Карина Бахтадзе Грандмастер

Иероним Босх: где аллегория, а где загадка?

Роттердамский музей в Нидерландах располагает целым рядом произведений Иеронима Босха (1450−1516), одного из самых необычных и загадочных мастеров в мировой истории живописи.

Иероним Босх отличался острым, сатирическим умом и странной, часто очень даже мрачной фантазией. То из народного фольклора, то из теологической литературы, то из сочинений гуманистов заимствует он многочисленные иносказания, символы, какие-то намеки.

Некоторые из них до сих пор остаются неразгаданными. В его картины заложен внутренний заряд такой силы, что к ним невозможно относиться равнодушно. Они волнуют, притягивают, восхищают, а иногда и отталкивают своей почти патологической нервозностью.

Вот, например, одна из картин Иеронима Босха: «Святой Христофор» изображает великана, который переходит через реку, опираясь на огромную палку. В соответствии с легендой, он несет на своих плечах ребенка — Христа. Красивыми складками развивается за спиной великана его розовато-красный, как бы выцветший плащ и длинная темно-красная одежда ребенка. Все это выделяется великолепным декоративным пятном на фоне голубовато-зеленоватого речного пейзажа.

Там, среди прекрасной, нежной северной природы происходит много странного. Напиться на берег реки пришел благочестивый отшельник со своей собачкой. Жилищем ему служит почему-то огромный продырявленный глиняный кувшин, повешенный на ветку дерева. Налево охотник, отбросив арбалет, вздергивает на виселицу медведя. На дальнем берегу купальщик бросил одежду и в ужасе убегает от дьявола — дракона, который показался среди развалин старой крепости.

За ясным, прозрачным ликом мира таится угроза. Тревога и смятение водят кистью художника, бег открытых мазков с откровенной непосредственностью говорит о беспокойстве, владеющем его душой. Однако Иероним Босх умеет подчинить свою фантазию расчету и создать композицию, основанную на равновесии больших пятен и широких плоскостей.

Св. Христофор, 1504-1505Подобное сочетание изощренного знания и безыскусственности, монументального совершенства композиции и тревожной выразительности цвета и мазка есть и в другой картине художника — «Блудном сыне». Для этого знаменитого произведения Иеронима Босха было предложено много различных толкований, но самым общепринятым остается предположение, что здесь изображен эпизод из евангельской притчи о блудном сыне.

Нищий и несчастный, отвергнутый всеми, он покидает дурной дом с его сомнительными радостями, и только собачонка, рыча, провожает его до ворот. Картина выдержана в коричневато-серых тонах. Бесприютны серые голые холмы, вот-вот развалится нищенский грязный домишко, который не может укрыть от непогоды неряшливых и бесцеремонных обитателей. Сняв шляпу, бродяга прощается с этими местами, но вряд ли странствие приведет его в страну добра, изобилия и покоя. Такой страны для Босха не существует.

Его картина воспринимается как аллегория человеческой жизни: куда бы ни шел бродяга в своем жизненном странствии, он повсюду найдет все то же царство нищеты и греха. Очень сложно выражение лица «блудного сына». Это смесь иронии, тревоги и печали. Кажется, что его горькая усмешка адресована не столько к окружающему миру, сколько к самому себе. В ней есть ироническая оценка своих собственных надежд и иллюзий, собственной личности и судьбы. Не случайно в «блудном сыне» пытались видеть автопортрет художника. Во всяком случае, в этом образе с необычайной силой выражены многие характерные черты миропонимания Иеронима Босха.

На протяжении XVI века слава Иеронима Босха непрерывно растет. Своего апогея она достигает в 1550—1560-е годы, в канун нидерландской революции, когда умами владеет глубокая неудовлетворенность и тревожное ожидание приближающегося гигантского переворота.

Обновлено 1.03.2018
Статья размещена на сайте 20.11.2009

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Да какая разница,кем он был. Главное,что картины весьма неординарные оставил,дающие пищу для размышлений.

  • Виктор Кухновец Виктор Кухновец Профессионал 20 декабря 2009 в 18:41 отредактирован 20 декабря 2009 в 19:34

    Иероним Босх - гений. Ну и что,что он псих? Гении - через одного шизофреники. Полотна написаны им 500 лет назад, а мы говорим о них сегодня. Иероним Босх гениально показал нам кусочек своего, такого странного и давнего времени. А мне, просто нравятся его работы.

    Оценка статьи: 5

  • Карина Бахтадзе,
    !

    Оценка статьи: 5

  • Карина Бахтадзе, Босх исключительно интересный художник. Знакомство с ним, а также с Брейгелем, позволяют понять, что сюрреализм Дали вырос не на пустом месте, а в русле определённой западноевропейской традиции.

  • Евгения Говорова Евгения Говорова Профессионал 20 декабря 2009 в 08:52 отредактирован 20 декабря 2009 в 08:53

    Карина Бахтадзе, интересно)
    Я слышала, что Босх был очень болен (версии - сифилис, шизофрения), и что мрачность его произведеий связана с его душевными страданиями от этой болезни. Конечно, самыми впечатляющими и известными его работами стали картины, изображающие ад.

  • Да он просто был псих и извращенец, вот и все дела. Уж если эпилептиков записывали то в колдуны, то в святые, то такого фрукта и подавно.

    • Денис Леонтьев, зачем судить о личности автора, когда мы говорим о его произведении? Шизофреников много, однако, не все из них становятся художниками с мировым именем.

      • Евгения Говорова,часто говорят псих и извращенц, когда просто не понимают. Над Ван Гогом тоже смеялись, над его манерой писать "червячками" и пр, однако он - гений, а те, кто смеялся купаются в Лете...

        Оценка статьи: 5

        • Лилия Хлебникова, вы меня ещё учить начните. Я в психах и извращенцах куда как больше вашего понимаю. У меня знакомых психов и извращенцев было и есть столько, сколько вы людей вообще за всю жизнь не знали. Я сам извращенец и псих. И мне нравится, когда извращенцы и психи выдвигаются, но мне нужно, чтобы вообще перестали на таких коситься и тем более в лицо обзывать всякими словами, вот один владелец службы телефонного секса сказал как-то "Нет извращенцев - есть люди с тонкой душевной организацией" - пусть эти слова напишут золотыми буквами на мраморном фронтоне какого-нибудь большого и красивого здания в самом центре города.

          • Денис Леонтьев, а с чего Вы взяли, что он псих?
            Да он рисовал сцены страшного суда, но это всё было в канонах того времени (средневековья). Их понимание мира от нашего существенно отличалось. Кстати, заказывали ему эти иконы (!) епископы, Папа и никаких претензий от них не поступало, а тогда за неверное трактование библии и на костёр угодить можно было.
            Так что Ваши оценки несправедливы.
            Рекомендую глянуть на его триптих "Стог сена". Сатира, но не безумие.

            • Вячеслав Чермных, в Ватикане-то самые извращенцы угнездились издавна - яойщики, сётаконщики, да и самая большая в мире коллекция хентая хранится в тамошней библиотеке.