• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Андрей Кашкаров Грандмастер

Книги и современность. Читать или не читать?

Ходят слухи, что наш народ — самый читающий в мире. И подрастающее поколение — тоже, конечно, самое читающее. Недавно довелось услышать в петербургском метро разговор двух женщин:

 — Не выспалась. До 2-х ночи читала Маринину. Последний роман. Очень впечатлило. Ты читала?
 — Нет еще. Я сейчас «Анну Каренину» читаю.
 — Ну и как она, интересно пишет?

Роль чтения в процессе духовного роста человека не переоценить. Однако вдумчивое чтение, в отличие от просмотра легкой, развлекательной литературы или телепередач, требует усилия. Великая культура, как и высочайшие горные вершины, не даются с ходу любому пешеходу — следует подготовиться к их взятию.

Настоящее, «понимающее» — «чтение — это труд и творчество» (В. Асмус), «чтение хороших книг открывает нам затаенные в нашей собственной душе мысли» (Ш. Пьермон), «Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению», «чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным» (Фрэнсис Бэкон), «повторное чтение уже прочитанных книг — самый надежный пробный камень образованности» (К. Геббель), «пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, процентами на него» (Фома Аквинский), «следует читать много, но не многое» (Тацит), «прошедшего не существует, пока будут существовать книги» (Э. Бульвер-Литтон), «душа обязана трудиться!» (Н. Заболотский), «и никаких гвоздей» (В. Маяковский).

Среди частоколов неправды, что отгородили многих «от самих себя», есть и такой миф: мы — самая читающая страна в мире (по тиражам книг и журналов, по числу переводов); выпускаются сотни тысяч наименований книг в год, но их практическая ценность далека от совершенства. Заявить такое мне позволяет не столько признанное авторство в 32-х книгах, но и те «шедевры», кои волею судьбы попадают мне в руки, когда я обращаюсь к теме, мне неизвестной. Слава богу, время от времени я созерцаю произведения поистине гениальные, и это позволяет мне сохранить надежду… Хорошая книга для меня та, в которой встречается нечто новое хотя бы через страницу текста; и тогда я «загибаю уголок».

Самоутешение имеет свой резон на поверхности: в самом деле, В. Пикуль (и классики) сегодня переиздается многотысячными тиражами, а уж о разнообразии палитры книжного развала и говорить нечего. Следует ли, что в прямо пропорциональной зависимости возрастает количество читателей-интеллигентов (когда издатели не боялись выпускать классиков стотысячными тиражами, в 80-е годы XX века, столь же пропорционально увеличивалось количество читателей)?

А вот этого нет, к сожалению: достаточно посмотреть на большинство населения деревни, алкоголизированное и потому вымирающее «потерянное поколение» шестидесятников и на то, которое вступило в жизнь дикого рынка, стремясь извлечь выгоду друг из друга, и на том уже обрести состояние (но редко сохраняемое, а потому бессмысленное); многие деградируют, за малым вычетом творческих натур, имеющих выработанную привычку к чтению, равно как и потребность в нем, воспитанную с детства.

Работники культуры в деревнях бьются, как рыба об лед, многое делают бесплатно, на общественных началах, а толку мало: пьянство и безработица продолжают наступать. Проводя мероприятия, посвященные развитию и укреплению семьи, неравнодушные очень хорошо понимают, что молодой семье нужны не только чествования и торжества, конкурсы и соревнование — нужны жилье, работа, деньги. Когда мать отправляет в школу двоих, а то и троих учеников, то может ли подать им вместо 30 рублей на питание по брошюрке о роли матери в семье или руководство, как отцу стать трезвым человеком, — как вы думаете?

«Если меня на свете действительно что-нибудь выводит из себя, так это то, что в России творится именно с землей, с крестьянами. Меня это буквально сводило с ума! Потому, что нам, интеллигентам, что — нам книжку почитать и обо всем забыл, да? А эти люди ведь на земле живут. У них ничего другого нет. И для них это — настоящее горе. Не только горе — у них и выхода никакого нет… Вот они и пьют, спиваются, дерутся… Мне гораздо легче было общаться с населением этой деревни, нежели с большинством своих друзей и знакомых в родном городе». Иосиф Бродский (поэт, лауреат Нобелевской премии, во время административной ссылки в Коношу, Архангельской обл.).

Работа с книгой учит самостоятельно добывать знания, развивает мышление, ум, кругозор и, пожалуй, не явно, но все же воспитывает. Книги почитал Иван Грозный, хотя это не мешало ему иметь непреклонный характер. «Аз есмъ зверь, но зверьми управляю», — говорил он о себе.

Библиотекари замечают, что читателей влечет к художественной классике — сама жизнь заставляет задумываться над более серьезными вещами, нежели детективы и любовные романы.

Нужны ли книги и библиотеки сегодня, в век Интернета и компьютеризации? Мне представляется, книгу в том виде, в каком она существует сейчас, еще долго не заменит ничто. Технические средства, в том числе аудиокниги, будут лишь дополнять ее. Но научились ли мы разумно сочетать классическую книгу и «сливки» прогресса в виде креативных информационных технологий?

Поистине залежи полезных знаний таят в себе сельские библиотеки, и даже библиотекари, как носители определенной субкультуры. Если кто-то забыл названия пашен, боров, перелесков и ручейков или, к примеру, местные фамилии, смело ступайте в библиотеку — там знают все. Поэтому, смею уверить по собственному опыту, библиотекари здесь оказываются к людям ближе всех. В деревнях больше читают периодику.

Однако даже если библиотечные фонды обновятся на 100% завтра же и будут полностью удовлетворены запросы населения в периодике, есть ли какая-то гарантия, что работники библиотек, будь каждый из них семи пядей во лбу, смогут противостоять тому валу негативной информации, который второе десятилетие ежедневно «давит» с экранов телевизоров на сознание и психику людей, особливо детей и молодежи.

Для справки: за день семь ведущих каналов показывают «160 драк, 202 убийства, 6 ограблений, 10 половых актов; 39 раз по ТВ нецензурно бранились, рассказали 302 негативные новости» (по статистике журнала Русский Дом, май 2009 г.).

Некоторые родители жалуются, что дети стали неуправляемыми, а их поведение буквально «сводит с ума». Современным детям не хватает дисциплины и… чтения. Читайте сами, и этим вы покажете пример своим детям. Ведь читают взрослые — читают и дети, а не наоборот!

Статья опубликована в выпуске 9.01.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (56):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Верно подмечено про библиотекарей. Ну прям всё они знают!

    Оценка статьи: 5

  • Это ничего, что я стану перед Вами на колено и поклонюсь низко?
    А за загнутый уголок - еще ниже. Такое мое! Андрюша, как душа заболела от статьи и так давно таких не читывала...Ну, редакция, держись - свет в окошке как просиял! Пишите еще, Андрей, плиз?

    Оценка статьи: 5

  • Поистине залежи полезных знаний таят в себе сельские библиотеки, и даже библиотекари, как носители определенной субкультуры. Если кто-то забыл названия пашен, боров, перелесков и ручейков или, к примеру, местные фамилии, смело ступайте в библиотеку – там знают все. Поэтому, смею уверить по собственному опыту, библиотекари здесь оказываются к людям ближе всех. В деревнях больше читают периодику. Однако даже если библиотечные фонды обновятся на 100% завтра же и будут полностью удовлетворены запросы населения в периодике, есть ли какая-то гарантия, что работники библиотек, будь каждый из них семи пядей во лбу, смогут противостоять тому валу негативной информации, который второе десятилетие ежедневно «давит» с экранов телевизоров на сознание и психику людей, особливо детей и молодежи
    Ну это вы, конечно, здорово ситуацию идеализируете))) Библиотекари - тоже люди, они внутри процесса, они внутри ТВ-цивилизации, во-первых. Во-вторых, сельские библиотеки сейчас упорно стремятся к нулю, такова госполитика. В-третьих, все, что они знают о полях и перелесках - почерпнуто из пары краеведческих книжек, в которых подлинная история перепутана со сказками. А сказки списаны с краеведч. книжек писателей прошлых десятилетий. И так называемая краеведческая работа библиотек (и сельских, и не сельских) сводится к переписыванию, краткому или пространному, этих самых книжек. Чтобы записать и сохранить в библиотеке воспоминания старожилов - фигушки. Они ж с книгами (!!!) работают)))
    Посыл, конечно, верный - читайте сами, если хотите, чтоб детки читали.
    Да, о сельских же библиотеках, об обновлении фондов. Этого обновления нет и быть не может - по причине все той же госполитики, а спонсоры предпочитают вкладываться, напр., в т.н. массовый спорт. Им проще одеть и мячиками снабдить футб. команду, чем в библиотеку привезти пару связок книг.
    По сей причине библиотекари над наличными книгами трясутся как царь Кащей над златом. Чтоб, как в старину, читатель пришел и на пару часов залег меж книжными полками - порыться, полистать, почитать, от пыли почихать - опять же фигушки. Вас спросят, че надо, вам вынесут - "порекомендуют". С тем и удалитесь.
    Моя дочь, в библиотеке выросшая (именно в такой, чтоб меж полками часы позволяли проводить), в университетской библиотеке возмущается, что свободного доступа нет к книгам! Что ей в ответ услышать? "Вы не в магазине!"
    Работники культуры в деревнях бьются, как рыба об лед
    Работников культуры в деревнях НЕТ. Там круглый год старые бабки со скрюченными от доярочьего артрита пальцами и летние дачники. Там почту раз в две недели доставляют, в лучшем случае. Но все стремится к тому, чтоб почтарь пробегал по деревням единственный раз - пенсию раскидать.
    На фотке - сельский клуб в селе Никольском в горах Ростовского района Ярославской области. На здании написано - администрация сельского округа. Там правительство местное. Клуб, конечно, наличествует, все ж - крупное село, административный центр округа - но потеснился, само собой.

    • Люба, здравствуйте! Благодарю Вас за мнение.
      Работники культуры в деревнях бьются, как рыба об лед
      Работников культуры в деревнях НЕТ. Там круглый год старые бабки со скрюченными от доярочьего артрита пальцами и летние дачники. Там почту раз в две недели доставляют, в лучшем случае. Но все стремится к тому, чтоб почтарь пробегал по деревням единственный раз - пенсию раскидать.

      Абзац о сельских библиотеках написан на конкретном примере МЦБС Верховажского района Вологодлской обл (районная библиотека +22 сельских филиала). Здесь я провел достаточно времени, а также участвовал в муниципальных выборах с тем, чтобы накопить опыт и реальное положение дел отразить в статье. Да, ситуация заметно отличается в разных субъектах РФ и даже на одном уровне (в глубинке) — не одинакова. Об этом свидетельствует и комментарий Андрея Блинникова. Что ж тут спорить, главное — давно поднята проблема, теперь чуть дополнительно освещена, м.б. власть предержащие повернуться, наконец, к ней лицом. Хотя, что остается на местах: тянуть как тянули, не забастовки же объявлять. Меня в свое время близко познакомила с проблемой мой наставник, к.п.н, доцент ГУКИ Тихомирова Ирина Ивановна, и я благодарен ей и всем библиотекарям за упорный труд в условиях, далеких от совершенства. Низкий Вам поклон. Пусть хоть в будущем будет получше.

  • Ясам живу в небольшом посёлке. У нас политика обеднения библиотеки не прослеживеется. Каждый месяц висят обновлённые огромные списки новых книжных завозов. + Вся периодика. И библиотекари на редкость умные - редко таких людей встречаю.

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Блинников, вам повезло.
      читать дальше →

  • Виктор Кухновец Профессионал 9 января 2010 в 13:34 отредактирован 9 января 2010 в 13:35 Сообщить модератору

    Андрей Кашкаров, а как, все-таки, Анна Каренина пишет, интересно? Надо бы почитать... Эх, у нас в Беларуси та же картина - и на земле и с книгой. Мужик знакомый, огород нам на даче перепахивал в этом году, говорит: "Жена совсем спилась, по дому ничего не делает, корову не доит..." Какие уж тут книжки.

    Оценка статьи: 5

  • Судя по тому, что с начала комментирования статьи, появилось уже 7 комментов, тема чтения и пользы от него, оказывается, еще актуальна , и это не может не радовать. По- моему, излишне скромным будет умалчивать о существующей бездуховности, хоть в городе, хоть в деревне, бездуховность-она и есть бездуховность, не имеющая границ и не знающая различий по месту проживания, одна она на всех, и вызвана сия темная сущность во многом нежеланием читать серьезную литературу, и в первую очередь, классическую-русскую и зарубежную. Отсюда практически повальное каверканье языка, и это страшно, а ведь культура речи-это и есть один из признаков культуры человека, я уж не говорю о том, что неспособность грамотно писать и говорить, излагая свои мысли, в случае наличия таковых, уже свидетельствует об отсуствии этой самой духовности. Везде и всюду, к сожалению, звучит пародия на русский язык, в том числе и с экранов телевизоров, а сейчас и в рунете. Безусловно, при чтении серьезной литературы надо задействовать свои "серые клеточки", а это труд, а труд, он тяжек, легче взять "при случае" обычное легкое "чтиво", не заставляющее думать, а способствующее лишь расслаблению и потере времени.Проблемы чтения и духовности тесно связаны, любовь к чтению должна воспитываться и прививаться с детства, как и духовные ценности. Думается, что поднятая автором тема постоянно будет актуальна и востребована. Хотелось бы при этом, чтоб не только темой для обсуждения она являлась, а чтобы проблемами, связанными с духовностью общества озаботились бы лица,ответсвенные за решение этих проблем, стали шире и активнее "проталкивать" идеи, связанные с духовностью, в СМИ и в рунете.

  • "Читайте сами, и этим вы покажете пример своим детям. Ведь читают взрослые – читают и дети, а не наоборот!" Я сама запоем читала в детстве, да и сейчас дня не проходит без чтения хотя бы периодики, а моего сына читать не заставишь ничем, хоть тресни! В школьном возрасте ещё удавалось заинтересовать детскими энциклопедиями, а сейчас (ему 18 лет) - только тусовка в интернете да на улице! Ни книг, ни, тем более, газет и журналов. Как я радовалась, если удавалось попасть в книжный магазин в день завоза новинок, это не передать словами! И родители у меня читающие, давние книголюбы и поклонники местной библиотеки. Газеты я покупаю, после прочтения обязательно отдаю родителям. А сын абсолютно равнодушен к чтению! Вот вам и образец для подражания! Что с этим делать? Уже и не настаиваю на чтении, бесполезно.

    Оценка статьи: 5

    • Знаете, что скажу: в марте прошлого года плечами толкалась в Доме Книги на Невском - столько народу в книжных магазинах! Они их, чего, на растопку берут, что-ли? Другое дело, что пол-магазина надо сжечь: акуниных-марининых. Чтобы население не ссучивать. И не отбивать охоту читать Книгу. Любе могу возразить только в одном: что эти деревенские бюджетные библиотекари получают, то оне и наработают. Им не до читателя - картошку свою успеть бы поокучить да выкопать. Не верю, что Книга не устоит перед ящиком и сетью. НЕ ВЕРЮ!

      Оценка статьи: 5

      • Лаура, здравствуйте! Спасибо Вам за вашу оценку. Я тоже не верю, что книгу поглотит мультимедия всех типов. Но, полагаю, что художественная книга вернется (для нас с вами и многих многих других, она и сейчас незаменима) к массовову читателю чуть позже (дай Бог, чтобы в нашей земнорй жизни это увидеть). На мой взгляд, сейчас идет "не время книги", точнее время низкопробной литературы. Но артиста заказывают зрители. И издательства выпускают то, что покупается, что востребовано. Это интересный момент. С 1999 года я предлагал Издателям всех мастей выпустить книгу о военных приключениях в Чечне, затем роман, но нет...не нашел своего издателя, они даже не видели текста, а отказывали на стадии план-проспекта. А практически-познавательная литература идет на ура...и нашел таковых издателей массу... А это не литература, как таковая, хотя временно и она познавательно полезна. Но сведения быстро устаревают (в протиивовес классической, к примеру) и подобные книги выпускают снова. Этот процесс напоминает низкокачественные китайские вещи, аппаратуру, строят у нас в последнее время из стекла и пластика, это не надолго, относительно прежних времен, когда все строили по ГОСТам и выпускали через ОТК. Но таково наше интерсное время — время временщиков. Выгодно и Издателям и производителям "однодневок" такое положение. Потому, что на этом хорошо зарабатывают, вскоре становится востребована следующая "однодневка". Ужас, Вы правы, что люди к этому привыкают, "и маска прирастает к лицу", привыкают к однодневкам потому, что думают, что это "смысл", раз этим "болеют" многие. И давно не читывали священные книги, где сказано "входите узкими вратами". Но не будем ругать читателя, он такой, какой есть. Нам надо бы продолжать борьбу за него и дай бог получится лет через надцать. Но получится — это точно! Вы абсолютно правы, что в доме Зингера на Невском постоянно тесно, он сегодня "украшен" заинтерсованными читателями. Только вкусы изменились (я имею ввиду массы). И о женщинах невысокого полета (и поведения) теперь говорят, что "женщина поднялась", не смотря на средства достижения цели, а не наоборот, как, к примеру раньше. Не совсем согласен только в одном т(в остальном мы мыслим едино). В деревнях, не картошкой сильно заняты, я родился (ЛДенинграде) и вырос, и сейчас постоянно живу в Петербурге, но в деревне провел много времени за последний год по работе. И вот скажу Вам откровенно, местная районная библеотека выглядит намного привлекательнее, чем, к примеру ЦБС (им. Белинского) Калиниского района г. С-Петербурга . В чем тут дело, в Питере картошкой озабочены меньше... Дело в людях и их отношениях к делу. Простите за тавтологию.

        • "И вот скажу Вам откровенно, местная районная библИотека выглядит намного привлекательнее, чем, к примеру ЦБС (им. Белинского) Калиниского района г. С-Петербурга . В чем тут дело, в Питере картошкой озабочены меньше... Дело в людях и их отношениях к делу." Конечно, в деревне ведь все друг друга знают, если работать с читателем, как в крупных городах - "обезличенно", то кто же пойдёт в библиотеку. Туда же ходят ещё и за общением. Поэтому в небольших библиотеках атмосфера совсем другая, чем в ЦБС.

          Оценка статьи: 5

          • Ребята, отвечаю сразу всем: начну с последнего. Кто помнит бибиотеку БАН на Васильевском или Публичку: мы же там просто свои люди были со своей тусовкой. Там еще люди встречались, которые виртуальый цилиндр перед нами, вертуальными затюкаными менесками, виртуально снимали! А лестницы, нами прокуренные и самиздатом шепотом, как старые храмы, намоленные! Это был храм. Как христиане древние по пещерам.
            У меня не такая уж большая библиотека в Чикаго собрана. Но так скажу - любимые книги. Что меня торкнуло: я мысли, мне мурашечные, ногтем отчеркиваю и уголок заламливаю. Поэтому мои книги все взбухшие, как после пожарных в БАНе. И эти заломы можно как Библию открывать и находить самоидентификацию с другим человеком, который одной крови: он и я. А он пишет, чтобы найти того же, кто его мысль ногнем торкнет и уголок заломит - и вот и пошел круг общения с близким по духу: не важно на какую тему. А на любую! Важно совпасть и помножиться. Сечете о чем я? Мы всегда ищем круг принадлежности, мы же не остров в океане. Это жрать можно в одиночку, а читаем-то мы коллективно! Вот почему Книга бессмертна. А времена упадка пройдут, ибо именно они рождают бунтарских светочей духа. Берите декадентствующий конец 19-начала 20-ых. Развал империи дал Волошина, Гумилева, Блока, Белого, (с Черным), Бальмонта, Цветаеву,...господи, там ожерелье личностей в самом тонком жанре - в поэзии! Чем пасмурней на улице, тем в светлицах более яркие свечечки горят. Все будет путем, ребята. Есть одневневки, как газетный номер. И есть литература. И даже не так уже важно, будет ли она на бумаге. Другое дело, что нам с бумагой привычней как ортодоксу русскому с иконой. Хотя не менее верующие (и поболее, думаю) другие конфессии запретили изображение в материале. И в этом что-то есть. Книга в любом виде останется Книгой, а коль скоро она будет, то в каком-то виде ее надо будет хранить для потребителя. Меня не коробит, что Библия и Тора у нас на дисках - дай боже только ухи, на которые наушники напялить! И спасибо вам, книгочеи, за возможность душевной беседы.

            Оценка статьи: 5

            • Мария Семенихина Читатель 28 сентября 2012 в 01:31 отредактирован 28 сентября 2012 в 01:31 Сообщить модератору

              Лаура Ли, а у нас кто сейчас светоч духа? "Гражданин поэт"? ой не смешите...

              • Мария Семенихина, я живу в американской литературе. Сейчас очень интересный период расцвета нео-публицистики. Русским эти имена ничего не скажут, но я здесь резвлюсь среди этих новых имен. Тут другое: в России никогда не было института политиков. Гайд-парков, парламентов. Вместо этого всегда выступал русский писатель - вот такая подмена функций. Хотя не дело писателя рулить политику. Но это был как-бы нравственный термометр, лакмус национальной совести. Это не здраво, что функции политики исполняли люди искусства, чье призвание не ставить политические диагнозы общества, а жизееописать по возможности эстетично. Так уж сложилось, что Россия никогда не могла выдвинуть здоровую политическую элиту кроме истериков типа Петра-Ивана-Ленина-Сталина, т.е. личность с психическими отклонениями. Сейчас смотрим - Путин тот же. Ну мало здоровый умственно человек. Естесственно, что литература должна выдвигать здоровое лакмусове начало - надо же кому то сказать, что король не только ботоксно голый, но и сдвинутый. А поэт и гражданин- как раз тот компот, который в России всю дорогу эти диагнозы ставил. Это уж так от веку. Радищев тоже был не Пастернак - как мог, корявенько, но диагностировал и призывал там...Увы, это редко кому и рупор, да еще и голос и слух в руки.

                Оценка статьи: 5

                • Мария Семенихина Читатель 28 сентября 2012 в 10:50 отредактирован 28 сентября 2012 в 10:51 Сообщить модератору

                  Лаура Ли, ну это и без "Гражданина поэта" видно (выпуски новостей смешнее любого "гражданина", чес-слово)... Точнее, кто видит, тот видит, а кто не видит, тому объяснять бесперспективняк. Радищев - это все-таки немного не то, это скорее журналистское расследование (и то даже Пушкин его кое-где поймал на вранье), причем опять-таки Екатерина (редкий случай до определенного момента адекватной правительницы, но потом и ее понесло) сама знала, что крепостное право - это не есть гут... но не могла его отменить, потому что не могла.
                  Толстые журналы сейчас никто не читает, да и печатается там черт-те что, это вам не 60е, новые "серьезные" книги брожения умов не вызывают, продаются ограниченным тиражом, стоят дорого и часто не вызывают желания их перечитывать (не то что уголки загибать или ногтем что-то подчеркивать)...

        • Елена Славнова Читатель 28 сентября 2012 в 22:49 отредактирован 28 сентября 2012 в 22:49 Сообщить модератору

          Андрей Кашкаров, "Но артиста заказывают зрители. И издательства выпускают то, что покупается, что востребовано. "
          Не совсем согласна с этим. Народ потребляет то, что ему предлагают. Нужно воспитывать вкус читателя, и это в некоторой степени задача государства и СМИ.
          Была на последней книжной ярмарки, отметила, что достаточно много классической литературы в том числе. Если бы не читали, не было бы предложений

          Оценка статьи: 5

      • Лаура Ли, думаю, что книга все-таки устоит. Как иногда приятно сесть в тишине и погрузиться в какой-нибудь исторический и фантастический роман...Но есть одно но: книга в том виде, в котором она существует сейчас, может все-таки и "подвинуться". Я, например, давно уже пользуюсь электронной книгой и не вижу в этом ничего плохого, то есть не считаю себя предателем книги печатной. Кстати, их я тоже с удовольствием читаю...

      • Лаура Ли,
        ну Маринину вы зря так не любите... Мне кажется, она один из немногих авторов своего жанра на сегодняшний день, который действительно стоит читать. Да и женщина она умная, на мой взгляд. Говорю исходя из интервью, которые с ней были

        Оценка статьи: 5

        • Елена Славнова, и я одно время зачитывалась ее книжками. Есть все, что должно быть в классическом детективе: харизматичная героиня, оттеняющее ее окружение, интрига, немного психологии, немного юмора, немного драмы. Единственное, как и Юденич, она любит давать уж очень подробную биографию каждого героя, в том числе второстепенного.
          Может быть, это ужасно, но я и Донцову читаю с удовольствием. Я обожаю ее Дашу Васильеву, интеллигентную, неконфликтную, изобретательную. Мне нравится читать про ее расследования, про то, как она с юмором изображает нашу современную российскую действительность. Серия про джентльмена сыска Ивана Подушкина тоже великолепна. Сам Подушкин, такой немного старомодный старый холостяк, мне очень нравится как литературный персонаж.

  • Что посоветуете почитать?

    Оценка статьи: 3

  • Читать или не читать? Какая разница.

    Роль чтения в процессе духовного роста человека не переоценить.

    Очень даже не сложно переоценить. К примеру, вам это удалось.

    Само по себе чтение не имеет прямого отношения к развитию духовности. Чтение, как и любой другой способ получения информации - это всего лишь инструмент. Важно, понимать такие вещи и не забывать их. Наделять предмет или явление свойствами, которые ему изначально не присущи - это что-то вроде создания кумира. Т.е. процесс скорее имеющий отношение к развитию бездуховности. Кто-то молится золотому тельцу, кто-то бумажному - суть та же.

    Оценка статьи: 3

  • Андрей Кашкаров,
    есть еще миф, что мы/вы - самая образованная нация в мире (по колическтву ВУЗов, что ли?).
    Мы/вы - еще самые великие. Самые гостеприимные. И так далее. Сами создаем эти мифы, сами ими и питаемся.
    В пользу чтения книг можно привести массу аргументов и цитат "из великих". Однако, важно а) что читать б) как читать.
    И вот еще: чтение чужих трудов, на определенном этапе, начинает мешаеть формированию собственных мыслей. (А зачем? Ведь Толстой дал все ответы на все вопросы. А то, что он их дал под своим углом, в свое время, и тот факт, что, каким бы замечательным писателем и гуманистом он не был, он был человеком, а, как известно - homo errarum est).

    • 1) Цитата: "...Толстой дал все ответы на все вопросы."
      Игорь Ткачев, есть ещё миф, что Бог/Аллах/Будда...
      дал все ответы на все вопросы.
      2) Неважно что читать и как, важно не тупеть от чтения.
      3) От чтения нет пользы. Польза есть лишь от применения прочитанного.

  • Книга - это не то, что напечатано на бумаге и имеет привычный формат. До изобретения бумаги тоже были книги, теперь они имеют вид компьютерных файлов. Большой пласт истории уходит в прошлое, библиотекарь - вымирающая профессия. Для людей, страдающих аллергией на бумажную пыль, это выход. И насильно сажать ребёнка за книгу нельзя. И я очень рада, что на смену классических библиотек пришла электроника (если бы я не начала создавать электронную библиотеку, то сейчас моя 1-комнатная квартира, без преувеличения, была бы уже вся завалена книгами). Время покажет.

  • Важный совет дан в финале: "Читайте сами". Меня прямо умиляют родители, которые жалуются, что дети ничего не читают, а сами и забыли, когда это делали.

  • В свое время я читала запоем. Сейчас гораздо меньше. Выбирать стало трудно. Мои сыновья читают очень много. И печатные и электронные и аудиокниги. Мне очень нравится обсуждать с ними прочитанное. как хорошо слышать мнение не "вдолбленное" учителем литературы. Удивительно, но средний назвал своей любимой книгой "Обломова". И мы долго спорили всей семьей о национальном русском характере, о практичности, рациональности и задушевности. Младший Куприна сейчас читает. Говорит, что женится на той, которая сможет быть женой как в "Кусте сирени". А вот Ильф и Петров, фантастика Ефремова на удивление вызывают полное неприятие и у сыновей и у их друзей.
    К сожалению, много хлама сейчас печатают.

    • Елена Гордеева, насчет Ильфа с Петровым - современные подростки просто не понимают, про что это. А Ефремов и у меня вызывает отторжение

      • Мария Семенихина, не нужно личные наблюдения над ограниченным кругом лиц обобщать до "современные подростки просто не понимают". Знакомые мне современные подростки вполне понимают и читают-перечитывают. Значит, "просто не понимают" - знакомые вам современные подростки.

        • Люба Мельник, уточним: подростки, знакомые мне и Елене Гордеевой

          • Мария Семенихина, точно так же было бы справедливо вам написать о знакомых вам подростках.
            Я попыталась перечитать Ильфа и Петрова, а также Ефремова, не предвзято, как бы впервые, и с удивлением поняла, что их популярность в значительной мере продукт тогдашней рекламы и своеобразного быта.

            • Елена Гордеева, что читать Ильфа и Петрова, а также Ефремова порой было не столько зовом сердца, сколько маркером принадлежности к определенной тусовке - это да. Хотя Ильф и Петров не так просты, как кажется. А вот Ефремов - недурной стилист, но фигура действительно во многом дутая (похоже, взрослых читателей интересовал не он сам, а всякие пикантные мелочи в его текстах, которыми, например, просто нафаршировано "Лезвие бритвы").

          • Мария Семенихина,
            "подростки, знакомые мне и Елене Гордеевой" - так вы могли бы сказать, будь у вас с Еленой общие знакомые подростки.
            То же - некорректно говорить о вообще "взрослых читателях" ефремовских романов (называя при том лишь Лезвие бритвы). И говорить это сейчас - не имея в виду те времена, когда романы появлялись и занимали ум и воображение тогдашних читателей.
            Наконец, советую вспомнить наши правила: в блоге статьи обсуждается статья. Вы же взялись комментировать комментарии, оставленные здесь два года назад. Не надо так делать.

  • Огромная благодарность автору за хорошую статью.
    Скажу личное замечание - сейчас появилась мода на чтение. В общественном транспорте человек, читающий книгу (электронную ли, бумажную ли - не суть) перестал быть редкостью. Но что плохо - это именно "мода". Атрибут этакого стиля, чтобы все посмотрели " а какой я невообразимый". Не скажу, что плохая мода, но если не проявляются требования к качеству текста, к его атмосферности и степени позитивного влияния на читателя и его развитие как личности, то это - мусор в большинстве. И "раскрученность" автора здесь не показатель.

  • Есть очень необычная книга. Адлер М. "Как читать книги". Про чтение великих книг. Как раз сейчас читаю. Может, еще кому информация пригодится

  • По поводу эпиграфа. Знакомый - молодой парень, 20 с хвостиком -написал в своем блоге: "Все чаще, когда спрашиваю людей, читали ли они Стругацких, слышу в ответ:"А кто такой Стругацких?".
    Вот так.

    • Элоиза Фульбер, ну всему свое время. Популярность Стругацких сейчас, увы, прошла. Поколения 30-40-летних еще их помнят и ценят...
      Кстати, о чтении и современности. Классика - конечно, хорошо, но как научить детей разбираться в современной "серьезной" литературе, если не всякий учитель литературы (не говоря о родителях) им тут может помочь? Вот много мы знаем девочек, обливающихся слезами над судьбой прилепинского Саньки, как их бабушки плакали над Оводом?

  • Ммм... я читала "Овода" когда-то и не помню, над чем там плакать. Там вроде об итальянских карбонариях рассказывается?
    А серьезная литература... да кто ее знает... Я вот тоже не разбираюсь. Вот, например, романы Эко - это серьезная литература, как Вы думаете?

  • viking1105 Читатель 28 сентября 2012 в 20:24 отредактирован 27 мая 2018 в 18:56 Сообщить модератору

    На мой необразованный взгляд - да, серьезная.

  • Увы, автор во многом прав.

    Оценка статьи: 5

  • Вопрос: "Читать или не читать?"
    Ответ: "Читать!!!"
    Все эти электронные "прибамбасы" - это для лентяев.
    Давно уже подмечено, что в процессе чтения должны участвовать ЗРИТЕЛЬНЫЕ анализаторы. А если только слушать, толку мало. Из головы эта информация выветрится очень быстро.

    Оценка статьи: 5

    • А у меня, Магдалина Гросс, на "электронном прибамбасе" огромная библиотека, я уже одной книжкой при поездке на дачу обойтись не могу. Хотя у меня и там собрана небольшая библиотека.
      Но на Е-буке у меня уже, наверное, больше 1000 разных книг и каждую можно читать в зависимости от настроения.

      Оценка статьи: 5