Юрий Москаленко Грандмастер

Андрей Петров: как киноактер чуть не стал шахтером?

19 декабря 1919 года, 90 лет назад, в Саратове, в семье провинциального 31-летнего актера Алексея Петрова появился на свет сын. Его назвали Андреем. Воспитанием мальчика чаще занималась мама, потому что отец постоянно был то на гастролях, то в театре. Кстати, маленький Андрей бывал у отца «на службе». Ему очень нравились гримёрки, где даже молодого человека за считанные минуты можно было превратить в старика, да и практически каждый спектакль превращался в праздник. Эта возвышенная атмосфера и повлияла на выбор подростка.

Когда Петрову-младшему исполнилось 12 лет, его отца пригласили в столицу, актером Центрального театра Красной Армии. Игра Алексея Митрофановича сразу же пришлась по душе зрителям. В каждой роли он смотрелся «своим», парнем из народа, умел подметить самые незначительные мелочи в характере того персонажа, которого играл. Не боялся импровизировать на сцене, тонко чувствуя настроение публики. Словом, для театра был настоящей находкой.

Андрей Петров в фильме «Донецкие шахтеры» Руководства ЦТКА быстро сориентировалось, где талант Алексея Митрофановича можно использовать по максимуму. В 1934 году его назначили директором театрального техникума, куда вскоре поступил и Андрей. В том же году Петров-старший стал заслуженным артистом РСФСР, причем не к «круглой» дате, как в то время практиковалось, а за серию спектаклей.

Казалось бы, все в судьбе Андрея Петрова складывается как нельзя лучше. Но 30 марта 1936 года, за полтора месяца до этого отметивший свое 48-летие, Алексей Митрофанович неожиданно умер. Это был страшный удар для всего театрального сообщества столицы. Но больше всех, конечно, переживал Андрей. Именно тогда он дал себе клятву в том, что продолжит дело отца.

В 1939 году Петров оканчивает техникум, и его принимают в труппу театра. Поначалу к нему присматривались, роли давали не очень охотно, хотя прежние друзья отца стали ему настоящими наставниками, всегда подсказывали, помогали дружеским советом.

В 1944 году Андрея впервые позвали на съемки фильма, правда, роль досталась эпизодическая. Зато в победном 1945 году в Сталино (нынешний Донецк) начались съемки фильма «Это было в Донбассе» по литературным материалам Бориса Горбатова. Героическая страница борьбы юных подпольщиков в годы войны была очень нужна для того чтобы подвигнуть молодежь на героические подвиги по восстановлению угольной отрасли. Фильм отсняли и монтировали достаточно быстро — уже 11 июля 1945 года, спустя через два месяца после Победы, состоялась премьера. Конечно, одной из самых ярких стала роль, исполненная Татьяной Окуневской, женщиной-вамп, по которой сходили с ума и Константин Симонов, и югославский генерал и президент Иосип Броз Тито. Но она предпочла журавлям в небе синицу в руках, и начала жить с Борисом Горбатовым.

Примечательно, что, когда пять лет спустя, в 1950 году, творческий дуэт Леонид Луков — Борис Горбатов взялся за съемки второй «донбасской картины» — «Донецкие шахтеры» — Окуневская не была задействована в картине, а Андрея Петрова пригласили в роли «приманки» для зрителей — после исполнения роли лихого Васи Тузова в фильме «Кубанские казаки» он стал очень популярным.

Фильм "Шли солдаты" мало кому запомнился. Но Петров был в нем неотразим Но сами съемки в «Кубанских казаках» не принесли особой радости. Эмоциональней всех об этом фильме высказался Юрий Любимов, который вспоминал: «Вот я стою в шелковой рубахе с пояском, выкрашенный блондином с пучком завитых волос, ну, как и полагается в такой скверной копии американского мюзикла. И вдруг тут же, на этой выставке достижений сельского хозяйства, смотрит бабка старая, в рваном ватнике на это, то, что творится, а мы изображаем, что мы тут тоже ходим-смотрим: селяне. И она меня спросила: «Скажи-ка, дорогой, из какой же это жизни снимают?» Я говорю: «Да из нашей, бабушка». Она говорит: «И не стыдно тебе, молодий, а все врешь, и врешь?».

Но вернемся к фильму «Донецкие шахтеры». Петрову в нем досталась роль Василия Орлова. И хотя солировали опять другие — Петр Алейников и Василий Меркурьев (получивший за эту роль Государственную премию СССР), но и Петров входил в квартет главных героев. И опять его вряд ли удовлетворил этот «производственный роман», в котором постоянно ломается угольный комбайн, вокруг которого и разворачиваются основные события. Но, с другой стороны, в Петрове признали «своего» донбасские шахтеры, и на творческих встречах всегда делали предложение: «Если в кино что-то вдруг не пойдет, приходите работать к нам на шахту!» Однажды Андрей Петров чуть было не согласился…

Но, пожалуй, самый запоминающийся фильм с участием Андрея в 50-е годы — экранизация романа Горького «Мать», где ему довелось сыграть роль Андрея Находкина. Эта роль киноактера вполне запоминающаяся.

В 60-е годы Петров пробует себя в режиссуре: он поставил несколько спектаклей в родном театре, который стал Центральным театром Советской Армии. А вот супругу присмотрел себе в другом месте — во МХАТе. Татьяна Ленникова тоже снималась в кино, правда не так часто, как ее супруг. Но по воспоминаниям друзей — это была очень органичная пара, где на первом месте были любовь и уважение. Вопреки скоротечным театральным бракам, их союз просуществовал десятилетия и помогал и Андрею и Татьяне в творчестве.

Петрова охотно приглашали в ставшие культовыми фильмы. Такие как, например, «Адъютант его превосходительства», «Вечный зов» и другие.

Андрея Алексеевича не стало 11 июля 1990 года, а супруга пережила его на три года. Кстати, Татьяна Ленникова всю жизнь прослужила в одном театре: как пришла в него в 1950 году, так и до самой смерти участвовала в спектаклях…

Обновлено 6.04.2018
Статья размещена на сайте 18.12.2009

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: