• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Декабрьские праздники этрусков. Какими они были?

Декабрь — исход года — в недосягаемо далекой от нас Этрурии был насыщен торжествами, что называется, под завязку (древние римляне позднее переняли у них эту традицию, добавив к ней кое-что свое). Впрочем, следует оговориться: в разные времена количество празднеств колебалось, например, когда этруски позднего времени стали забывать ранних божеств, которым поклонялись некогда их предки, они переставали почитать их и соответственно — чествовать.

До чего знакомая картина! — Мы тоже далеко не все помним из обычаев предков, а вот поди ж ты — живем, порой не подозревая об исконном значении тех или иных понятий и даже пытаясь приписать им изначальные смыслы, коих не было, и называем это — наукой…

Впрочем, давайте ближе к делу, точнее, к праздникам этрусским.

3 декабря

Это день Боны Деи, богини благополучия и справедливой доли. Она была древнейшей небожительницей, являлась одной из богинь-матерей, имя которой запрещалось произносить вслух. В ритуалах, посвященных Боне Дее, мужчинам участвовать возбранялось, а если некий любопытствующий нарушал запрет, его ждала суровая кара.

Богиню эту связывали с лесом, растительностью, прежде всего, с целебными травами (и вправду, какое благополучие при хвори в доме?), магией. Ей посвящали рощи, часовни с очагами, зеркала, а изображали с рогом изобилия и… змеями как символами женской силы и тайны, связи с предками и девственности, — как ни парадоксально.

Называли Бону Дею полевой, кормилицей, целительницей. Позднее стали отождествлять с женской ипостасью известного затем в античные времена мифологического персонажа Фавна (у этрусков он звался Сельве), которая приняла вид змеи, дабы избежать кровосмесительной связи со своим отцом Фавном.

5 декабря

Кстати, неслучайно вслед за возданием почестей Боне Дее проводился праздник в честь бога пастухов и животных Сельве, сиречь позднейшего Фавна. Следует отметить, что особое пристрастие к этому божеству отмечалось в низших слоях общества, где он считался могучим богом, спасителем, непобедимым борцом. Некоторые исследователи полагают, что по характеру и полномочиям Сельве близок славянскому Волосу/Велесу.

13 декабря

На этот день приходились Сементивы, сельский праздник посевов, посвященный богине Уни, которая вообще-то была женой верховного бога Тина, то есть являлась царицей небесной, но в крестьянском представлении олицетворяла покровительницу земли. В дальнейшем она была соотнесена с Церерой.

15 декабря

На эту дату приходились торжества в честь Невунса (Нева), который позднее в Риме преобразовался в Нептуна. Особенностью празднеств являлось то, что божество представлялось конным, т. е. всадником. Нев/Невунс был не только богом морей (более того, он стал таковым в более поздние времена), но и олицетворением подземной влаги, орошающей землю, стало быть, был связан с плодородием. Не удивительно, что этот небожитель считался покровителем и защитником людей.

17 — 23 декабря

Долго и истово прославляли жители Этрурии бога Сатре, покровителя сытости и результатов труда (в античные времена эта неделя восхвалений была названа сатурналиями). Сатре почитался этрусками как «бог Небесной долины», соотносился с астрологическим знаком Стрельца, с ним было связано представление народа о «золотом веке», который принесет всеобщее равенство и изобилие.

Стало быть, коммунистические (или утопические) идеи не были чужды людям и в те далекие времена. Есть основания считать также, что римские карнавальные сатурналии берут начало в этрусской традиции, и если это так, то целая неделя в декабре была карнавальной: рабы переодевались в господ и наоборот. А завершалось действо принесением в жертву избранного на это время «царя» из числа рабов или преступников.

19 декабря

До чего любопытна цепочка декабрьских торжеств! Вслед за карнавальным переодеванием рабов в господ следовал День освобождения рабов. Смысл событий, совершавшихся в этот день, не нуждается в особых пояснениях: 19 декабря раб мог получить свободу по воле хозяина либо за счета выкупа, а дальше… А затем бывший раб мог сделать карьеру, вплоть до головокружительной (например, не вдруг, но постепенно дорасти до сенаторского статуса или стать советником правителя).

21 декабря

День Дивы Ангероны — замечательный праздник в честь богини, вновь приводящей на землю Солнце. Эта Небесная дева была способна поворачивать ночь вспять и обеспечивать в дальнейшем увеличение продолжительности дня. Она же отвечала за появление плодородной живительной силы солнца по окончании зимы.

Будучи поначалу одной из высших тайных богинь женской жреческой касты, связанной, помимо прочего, с утешением в горе и исцелением, а значит, с возрождением и перерождением, в поздний период существования оказалась забытой. Увы, так бывает не только с небожителями…

23 декабря

Это очень милый и уютный праздник Ларенталия, который посвящен Ларам. Поскольку Лары (Лазы) были благими духами, связанными с предками (в ряде случае — обожествленными), то в этот день «именинниками» были дети и все домашние духи. Между прочим, в жилищах этрусков были устроены специальные храмы — ларенталии, и если провинившийся раб приходил туда с молитвой, то хозяин уже не мог его наказать.

* * *
Реконструкция древних традиций — дело сложное и кропотливое, а в отношении этрусков — особенно. Приходится анализировать не только археологические находки, но и заимствования, коих, например, в Древнем Риме было великое множество (и не случайно: население, особенно, сельское, очень долго хранило и воспроизводило этрусские обычаи и обряды, а после войны патрициев с плебсом многие из них вышли на государственный уровень и сохранились в источниках). Так что, несмотря на то, что любые трактовки носят предположительный характер, тем не менее, эти предположения берутся не из воздуха, а строятся на конкретном историческом материале.
Статья опубликована в выпуске 20.12.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: