнит, насколько ранимы и впечатлительны молодые мамочки, тот поймет меня.

Позже Одри скажет, что роль Холли совершенно ей не подходила. Между тем, многие детали из книги были убраны или переработаны специально для актрисы. Например, в романе явно проступают черты бисексуальности Холли Голайтли, прообразом которой, по признанию Трумэна Капоте, стала бывшая жена Уильяма Сарояна, писателя. Капоте подружился с Кэрол Грейс во время своей жизни в Нью-Йорке, и он точно знал, что лучше всего образ Холли могла воплотить на экране Мерилин Монро. Но в этом случае мы, как зрители, не получили бы ту мисс Голайтли, которую получили. Для Одри Хепберн же роль в фильме «Завтрак у Тиффани» стала по-настоящему звездной: она получила за нее 750 тысяч долларов и стала самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда.

Обычно, говоря о фильме «Завтрак у Тиффани», восхищаются игрой Одри, а вот работу Джорджа Пеппарда, который сыграл роль начинающего писателя Пола Варжака, либо оставляют без внимания, либо называют откровенно слабой. Роль эта предлагалась Стиву Маккуину, известному по таким картинам, как «Великолепная семерка», первый вариант «Аферы Томаса Крауна», «Охотник», «Мотылек», но он, к сожалению, отказался, так как в тот момент был занят на съемках «Разыскивается живым или мертвым».

«Конечно, мы поженимся! Я еще ни разу не женилась»

С 5 октября 1961 года, когда состоялся премьерный показ фильма «Завтрак у Тиффани», и по сей день количество поклонников фильма не уменьшается.

Фильм «Завтрак у Тиффани» запомнился не только яркими образами, но и не менее яркими выражениями, ставшими крылатыми. «Наверное, писатель», «честная врунья», «никто и ничто не может принадлежать в этом мире друг другу» — многие речи, которые слышит зритель из уст легкомысленной Холли Голайтли, имеют прямо-таки философский подтекст.

Когда меня спрашивают, о чем это фильм, я долго размышляю над ответом. О чем он? О жизни, о деньгах, об алчности и о порядочности, о мимолетности и о том, что важно жить сегодня, а не когда-то потом, когда все будет хорошо и когда можно будет дать имя коту. Ну и, конечно, фильм о любви, о «любви некстати», между «не той» и «не тем», о «любви вдруг», от которой никуда не деться.

Статья опубликована в выпуске 4.05.2014
Обновлено 3.03.2024

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: