Аристарх Двинский Дебютант

Как обнаружить киноляп в любимом фильме? Внимательному зрителю...

Режиссеры, операторы, монтажеры, звуковики, одним словом, вся та огромная команда, которая причастна к созданию киноискусства, тоже живые люди и имеют право на ошибку. И ошибаются, конечно!

Что такое киноляп?

Допущенные ими ошибки принято называть киноляпами. Что такое кино, понятно всем. Слово же «ляп» происходит от латинского lapsus и переводится на русский как падение, ошибка. В итоге, говоря языком энциклопедии, киноляп — это технические либо логические ошибки, возникающие при создании (съемках или монтаже) фильма или мультипликации.

Эту нетипичную историю мы любим пересматривать не только "искючительно" при встрече Нового года. Любую оплошность, которую вы заметили с экрана телевизора, можно смело причислять к этому понятию. Хотите попробовать? А может быть, прямо сейчас, навскидку, вспомните несколько проколов из недавно просмотренных фильмов? Тогда знайте, что киноляп киноляпу рознь, и в этом, казалось бы, несерьезном деле есть своя…

Классификация киноляпов

Чтобы особо не лезть в дебри, рассмотрим самые значимые группы этой классификации.

Фактическая ошибка. В основной массе это исторические ляпы и анахронизмы. Сюда же относится неправильная трактовка законов природы, логики и языка. Зрителя непреднамеренно вводят в заблуждение, например, касательно точного года или места события, отображенного в фильме.

Еще пример: смотрите вы эпопею про славных героев Первой мировой войны и видите, как со стороны России в бой вступают танки. Все бы хорошо, но история нам говорит, что в русской армии в те времена не было ни отечественных, ни импортных танков.

Кадр из фильма "День Независимости"(1996). И не стыдно Голливуду нанимать неграмотных консультантов, не знающих географии с историей? Такие исторические ляпы возникают, скорее всего, из-за экономии создателей фильмов на консультантах. Кто-то их не нанимает вообще, кто-то дешевых и низкопрофессиональных. Отсюда и результат.

Что касается логических ошибок, либо проколов вследствие незнания законов естественных наук, то такой ляп может серьезно впечатлить особо неискушенного зрителя. Вспомните известный и любимый режиссерами боевиков штамп, когда машина взрывается от попадания пули в бензобак. Но зажечь или взорвать бензобак практически невозможно. Бензин загорится лишь в том случае, если он будет находиться на открытой поверхности, так как для горения необходим кислород.

Примеры.

«Утомленные солнцем» (Россия — Франция, 1994 год). События фильма происходят в 1936 году. В одном из кадров нам показывают дворника, который поливает перила моста. На этих самых перилах висит плакат фильма «Светлый путь», вышедшего на экраны 4 года спустя (в 1940 году).

Сериал «Секретные материалы» (США, 1993 год). В одной из серий Малдер и Скалли касаются голыми руками соляной кислоты. И никаких ожогов или малейшего намека на них.

Ошибка связности сюжета. Наиболее распространенная ошибка в кино. И больше всего таких ошибок происходит с антуражем фильма, то есть с обстановкой, предметами или средой. Это может быть внезапное исчезновение, к примеру, вазы с цветами со стола (в прошлом кадре стояла и по сюжету никто убрать ее не мог).

Или такая иллюстрация: герой фильма кладет записку в правый карман пиджака, а буквально спустя минуту, никуда не пропадая для зрителя из кадра, достает ее из левого кармана брюк. «Ловкость рук и никакого мошенства»!

Благодаря таким сюжетным упущениям, понимаешь: в кино возможно все! И начало сумерек за окном после ночного пейзажа, и волшебное перемещение из Тбилиси в Москву за полчаса на стареньких жигулях, и неоднократные метаморфозы с прической героини (волосы то короткие, то длинные), и даже появление киноартиста на вокзале и в музее города одновременно.

Примеры.

М/ф «Чебурашка идет в школу» (СССР, 1983 год). Чебурашка не может прочитать телеграмму, из-за чего он не встречает крокодила Гену. Неумение читать побудило Чебурашку пойти в школу. В самом же первом мультфильме («Крокодил Гена») мы можем увидеть, как наш ушастый герой без проблем прочитывает объявление своего будущего друга крокодила.

«Криминальное чтиво» (США, 1994 год). Винсент Вега (Джон Траволта) из пистолета в машине разносит парню голову. Да так, что части головы с мозгами не собрать воедино. Однако, когда труп бедной жертвы грузится в багажник, нашему взору отчетливо предстает целая и вполне красивая голова. Плюс к этому изо рта стекает струйка крови.

Явная постановочность сцены/Засветка. Во многих фильмах есть такие моменты, когда зритель понимает: без хорошего каскадера дело не обошлось. А бывает и так, что этот каскадер явно виден и мало чем напоминает главного, отнюдь не спортивного телосложения героя. В общем, как ни старались при съемках скрыть искусственность постановки, только наблюдательного зрителя не проведешь.

И вряд ли его глаз не приметит заранее прорезанное в стекле место для эффектного удара кулаком или след от краски на брюках до того, как их обладатель вляпался в нее, усевшись на покрашенную скамейку.

Что касается засветки, то, наверняка, это самый обидный киноляп для киношников. Снимают они, снимают энный дубль подряд. Наконец звучит «Стоп! Снято!». Все поздравляют друг друга с успехом. А на просмотре отснятого материала вдруг кто-то замечает отражение в стекле всей съемочной бригады. Оператор снимал большую и блестящую витрину магазина, все стояли рядом. Вот и засветились. И пусть теперь скажут спасибо своему внимательному коллеге: дубль можно (даже нужно) переснять, во избежание нареканий да гоготаний на премьерном показе.

Этот кадр вы не найдете в фильме "Троя", а ведь его вполне могли оставить. Съемочная группа оказалась внимательной. В общем и целом, каких только абсолютно лишних попаданий в кадр не знавал кинематограф. От попадания в кадр микрофона или другого кинематографического оборудования до где-то вдалеке пролетающего Боинга над античной Троей. Все рекорды побил фильм «Матрица». Знатоки утверждают, что отражение оператора можно увидеть в очках, зеркалах и даже дверных ручках.

Примеры.

«Приключения Электроника» (СССР, 1979 год). Электроник крутит Гуся над головой. Если приглядеться, можно увидеть трос, который удерживает хулигана Гуся.

«Терминатор» (США, 1984 год). Сара в баре листает телефонную книгу, чтобы найти свое имя. Рядом стоит бородатый мужчина и с интересом пялится на нее. Вы не поверите, но это сам Джеймс Кэмерон, режиссер фильма. Умышленная это засветка или случайная, история умалчивает.

Рассинхронизация звука и видео. А проще говоря, несовпадение звука и картинки.

Весь звуковой ряд фильма можно поделить на музыкальное сопровождение, шумовые эффекты и речь (голоса) персонажей. Ошибки происходят при наложении звуковиками этого аудиоряда на видеоматериал. И если из песни слов не выкинешь, а подходящая музыка только усиливает впечатление от просмотра, то всяческие шумы (стуки, скрипы, звуки техники и природных явлений) нужно грамотно и умело подобрать. Немыслимо перепутать звук шуршания листьев со скрипом снега. А вот грохот четырехтактного от двухтактного двигателя моторной лодки, пожалуй, лишь специалист различит.

Казусы происходят и с диалогами киногероев. По сценарию произносится одна фраза, однако в итоге по губам читаются совсем не эти слова. В советском кинематографе такие несоответствия происходили из-за жесткой цензуры.

 Именно зарубленная цензорами «синагога» читается по губам Варвары Сергеевны Плющ. В качестве примера вспомните фильм «Бриллиантовая рука» Гайдая и фразу героини Н. Мордюковой: «Я не удивлюсь, если окажется, что ваш муж тайно посещает любовницу!». А теперь замените слово «любовницу» на «синагогу» и, если у вас есть гайдаевский шедевр в записи, просмотрите эту сцену еще раз. Именно зарубленная цензорами «синагога» читается по губам управдома.

Сегодня тысячи людей в мире увлечены поиском проколов, логических, исторических и иных ошибок в фильмах. Некоторые зарубежные издательства даже выпускают энциклопедии киноляпов. А в Интернете можно найти десятки сайтов, которые посвящены их отлову. Если у вас возникло желание присоединиться к этой многочисленной армии «охотников» — вперед! Такая «охота» как минимум обогатит вас знаниями. И все-таки помните, что кино — это фабрика грез, часто просто конкретный вымысел, а не реальное отображение истории.

Обновлено 24.12.2009
Статья размещена на сайте 16.12.2009

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Аристарх Двинский, у нас тут снимали фильм "Брестская крепость" и уже показали 8-минутный трейлер. Так вот позади Холмских ворот (их выстроили дополнительно к существующим, чтобы взрывать) возвышается серебристый штык - от мемориала. Вот я и гадаю - неужели в фильме оставят? И мост построили не тот, что был (и есть) на самом деле, а тот, который был у главных трехарочных ворот. А ведь все мосты и ворота крепости - уникальны, со сложными подъемными механизмами.

    Впрочем, вчера я смотрела фильм "Я - русский солдат", там еще хуже - никакой крепости нет, а только башенки всякие.

    • Катерина Богданова, представляю, насколько сложно снять исторический фильм в современных условиях. Пусть и то, что происходило относительно недавно. Снять так, чтобы точно воссоздать былое.

      • Аристарх Двинский, но снимали-то в самой крепости! Консультировали научные сотрудники музея. И основа там очень благодатная - сохранилась даже плитка шестигранная, которая была у нас "при Польше". Так что если штык не уберут - будет печально.

  • Смешно когда от сигареты бензин взрывается.

  • Спасибо за статью!
    А вот здесь: http://kin-dza-dza.org.ru/topic504.html
    Мы собрали найденные ляпы из фильма "Кин-дза-дза"

    Оценка статьи: 5

  • В броневике из фильма "Мираж" легко узнаётся Нива, в фильме "Мэри Поппинс, до свиданья!" пианино возят на гэдээровском Мультикаре, Робертсон пробил трубу с помощью одного из манипуляторов закупленного к Олимпиаде Унимога (за технику валютой плочено, а они её сожгли!), пожарные машины - это вообще КамАЗы (ура Автоэкспорту!), ну и такси не лондонское, а скорее штутгартское.

  • Кстати о засветке. Во время эпизода в больничной палате ("Гостья из будущего") в стекле отражается оператор Лысых, сыгравший также в паре эпизодов.
    Забегая за угол, девочки и преследующие их пираты постоянно оказываются совершенно в другом районе Москвы.
    Алиса наблюдает роскошную панораму вечерней Москвы максимум с третьего этажа здания, стоящего в тихом переулочке.
    Ещё когда Коля спускается в подвал, где он должен обнаружить машину времени, рядом с ним по стене ползёт тень человека с камерой на плече.
    В будущем постоянно видны отражения, тени либо отсутствие оных вопреки законам оптики - большинство крупных объектов конца нашего века представляют собой повешенные прямо перед объективом камеры макеты либо наклейки на стекле. При полёте флаеров видны тросы, на которых они висят, а то и стрела крана.
    Алиса при вторжени пиратов в класс ещё в коротеньких носочках - в коридор она выбегает уже в гольфах до колен.
    Прыгают в одно окно, а выпрыгивают из разных. И попадают на улицу, хотя окна школьных коридоров смотрят на двор. Из окна прыгает не Весельчак (Вячеслав Невинный), а совершенно непохожий на него дублёр.

  • Аристарх Двинский, я думаю, нужно отметить, что все эти киноляпы находят, обычно, в самых любимых фильмах, тех, которые пересматривают по несколько раз. В плохих, которые раз посмотрел и забыл - неохота и киноляпы искать.

    Оценка статьи: 5

    • Марина Опарина, да, Вы правы! Кажется, даже хотелось Вашу мысль приписать в качестве резюме в конец статьи.
      С размером был перебор, да и приняли ее быстро, на удивление!
      И все-таки, находятся люди, которые даже в фильме класса Б пытаются прокол найти!
      Спасибо за оценку и коммент!

  • В одной из серий Малдер и Скалли касаются голыми руками соляной кислоты. И никаких ожогов или малейшего намека на них.
    С ума сойти. Каждый из нас носит в желудке эту самую соляную кислоту - и никаких ожогов...

  • понравилось! интересно и легко)

    Оценка статьи: 5